«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ СТУДЕНТАМИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ СТУДЕНТАМИ»

Геффель А.Г. 1, Двуречанская О.В. 1, Масютин Н.Г. 1, Баландина Е.В. 1, Зуб М.А. 1, Демченко О.П. 1
1ГБОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Речь человека – это его вербальный портрет. Речь целой группы или еще шире – социальной прослойки общества - составляет речевой портрет социальной группы. В ХХ – ХХI веках, когда слово, убедительное, конструктивное, в человеческом взаимодействии приобрело первостепенное значение, повышенное внимание к речевому портрету языковой личности или целой социальной группы вполне оправдано.

Успех трудовой деятельности молодого специалиста зависит от того, насколько полно он владеет нормами литературного языка, умело выбирает и использует языковые средства, способствующие достижению поставленных задач коммуникации, соблюдает этику общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Это и есть речевая компетентность, которая должна формироваться у будущих специалистов и без которой невозможно представить общую культуру молодого человека.

Понятие «компетентность» неотделимо от понятия «профессионализм». В основе этих качеств лежит правильная, яркая, эмоциональная речь, при помощи которой достигаются взаимопонимание между людьми, успешное общение с окружающими, профессиональный успех. Речевая компетентность придает уверенность в собственных силах, помогает правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.

Таким образом, речевая компетентность содержит три составляющих компонента:

-нормативный компонент – это, прежде всего, правильность речи, соблюдение норм литературного языка;

-коммуникативный компонент – выбор необходимых для поставленной цели языковых средств, помогающих выражаться точно, логично, образно;

-этический компонент предполагает применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, то есть соблюдение речевого этикета.

Актуальность исследования.

В современном мире наблюдается широкое распространение употребления ненормативной лексики.

Как утверждают многие современные исследователи, нынешняя русская речь находится в состоянии глубокого кризиса. Одними из важнейших доказательств (помимо многих других) является расширение употребления нецензурной брани, сленга, заимствование англицизмов, появление новых слов, правописание которых не утвердилось. Поэтому проведение исследования, каким образом изменение языковых нормативов в социуме и, в частности, студенческой среде, связано с трансформациями общественного и индивидуального сознания и бессознательного, а также с проявлением тех или иных коммуникативных качеств является довольно актуальным.

По данным Фонда «Общественное мнение» нецензурная лексика сегодня распространена среди россиян очень широко.Согласно данным социологического исследования, наиболее активно нецензурную лексику использует молодежь.

В частности, студенты (по их собственному признанию) постоянно употребляют в своей повседневной речи нецензурную лексику, и делают это с определенной периодичностью. Использование ненормативной лексики в своей речи, по мнению молодых людей, позволяет сделать ее более эмоциональной, живой, быть лучше понятым среди людей.

Проблема.

Каким образом изменение языковых нормативов в социуме и, в частности, студенческой среде, связано с трансформациями общественного и индивидуального сознания и бессознательного, а также с проявлением тех или иных коммуникативных качеств.

Объект исследования.

Объектом исследования является употребление ненормативной лексики обучающимися в среднем специальном учебном заведении.

Предмет.

Предметомисследования являются социальные и психологические факторы употребления ненормативной лексики.

Цели, задачи и методы исследования.

Цели:

- выявить факторы, влияющие на употребление ненормативной лексики студентами;

- определить возможность коррекции процесса распространения мата в студенческой среде.

Задачи:

- подобрать и изучить имеющуюся литературу по теме;

- провести социологический опрос студентов I-II курсов;

- сделать проблемно – ориентированный анализ данных анкетирования;

- обобщить полученные результаты в виде исследовательской работы.

Мы использовали такие методы исследования, как подбор и изучение литературы, социологический опрос, обработка статистических данных.

Гипотеза.

Предполагается, что расширение сфер употребления ненормативной лексики в современном обществе - ее проникновение в шоу-бизнес, политику, СМИ, литературу и искусство, обыденную речь, связано с динамикой отношения общества и разных социальных групп к факту ее использования, а также с размыванием границ общепринятых духовно-нравственных ценностей, ростом интолерантности, раскрепощением норм поведения, снижением культуры общения.

