- муниципальная анимация;
- театральная анимация;
- школьная анимация;
- психотерапевтическая анимация (арт-терапия, коммуникативная реабилитация).
Муниципальная анимация реализуется в жизни европейских городов обширной сетью парков развлечений, спортивно-оздоровительных центров, реабилитационных центров и других площадок для активного отдыха. В свою структуру муниципальная анимация включает муниципальные центры социально-педагогической работы с детьми и молодежью в микрорайонах (например, в Германии, Швейцарии). Наиболее ярко и конструктивно это направление анимации реализуется в Европе в деятельности «Воспитательных городов», которые представляют собой своеобразные общественные культурно-просветительские центры. Они появились ещё в начале 1990-х годов.
Театральная анимация представляет собой просветительскую и агитационную деятельность. Она направлена на приобщение детей и молодежи к драматическим играм, адекватному восприятию культурно-массовых зрелищ и спектаклей. В свою очередь, не стоит приобщать анимацию к побочным действиям театрального творчества, ведь зрителей нужно суметь заинтересовать, заставить её понять, в чем заключается смысл театрального творчества, а так же дать возможность поучаствовать в нем. Данный вид анимации по сути своей должен помочь почувствовать ребёнку свою роль в жизни, найти ему своё место, а так же оказать адаптационный, реабилитационный или профилактический эффект, что является достаточно сложным. Наиболее популярными формами театральной анимации являются: карнавалы, уличные театральные шествия, совместные постановки спектаклей силами детей и профессиональных актеров. Особенно интересна такая форма как «микротротуары», она представляет собой мини-клоунады для детей на городских улицах.
Основной целью школьной анимации выступает организация помощи ученикам в преодолении учебных трудностей, а также руководство и организацию школьных каникул. Но существует проблема применения школьной анимации. Прежде всего, она связана с распространением такого социального явления, как «параллельное образование», которое представлено в виде современных массовых информационных коммуникаций, способствующих распространению среди молодежи агрессии, отчуждения, депрессии и других форм деструктивного поведения. Школьная анимация способствует решению проблем школьного образования с использованием инновационных педагогических технологий в виде театрализованных, игровых, тренинговых средств в обучении детей, а так же взрослых.
Психотерапевтическая анимация - это индивидуальная деятельность, которая направлена на формирование устойчивой самооценки личности. Она связана с формированием адекватного самовыражения и самопонимания личности. Данная форма анимации основана на формировании смысла жизни у ребёнка. Плюсом данного вида анимации заключается в том, что она не замещает собой существующую систему социально-медицинской помощи, это является главным фактором. Компоненты психотерапии, которые включены в программу анимационной деятельности, позволяют достичь улучшения восприятия и оценки других людей, удовлетворения межличностными контактами, изменения ценностных установок, приобретения новых социальных навыков. Важной задачей применения психотерапевтической анимации является стимулирование проявления чувства принадлежности к коллективу, в котором у всех участников похожие проблемы и которые можно решить сообща.2
Социальная анимация является интернациональной деятельностью, которая постепенно интегрируется в различные культуры мира. Она развивается в различных странах с учетом национальной специфики и существующих систем социального воспитания. Во многих крупных городах Европы и США работают различные молодежные и детско-юношеские досуговые центры, в которых широко представлена вся палитра социальной анимации.
Приведем, к примеру, деятельность агентств по социальной анимации в Германии, которые объединяется под понятием «детско-юношеская помощь» и подразделяются на два аспекта: забота о подростках и помощь в воспитании. Забота о подростках заключается в организации свободного времени, а также в работе реабилитационного характера.
В настоящее время во всей Швейцарии анимация стала широко признанным видом социальной деятельности на всех уровнях и используется во многих сферах социальной и культурной жизни этой страны. Здесь создаются так называемые «робинзоновские игровые площадки», в которых дети под руководством педагогов-аниматоров имеют возможность строить хижины, что-нибудь мастерить, сочинять занимательные истории и воплощать свои фантазии в реальность в ролевых играх. Новой формой работы аниматоров является работа в жилых кварталах, главной целью которой является улучшение жизненных условий в определенном жилом пространстве. Данные центры создаются и на предприятиях, особенно в сфере обслуживания широких кругов общественности.
В течение семидесяти лет Маннергеймская Лига защиты детей в Финляндии работает, чтобы защитить права детей и интересы семьи. Основной акцент при осуществлении анимационной деятельности данная организация делает на ирге, как способе реабилитации, адаптации, профилактике и терапии. Определяя игру как основу гармоничного развития детей, сотрудники Лиги и обученные ими родители производят определенного рода «оздоровление детства». А обеспечение этого процесса поддержкой со стороны государства позволяет рассматривать положительные изменения от данной деятельности в долгосрочной перспективе.
