ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выбор данной темы обусловлен значимостью знания психологии внимания для решения многих практических задач в педагогической деятельности, таких как: фокусирование внимания ученика на определенном объекте, способность переключения внимания с одного объекта на другой, правильное проведение занятий, способствующих развитию внимания детей и многое другое.

Цель исследования: изучить уровень развитие внимания младших школьников и подросткового возраста.

Объект исследования – внимание, как главное условие осуществления познавательной деятельности.

Предмет исследования – уровень развития внимания младших школьников и подростков.

В работе использовались труды таких ученых, как Выготский Лев Семенович, Немов Роберт Семенович, Матюгин Игорь Юрьевич, Коломинский Яков Львович и других. Анализ работ данных ученых позволил сделать вывод о том, что внимание – это один из важных познавательных процессов человека. Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивость, сосредоточенность внимания, переключаемость, распределение внимания, объем внимания. Основными видами внимания являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание, ребенок реагирует на новое, яркое. Произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения (желание получить хорошую оценку, одобрение, поощрение, т.д.). Происходит интенсивное изменение свойств внимания: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, совершенствуются навыки переключения и распределения. В подростковом возрасте многие проблемы, возникающие в учении, можно преодолеть за счет компенсации. Одни слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании.

В своей работе мы использовали 3 методики для диагностики внимания в младшем школьном и подростковом возрастах: 1) методика Мюнстерберга, направленная на определение избирательности внимания; 2) методика «Расстановка чисел», предназначенная для исследования объема, распределения и переключения внимания; 3) методика «Перепутанные линии», направленная на измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Данные методики проводились с шестью учениками (трое из них – младшие школьники и трое – подростки). По результатам методики Мюнстерберга уровень развития внимания, направленного на поиск слов среди буквенного текста, у подростков выше, чем в младшем школьном возрасте.

Исходя из полученных данных второй методики «Расстановка чисел», можно сказать, что дети в подростковом возрасте справились лучше, чем дети младшего школьного возраста. Также следует отметить, что дети подросткового возраста быстрее и легче усвоили правила данной методики. Один из младших школьников, не понял задания, следовательно, не выполнил его.

Утверждение о том, что в младшем школьном возрасте объем внимания, распределение и переключение внимания слабее, чем в подростковом возрасте, подтвердилось.

Вывод: степень концентрации и устойчивость зрительного внимания у детей подросткового возраста лучше, чем у детей младшего школьного возраста.

Общий вывод по всем трем методикам: свойства внимания (такие как, избирательность внимания, объем внимания, распределение внимания, переключение внимания, степень концентрации и устойчивости зрительного внимания) у подростков находятся на более высоком уровне развития.

Также необходимо выделить некоторые задания, направленные на повышение уровня развития внимания в младшем школьном и подростковом возрастах. Такие как, корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Для развития концентрации внимания подходят задания типа «Найди слова». Данные виды заданий больше подходят для детей младшего школьного возраста. А вот задание «Найди отличия» подходят для обеих возрастных групп. Для тренировки распределения внимания хорошо подойдет задание «Каждой руке – свое дело», особенно для детей младшего школьного возраста.

Также мы считаем, что развивая различные свойства внимания можно помочь ребенку успешно учиться в школе, овладевать учебной информацией.

Просмотров работы: 1938