Основная часть.

Проблема эффективной речевой коммуникации на новом этапе социально-экономического развития России особенно актуальна и значима в медицинской сфере. Образовательная политика государства направлена на повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности.

В нормативных документах РФ содержится подтверждение того, что перед профессиональным образованием стоит задача подготовки специалиста, обладающего готовностью к речевой коммуникации, стремлением к овладению знаниями и умениями речевой коммуникации, ориентацией на речевую коммуникацию как ценность.

Но, к сожалению, коммуникативно-речевые качества молодого человека развиваются в непростой культурно-речевой ситуации, сложившейся в современной России. Молодёжь опирается не на образцы русской словесности, а на высказывания, содержащие недостатки. Речь многих публичных людей, на которых мы в первую очередь должны ориентироваться, далека от языкового идеала, она изобилует словесными штампами и косноязычием. Зачастую они оказываются «примером» невысокого уровня культуры общения.

Современные средства массовой информации и общение в Интернете негативно влияют на формирование языкового вкуса студенческой молодёжи. Большинство из них знакомы с основами знаний в области культуры речи. Речь, к сожалению, засоряется жаргонизмами, просторечиями, англицизмами, американизмами, иноязычной, вульгарно-бранной и прочей ненормативной лексикой и фразеологией, не соблюдаются литературные языковые нормы. Это свидетельствует о недопустимо низком уровне коммуникативно-речевой культуры большой части студенческой молодёжи.

Африканская пословица гласит: «Для того чтобы вырастить ребенка, необходимы усилия целой деревни». Действительно, для того подготовить грамотного, конкурентоспособного специалиста, необходимо создание такой учебно-воспитательной среды, которая обеспечивала бы развитие речевой компетентности. Речь идёт о процессе обучения и воспитания как специально организованном образе жизни студента с ясно обозначенными целями, формирующими общие и профессиональные компетенции, как необходимой и обязательной части профессиональной подготовки будущего медика.

Целью воздействия учебно-воспитательной среды является развитие профессионально-значимых качеств, входящих в состав профессиональной компетентности специалиста, а именно выработка навыков речевой коммуникации, поскольку становление личности будущего медицинского работника целиком построено на взаимодействии между людьми с различными социальными статусами и установками. Подобная среда возникает в результате создания и поддержки культуры гуманистических отношений между студентами, преподавателями, друзьями учебного заведения, сотрудничества в атмосфере обучения и воспитания с увлечением, научных поисков, общекультурной деятельности на основе близких духовных интересов и ценностей.

В создании учебно-воспитательной среды для развития культуры речевой коммуникации особое место принадлежит вопросу личностно-ориентированного образования. В связи с этим учебный процесс должен быть направлен на развитие личности через самореализацию, самораскрытие и саморазвитие своего потенциала, принятие и освоение ею собственной свободы и ответственности за жизненные выборы. При этом будущий специалист сначала (1-2 курсы) впитывает всё представленное культурное педагогическое богатство и наследие, а затем (3-4 курс), становясь активным её субъектом, начинает осознавать необходимость индивидуально её преобразовывать и дополнять.

Часто будущие специалисты недооценивают важность речевых компетенций. Происходит это, во-первых, потому что они не задумываются о том, как они говорят и какое впечатление производят на собеседника. Почти все говорят «как придётся». И, во-вторых, потому, что они не видят себя со стороны. Выход из кризисной языковой ситуации не может произойти автоматически и предполагает не только самые решительные меры со стороны общества, но и существенную перестройку отношения людей к слову, формирование языковой и речевой культуры.

Роль среднего профессионального образования в становлении духовных идеалов молодежи, её самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта в последние годы увеличивается. Способствовать формированию профессиональных навыков и умений рационального речевого поведения будущего медика – такую задачу ставят перед собой преподаватели не только русского языка, но и преподаватели математики, педиатрии, терапии, хирургии и другие.