Основным звеном работы аниматора в Швеции являются детские рекреационные центры и подростковые клубы. Они пользуются особой популярностью у подростков 13 - 17 лет.3
В отличие от разнообразия, многоплановости и применения различных форм социальной анимации в России социальная анимация не применяется в работе со многими группами риска, она не выполняет в полном объеме свои функции, а также не существует единой системы подготовки социальных аниматоров. Достаточно вспомнить, что не так давно в эпоху СССР, как в педагогике, так и в сфере досуга в целом был накоплен огромный опыт реализации социокультурной анимации. Эта сфера социальной деятельности была достаточно насыщенной и яркой в своём проявлении. К примеру, можно привести достаточно активную и конструктивную деятельность пионерской и комсомольской организаций, богатый опыт организации летнего (каникулярного) досуга, внеклассную работу в школе, функционирование социально-педагогических комплексов и многое другое. Однако, вследствие социально-экономических и политических потрясений последнего десятилетия ХХ века, когда в стране вся социальная, а так же и воспитательная сферы были запущены и впоследствии искоренены.4 Сегодня, в современном российском обществе, тенденция инициации социальных действий в сфере досуга становится все более актуальной. Реализуются различные формы социальной анимации, создаются агентства социокультурной анимации. Но проблема внедрения данной социальной деятельности в России, на сегодняшний день, заключается в неправильной трактовке, непонимания сути термина «социальная анимация». В современной действительности за это понятие прячется обычная организация досуговой деятельности, которая не отвечает требованиям социальной анимации, то есть она не приносит эффекта реабилитации, адаптации и других. Всё то, что преподносится под названием социальная анимация, зачастую является обычной организацией досуга. Ещё одной проблемой социальной анимации в России выступает отсутствие школ подготовки профессиональных аниматоров, а так же неразработанность технологической базы. Возрастающий интерес к социальной анимации в нашей стране, а также противоречивость существующей практики анимации позволяют обратить внимание на зарубежный опыт реализации данного вида социальной деятельности и адаптировать его для нашего общества. Русская культура содержит в себе богатый материал, который аниматор может использовать для собственного развития и актуализации своей деятельности для клиентов групп риска.5
Можно сделать вывод, что развитие социальной анимации в России в XXI веке на основе национальных духовно-нравственных и культурно-творческих традиций будет означать возрождение отечественной традиции внешкольного образования и социальной анимации в целом. Социальная анимация в современных условиях России, мирового развития в целом становится одной из методологий и технологий спасения человечества, его цивилизационного развития. Деятельность аниматора может быть разносторонней или иметь определенную воспитательную направленность. Важным является то, что любая организуемая деятельность не является самоцелью, это лишь средство для создания среды, в которой каждый человек мог бы успешно развиваться. Особенно важно это для подростков и юношества, так как правильно организованная социальная среда оказывает большое влияние на повышение общего уровня культуры личности.
Список использованных источников
1. Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы [Текст] / Т.В.Вдовенко. – СПб.: СПбГУП, 2007. – 164с.
2. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом: учебное пособие [Текст] / В.З.Дуликов. - М.: МГУКИ, 2008. – 68с.
3. Курило Л.В. Теория и практика анимации [Текст]: учебное пособие / Л.В.Курило. - М.: Турист, 2009. – 360с.
4. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития [Текст] / В.Е.Новаторов // Вестник Омского университета. - 2009. - №3. - С. 109 - 114.
5. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография [Текст] / Л.В.Тарасов. – М.: Русаки, 2012. – с.34.
6. Шульга И.И. Зарубежный опыт социальной анимации и подготовки организаторов досуга [Текст] / И.И.Шульга // Педадогическое образование и наука. - 2011. - № 8. – С.101.
7. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация [Текст] / Н.Н.Ярошенко. – М, 2009. – 126с.
1Шульга И.И. Зарубежный опыт социальной анимации и подготовки организаторов досуга [Текст] / И.И.Шульга // Педадогическое образование и наука. - 2011. - № 8. – c. 101.
2Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом [Текст] Учебное пособие / В.З.Дуликов. - М.: МГУКИ, 2008. – с.115.
3Вдовенко Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы [Текст] / Т.В.Вдовенко. – СПб.: СПбГУП, 2007. – с.54.
4Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография [Текст] / Л.В.Тарасов. – М.: Русаки, 2012. – с.34.
5Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития [Текст] / В.Е.Новаторов // Вестник Омского университета. - 2009. - №3. - С. 109 - 114.