ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Меньшикова Н.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В двадцать первом веке большое внимание уделяется молодому поколению: их и интересам, их поведению, их ценностям, стилю их одежды, повадкам. Но, пожалуй, одна из самых главных проблем, волнующих человечество, – ценностные ориентации и ценности молодежи в современном, таком динамичном обществе. По определению, которое дает Крысько В. Г. , ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

На наш взгляд, данная тема была актуальна всегда, она неизменно остается актуальной на протяжении всего существования общества. Особую значимость эта проблема приобретает в современной переходной ситуации, сопровождающейся переоценкой духовных, политических и экономических ценностей и трансформацией в различных социальных институтах. Сейчас молодежной среде уделяется особое внимание как среде формирования будущего нашей страны. Подвижность системы ценностей современной молодежи приковывает еще большее внимание к данной проблеме. Молодежь, делая свой выбор, определяет наше будущее. Именно это определяет актуальность данной темы.

Нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление и изучение ценностных ориентаций и интересов современной студенческой молодежи.

Объектом исследования стало мировоззрение юношей и девушек, предметом – ценностные ориентации и интересы студенческой молодежи.

Анализ и исследование ценностей и интересов молодежи имеют огромное значение для изучения эволюции духовной сферы общества. Ценностные ориентации выражают отношение современного молодого поколения к проблемам современного общества и его устоям, а их изучение дает возможность их корректирования, направления в нужное для нормального развития общества русло.

Каковы же интересы современной молодежи сегодня? Анализ литературы позволил выявить следующие интересы.

Интернет. Нельзя его не отметить первым, потому что практически вся молодежь «зависает» в виртуальности. Парни и девушки живут в нескольких мирах. И, как это ни печально, виртуальный мир вытесняет реальность. Форумы, социальные сети, развлекательные порталы…. Они способны удерживать людей у мониторов компьютеров и ноутбуков чуть ли не сутками. Порой складывается впечатление, что парни и девушки, «живущие» в онлайн режиме, ленятся выходить в реальный мир. Виртуальность очень удобна тем, что можно многое сказать, прокомментировать, обсудить, и не бояться осуждающих взглядов.

Принято считать, что понятие «мода» больше относится к девушкам. Модничать любят и многие парни. И они не считают, что в этом есть что-то постыдное. Они готовы даже потратить всю зарплату на новые вещи. Юноши тоже любят выглядеть отлично, шагая только в ногу с модными тенденциями.

Клуб – это место для знакомств, отдыха и приятного времяпровождения. Без них современная молодежь не представляет жизни. Именно через музыку новое поколение стремиться передать абсолютно все свои эмоции, ощущения, чувства, переживания, взгляды. Именно поэтому стали часто зарождаться все новые музыкальные течения.

Книги. «Страшилочки», «ужастики», книжки про различных вампиров и оборотней. Нравятся молодежи книги таких жанров, как ироничный детектив и романы. Молодежь предпочитает компактные книжечки или книги в электронном варианте.

Билеты в кинотеатры раскупаются с космической скоростью. Появились различные форматы видео. Завоевала популярность «тридешка» (формат 3D).

Спорт. Самые популярные его виды: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Несмотря на технический прогресс, спорт является одним из увлечений современной молодежи. Особенно современные виды спорта. Нельзя не вспомнить о скейтбордистах, которые занимают площади и проспекты городов.

Дискотеки. Это можно относить к клубам, но мы решили рассмотреть этот «интерес» отдельно, так как в нем есть некоторые свои нюансы. Молодежь привлекает не только танцы и новые знакомства. Их успокаивает цветомузыка и музыка. Они будто «настраивают» всех на нужную волну. Молодежь может быстро снять стресс, если приносит его на дискотеку.

Компьютерные игры. Им столько посвящено журналов, статей, сайтов. Пользуются успехом игры, которые созданы по сюжету любимых фильмов или телепередач. Особенно те игры, в которых парни и девушки находят себя. Ни девушки, ни парни не задумываются об игровой зависимости.

Деньги. Потому что они больше хотят приобрести, чем люди с иной возрастной категорией. Современной молодежи необходимо показать, какие они самодостаточные и независимые. При этом, каким способом этот «достаток» достигнут многих не интересует.

Фильмы эротического содержания, комедии с элементами пошлостей, порнографические сцены – это тоже неотъемлемая часть интересов молодежи.

Секс. Как бы дико это не звучало, но секс и молодежь – это «неразлучная парочка». И парни, и девушки уже привыкли заниматься любовью на первом свидании. Они считают это нормальным и естественным. Отсюда и «не стеснения» по поводу пошлостей и интимных вопросов

В качестве методик исследования были использованы:

  1. Методика "Ценностные ориентации" М.Рокича.

  2. Тест «Смысложизненные ориентации» в адаптации Д.А. Леонтьева.

На этапе исследования передо нами стояли следующие задачи:

  1. путем исследования выявить ценностные ориентации и интересы молодежи;

  2. исследовать представления о жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь.

На первом этапе работы проводилась диагностика студентов по методике М. Рокича и тесту СЖО для определения содержания системы ценностей и интересов.

На втором этапе работы проводился анализ полученных результатов.

Исследование проводилось среди юношей и девушек 18-25 лет. В исследовании приняли участие 6 человек, среди них 2 юношей и 4 девушки.

  1. Методика "Ценностные ориентации" М.Рокича.

Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Тест-анкета выдавалась 6 испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая – 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов – значимые; 7-12 баллов – менее значимые; 13-18 баллов – не имеющие значения.

После проведения данной методики мы получили следующие результаты:

Среди девушек и юношей высокое значение имеет такие ценности как:

  1. “здоровье”

  2. “наличие хороших и верных друзей”

  3. “материально обеспеченная жизнь”

Молодые люди поставили на последнее место:

  1. “счастье других”

  2. “красота природы и искусства”

  3. “творчество”

  4. “непримиримость к недостаткам в себе и других”.

Также можно сделать вывод о том, что девушки более склонны к ценностям духовным и эстетическим, в то время как юноши – к материальным.

2. Методика Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Реализовав данную методику, мы сделали вывод о том, что общий показатель осмысленности жизни в группе, по шкале процесс жизни, показатель по шкале цели в жизни, по шкале удовлетворенность самореализацией, локус контроля-Я, управляемость жизни – находится в границах выше среднего значения нормы.

Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. И главным здесь является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит оценить свою жизнь целиком. В исследовании мы выявили, что показатель осмысленности жизни в группе находится в границах выше среднего значения нормы.

Таким образом, испытуемые студенты – это люди, которые ориентируются на западное мышление. У молодежи мышление индивидуализма конкурирует с духом коллективизма. Ценностные ориентации молодежи скорее похожи на инстинкты, чем на идеи. Так как современная молодежь не представляет свое существование без интернета и телевидения, то существенную роль в формировании ценностных ориентаций и интересов следует отнести СМИ. В целом в сознании российской молодежи прослеживается «переплетение» традиционных и инновационных ценностей.

В итоге исследования ценностных ориентаций современной молодёжи необходимо заметить, что традиционные ценности и интересы, смыслы, нормы и правила общества по-прежнему актуальны для молодежи. По ряду вопросов позиция молодежи достаточно близка к общепринятой, а по части норм семейных отношений они даже более требовательны, чем поколение «отцов».

Просмотров работы: 5849