Работа по развитию культуры речевой коммуникации включает в себя несколько организационных направлений, затрагивающих процесс воспитания и обучения:

-организация лекций с конкретизацией и доведением до студентов целей и задач преподаваемых курсов, выделение проблемного поля предметов, построение познавательной деятельности в рамках самостоятельной работы студентов на проблемном материале, требующем активной мыслительной творческой деятельности студентов, через построение заданий и вопросов, активизирующих процессы анализа, синтеза и обобщения познаваемого материала;

-организация семинаров и лабораторно-практических занятий на основе выполнения задач различного уровня сложностей, требующих индивидуального и коллективного решения, заданий, предполагающих включение студентов в творческое прохождение всех этапов решения творческой задачи, от выдвижения гипотезы и создания проекта до практической реализации данного проекта;

-поддержка и формирование самодеятельных коллективов студентов, предоставление возможностей в выборе направлений деятельности в рамках образовательного пространства, где конечной целью является развитие отношений между всеми участниками процесса, основанных на самоуправлении;

-расширение информационного пространства в процессе обучения, как через увеличение научных фондов библиотеки, улучшение услуг пользования литературой, включение в образовательный процесс новых курсов и спецкурсов по использованию информационных технологий, так и через обеспечение информацией о взаимодействии колледжа с внешними учреждениями и организациями, проведение совместных исследований, мероприятий и т.д.;

-развитие традиций колледжа посредством стимулирования и организации творческой самодеятельности студентов в плане их жизнедеятельности, как на уровне колледжа и отделения, так и на уровне студенческой группы и конкретного студента;

-организация групповой и индивидуальной самостоятельной деятельности.

Главным в создании обозначенных выше условий является не сама по себе занятость студентов, включенность их в студенческую жизнь на уровне «праздного» интереса, а формирование учебно-воспитательной среды, где они ощущают себя студентами именно этого колледжа (где делают, творят, выражают себя, формируют себя как субъектов определенной деятельности, субъекта в целом). Таким образом, формирование речевой культуры студентов как неотъемлемой части духовной культуры, является актуальной задачей образовательного учреждения.

Методическими средствами реализации поставленной задачи могут выступать такие технологии, которые обогащают опыт студентов по развитию у них речевых навыков, дают возможность увидеть, осмыслить проблему, научиться ставить цели и планировать свою деятельность по решению проблемы, анализировать и оценивать ее.

В связи с данной проблемой в Краснодарском краевом базовом медицинском колледже среди студентов I-II курса специальности «Сестринское дело» была проведена исследовательская работа по теме: «Изучение возможности коррекции распространения ненормативной лексики в среде студентов медицинского образовательного учреждения».

Выбранная тема очень актуальна в наступившее время. Мы видим, что сейчас происходит на улицах, в студенческих коллективах – везде можно услышать нецензурные выражения в свой адрес, да и просто в ходе общения людей. Кажется, что этому не будет конца… Очень бы хотелось узнать, что же является причиной употребления ненормативной лексики в речи и можно ли это устранить? Почему люди так уверены, что без мата невозможно общаться? Почему они часто просто не обращают внимания на то, как совсем юные парни и девушки, а иногда даже дети, «украшают» свою речь нецензурными словами. Откуда они берут пример? Таких вопросов можно задать великое множество, а вот ответа можно не найти ни на один вопрос. Все это не воспринимается серьезно, а если и воспринимается, то лишь малой частью нашего общества. Поэтому считаем, что наступило время, если уж не поставить точку на брани, то хотя бы разобраться в причине.

Необходимо выяснить причину употребления мата и возможные способы предотвращения этого безобразия. Конечно, свою работу общество должно начать со взрослых людей, так как дети берут пример с них. А мы, в свою очередь, будем делать все, зависящее от нас, в молодежной среде.

Литературный обзор.

В результате исследовательской работы, установили, что изучением происхождения, распространения нецензурных слов занимались многие ученые-лингвисты, писатели, журналисты. Имеется довольно большое количество специальных словарей, научно-популярных очерков, отдельных статей, посвященных этой теме.

