Можно отметить, что к группе социального рискаотносятся несовершеннолетние:
Работая с такими детьми и подростками, специалисты должны не только помочь им реабилитироваться, получить психологическую и правовую помощь, но и приобрести знания и навыки о здоровье и здоровом образе жизни. Поэтому одной из основных задач в социальной работеявляетсяизучение и совершенствование форм и методовздоровьесбережения и профилактики здоровьеразрушающих форм поведения детей и подростковгрупп риска.
Проектирование является одним из методов социальной профилактики здоровьеразрушающего поведения, способствует обучению детей основам здорового образа жизни. Основоположником социально-педагогического подхода в реализации социальных проектов считается Джон Дьюи (1859 - 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, который считал истинным и ценным только то, что дает практический результат и направленно на благо общества. В таком контексте он и предложил метод проектов. Метод проектов ориентирован на самостоятельность, творческую активность детей и подростков; ондает возможность ощутить свою социальную значимость, получить опыт взаимодействия со сверстниками, внести в мир изменения «своими руками».
Разновидностью социального проектирования является метод социально-образовательного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации и стимулирования самостоятельной образовательной, воспитательной, развивающей деятельности детей и подростков, интегрирующий в себе групповые методы, рефлексивные, исследовательские методики, комплекс мероприятий, беседы, игры, проведение различных упражнений, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр кинофильмов, праздники, викторины, тренинги.
Цель проектов обучающих учащихся здоровому образу жизни - формирование в детях и подростках социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие. Внедрение проектов по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач:
Любой проект имеет определенную структуру и этапы работы над ним[2]:
1-й этап - погружение в проект; проблема проекта; цель и задачи; принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2-й этап - внедрение программы; какие формы работы применяются для реализации поставленной задачи.
3-й этап - принятие отчета; обобщаются полученные результаты; подводятся итоги работы.
С целью развития основ здоровьесбережения у воспитанников ГБУ СОН «СРЦ г.Новошахтинска», в период 14.11.2014г. по 16.12.14 г. была разработана и внедрена социально-образовательная программа «Тропинка здоровья». Эта программа была направлена на группу детей социального риска дошкольного и школьного возраста, состоящая из 10 человек, в возрасте от 4 до 11 лет. Целью программы «Тропинка здоровья» являлось способствование формированию и развитию у детей основ здорового образа жизни.
Для осуществления социально - образовательной программы был создан комплекс организационных мероприятий: каждое занятие с помощью презентации начиналось с беседы на ту или иную проблему о здоровье, рассуждали, высказывали свое мнение о видении проблемы, и закрепляли материал. После обсуждения темы проводились физкультурные минутки; выполняли комплексы общеукрепляющих упражнений; выполнялись «зарядки для глаз», по профилактике зрения; осуществлялись упражнения для дыхательной системы ребенка; реализовывалось развитие и укрепление мелкой моторики кисти у детей; применение упражнений для детей на внимание и развитие мышления.
В ходе реализации программы было отмечено, что с помощью бесед, игр, просмотра обучающе-развивающих материалов (презентаций) о здоровье воспитанники больше узнали о здоровом образа жизни,у детей улучшились коммуникативные навыки с помощью совместной досуговой деятельности по освоению здоровьесберегающих методик, а также повысился общий уровень социальных и когнитивных знаний и навыков в области здоровья и здорового образа жизни.
Можно отметить, что проектирование является одним из эффективных методов работы в воспитаниивалеологической культуры как совокупности осознанного отношения к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также служит платформой формирования правильного образа жизни у детей и подростков групп социального риска.
Литература:
1. Отчеты о деятельности социально-реабилитационного центра [Электронный ресурс] / Межрегиональный общественный благотворительный фонд «За здоровое поколение на пороге XXI века».
2. Учительский портал [Электронный ресурс] / Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ через метод проектов -