Так, на сайте агентства новостей ИМА-пресс в разделе «Комментарий дня» был задан вопрос: «можно ли чистоту русского языка регулировать с помощью Федерального законодательства? Нужно ли вводить наказания вплоть до уголовной ответственности за употребление бранных слов?» Вот как отреагировала на этот вопрос Мария Арбатова, писательница: "Это чисто популистский закон, и у него нет шансов пройти в Думе и быть воплощенным в жизнь, глупости все это».

В своей статье «Матерный словарь как феномен русской культуры» А, Плуцер–Сарно говорит о проблеме появления огромного количества "словарей русского мата". «Их качество говорит о том, что эта область языка по-прежнему остается вне поля зрения профессиональных лексикографов. Сделаны они совершенно безграмотно любителями и дилетантами, чтобы удовлетворить вполне естественную потребность напечатать “непечатное”, употребить “непотребное”».

На сайте «Писатель.ru» предложена статья Сергея Степанова в которой автор пытается «разобраться в психологических механизмах брани, в тех мотивах, которыми руководствуется человек, используя в речи ненормативную лексику. Ибо, как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения». В этой статье также поднимается распространенная проблема употребления мата юношами и девушками. Здесь предлагается решение этой проблемы, которая «видится в том, чтобы убедительным позитивным примером демонстрировать, что достойные люди - выше брани. Только когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат постепенно вернется туда, откуда пришел, - в лексикон подзаборного сброда. Тем более, что любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно и хлестко выразить в деликатной форме!»

Проблемно-ориентированный анализ.

Первый вопрос предложенный 65 обучающихся I-II курсов студентов ещё раз доказал актуальность поднятой проблемы и необходимость поиска путей её решения. Результаты опроса представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

1)Часто ли вы используете нецензурные выражения в своей речи?

Результаты опроса:

 

5чел.

12чел.

38чел.

10чел.

 

2) Зависит ли употребление мата в вашей речи от ситуации, в которой вы оказались?

73% - «Да»

19%-«Нет»

1%-«Немного»

7%- отказались отвечать

3) Влияет ли присутствие представителей противоположного пола на количество нецензурных слов в вашей речи?

45%-присутствие противоположного пола в компании друзей не является ограничителем для употребления мата.

22%- меняют свой лексикон в присутствии другого пола.

Основываясь на статистических данных, можно сделать вывод, что в студенческой среде есть реальная возможность корректировать распространение использования ненормативной лексики.

Цель четвертого вопроса – изучить мнение наших респондентов о необходимости использования мата.

59%-считают, что такой необходимости нет

19%-имеют противоположную точку зрения.

Остальные допускают такую возможность в лишь некоторых ситуациях.

Диаграмма 2.

  1. Почему вы ругаетесь матом?

Всего опрошено 109 человек.

Результаты опроса:

 

Вынуждают

окружающие

Привычка

Не ругаюсь

21чел

40чел.

48чел

25чел

17чел

6 чел.

 

это признак «крутизны»

это украшение речи

свой вариант ответа

6) Как относятся к мату ваши друзья?

14%-«Поддерживают»

44%-«Не обращают внимания»

13%-«Удивляются»

20%-«Запрещают использовать мат»

7%- предложили свои варианты ответа, например: «Смотря, какие друзья», «Переводят на нормальный язык», «Мне все равно», «Сами начинают».

Установили, что большинство опрошенных не обращают внимания на мат в речи друга. Они перестали считать их ругательствами и используют в качестве повседневных слов. Соответственно друзья перестают делать им замечания, считая это нормальным.

Проблемно-ориентированный анализ помог определить ещё один возможный путь коррекции распространения мата в студенческой среде – это разграничение понятий истинной и ложной дружбы.

Седьмой вопрос позволил выявить источник, социальную среду, из которой ненормативная речь попала в речь наших респондентов.

60% указали, что это улица

21% -социальная среда.

Ответ «семья» не был указан.

Результаты мы представили в диаграмме 3.

Диаграмма 3

Из какой социальной среды нецензурная лексика попала в вашу речь?

Всего опрошено 146 человек.

Результаты опроса:

 

0чел.

33чел

87чел

16чел

 

8)Ругаются ли матом в вашей семье?

7,2%-«Да»

43,2%-«Нет»

44,6%-«Иногда»

9) Испытываете ли вы неудобство, когда ругаетесь матом в присутствии взрослых?

42,4%-«Да»

12,3%-«Иногда»

31,1%-«Нет»

15,1%-предложили свои ответы, например, такие: «Не ругаюсь при взрослых», «Никогда не ругаюсь», «Не присутствуют взрослые», «Смотря какие взрослые», «Это редко бывает», «Даже не было такой ситуации».

10)Позволите ли вы своим детям ругаться матом?

59,7%-«Нет»

5,5%-«Да»

16,9% опрошенных, не знают, как ответить

17,9%-предложили свои ответы, например, такие: «А кто будет спрашивать?», «Разрешу после 16 лет», «У меня их нет», «Иногда буду разрешать», «Как получится», «Когда будут взрослыми – разрешу», «А как им запретишь!?», «За всем не уследишь», «Это их проблемы».

11) Что или кто может повлиять на то, чтобы вы или ваши знакомые не использовали в своей речи мат?

28% опрошенных полагают, что никто и ничто не повлияет на них;

39% возлагают эту ответственность на себя;

16% считают, что им необходима помощь родителей;

10%-«Друзья»;

7% опрошенных считают, что культурное общение и духовные ценности играют важнейшую роль.

Уверены, если же человек стремится к своей цели, то с помощью преподавателей и родителей, он справится с поставленной задачей. Ведь нерешаемых проблем не бывает, как не бывает безвыходных ситуаций, поэтому необходимо идти к достижению целей, не уклоняться от общественных работ и читать книги.

Заключение.

Данная работа была посвящена изучению отношения обучающихся к ненормированной лексике в среднем специальном учебном заведении, а также факторов, влияющих на ее употребление.

Мы видим, что в настоящее время происходит повсеместная легализация данной лексики, которая в конце концов идет параллельно с общей демократизацией языка и общественных нравов. Что было сильно сниженным, становится фамильярным, фамильярное превращается в разговорное, а разговорное переходит в нейтральный, немаркированный пласт словаря.

Огромное влияние на популяризацию ненормированной лексики в обществе оказывают СМИ. В результате того, что в журналах, газетах и телевидении мы периодически встречаемся с табуированной лексикой, в сознании происходит закрепление этих слов, как вполне приемлемых. К обозначенному списку сегодня добавляется Интернет, который практически не поддается цензуре и контролю.

Наблюдается снижение общекультурных ценностей, духовности людей. Это приводит к более резкому и агрессивному общению.

Популяризация ненормированной лексики задевает все слои общества. В том числе и молодежь. Студенчество, к сожалению, воспринимает подобный стиль общения как норму, как признак взрослости, правоты, авторитетности. А повсеместная пропаганда агрессии лишь способствует этому.

Использованная литература:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.:Русский язык, 2000. – Т. 1. – 648с.

  1. Дроздов Ю.А. Агрессивное телевидение: Социально-психологический анализ феномена. 2001. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/07/10/0000215423/009Drozdov.pdf

  1. Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. Москва, 1997.

  2. Енина Л. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации. Tolerance.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/biblio/dzyalosh-1/multi/2_enina.html

  3. Мокиенко В.М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное // Русистика. – Берлин, 1994

  4. Ненормативная лексика. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Обсценная_лексика

  5. Плуцер-Сарно А. «Матерный словарь как феномен русской культуры». Ж-л Новая русская книга. №2. 2000г. С. 74-80

  6. Сленг, эвфемизмы и сниженная лексика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://en101trainer.com/index.php?pid=751

  7. Тимофеева Ю. Ф. Системный поход в организации образовательной среды как основы для творческой деятельности в период профессиональной подготовки молодых специалистов // Инновации в образовании. 2009. № 1

  8. «IMA-Press - комментарии дня» //http://www.ima-media.ru

  9. Словарь-справочник по педагогике / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448с.

Просмотров работы: 7084