Процесс адаптации молодого человека по призыву в армию требует огромного нервного труда, это связанно с тем, что для восприятия новизны реальностей у них не выработана реакция приспособления – всё это создает поистине трудные условия. Именно поэтому, процесс адаптации военнослужащих срочной службы, считают сложным периодом. Во многом он зависит от социально – психологических условий, а также от биологических особенностей каждого воина. В период адаптации молодому воину предстоит приспособиться к жизни в большом коллективе, к трудным физическим и нервным нагрузкам, а не редко и новым климатическим условиям. Также в процессе прохождения службы им необходимо адаптироваться к влиянию различных специфических факторов, различных по насыщенности и длительности. Положительный результат этого процесса зависит как от самого индивида, так и от субъектов военно–социальной работы.
Факторы, затрудняющие процесс адаптации, включают в себя ряд отклонений в домашнем воспитании, а также различные биологические причины (неоднократные и длительные лечения в медицинских учреждениях и др.), поэтому для эффективного прохождения службы, молодому воину необходимо наличие здоровья, определяемое как состояние физического, психического и социального благополучия. Лишь при правильном индивидуальном подходе и трудоемкой работе с каждым подчиненным можно разрушить прочный стереотип поведения, а также предупредить психическое расстройство в период адаптации молодого военнослужащего. Необходимо учесть то, что трудности в процессе адаптации не всегда не способствуют успеху прохождения дальнейшей службы. Бдительное отношение к молодому солдату, диагностика его индивидуальных особенностей, истории его жизни в совокупности с правильным поведением психопрофилактической работы помогут преодолеть трудности процесса адаптации и в результате успешного выполнять служебные обязанности.
В ряде индивидуальных особенностей личности особую значимость имеет уровень психической напряженности, которая способна меняться от абсолютной уравновешенности и эмоциональной устойчивости до нервных психических срывов с острой эффективной окраской.
Становление тревожных и депрессивных состояний негативно сказывается на протекании процесса адаптации. Наиболее существенное воздействие данные состояния оказывают на результативность деятельности в экстремальных ситуациях.
В адаптационный период, по средствам наблюдения, тестирования и индивидуальных бесед, проводится изучение военнослужащих, преимущественно тех, кто нуждается в наблюдении, проводятся профилактические и коррекционные мероприятия, а также предоставляются рекомендации о проведении индивидуальных воспитательных мер.
Период адаптации длится 3-5 месяцев. Согласно проводимым наблюдениям военнослужащие без признаков нервно – психической неустойчивости заводят дружеские контакты уже через 3–4 недели и через 1,5–2 месяца удовлетворительно чувствуют себя в коллективе. Иная ситуация наблюдается с военнослужащими которые имеют признаки нервно – психической неустойчивости: даже к концу 5-го месяца они не могут занять достойное место в коллективе, испытывают трудности в установлении контактов, а также в выполнении служебных обязанностей.
С помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», нами было проведено исследование индивидуально – психологических военнослужащих воинской части № 12652 г. Чита. В опросе приняли участие 75 военнослужащих срочной службы, находящихся на начальном этапе освоения воинской деятельности. Личностный опросник направлен на оценку адаптационных возможностей личности некоторых психофизиологических и социально – психологических характеристик, которые выражают совокупность особенностей нервно – психического и социального развития. Основой данной методики служат представления об адаптации, как о континуальном процессе активного приспособления личности к постоянно изменяющимся условиям среды и профессиональной деятельности. В таблице представлены результаты исследования.
Шкала |
Высокие показатели |
Средние показатели |
Низкие показатели |
|||
Количество человек |
Проценты |
Количество человек |
проценты |
Количество человек |
Проценты |
|
НПУ |
33 |
44 |
27 |
36 |
15 |
20 |
АС |
15 |
20 |
36 |
48 |
24 |
32 |
КС |
28 |
37 |
42 |
56 |
5 |
7 |
Всего тестировалось 75 человек. |
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
По шкале «Нервно–психическая неустойчивость» (НПУ):
1) а. 44% опрошенных, а именно 33 человека имеют высокие показатели нервно – психической устойчивости.
Данная группа военнослужащих характеризуется высоким уровне НПУ и поведенческой регуляцией. Военнослужащие, имеющие данные показатели, отличаются адекватной самооценкой, адекватным восприятием действительности, т.е. их мнение о самих себе и окружающих совпадает с мнением других.
В последствии можно предположить, даже в случае негативных событий в коллективе, их успешную деятельность.
б. 27 военнослужащих имеют средние показатели НПУ, что составило 36 %.
Этой группе военнослужащих характерен средний уровень НПУ и поведенческой регуляции. Военнослужащие данной группы склонны к определенным нервно – психическим срывам, недостаточно верной самооценкой и не точным восприятием действительности, своих личностных качеств, они могут управлять своими эмоциями и поведением при незначительных срывах.
в. 20 %, а именно 15 военнослужащих обладают низкими показателям НПУ.
Данная группа военнослужащих характеризуется низкой степенью поведенческой регуляции. У них имеется определенная склонность к нервно – психическим срывам. Отсутствует адекватная самооценка, а также адекватное восприятие действительности. Они достаточно вспыльчивы, раздражительны, недовольны собой. В общении с данным типом военнослужащих необходим контроль.
Для работы с этой группой, по сплочению коллектива, определяются довольно сложные задачи, требующие вовлечение всех членов коллектива. При работе с данной группой военнослужащих, грубость, несдержанность, авторитарность, возложение большего объема работы, чем на других членов коллектива, недопустимы.
По шкале «Адаптивные способности»:
2) а. 20 % опрошенных, а именно 15 военнослужащих показали высокие результаты.
Военнослужащие, относящиеся к этой группе, имеют высокую эмоциональную устойчивость, достаточно быстро входят в новый коллектив, адекватно ориентируются в различных ситуациях, как правило не конфликтны, т.е. достаточно легко адаптируются к новым условиям жизнедеятельности.
б. 36 опрощенных, что составило 48 % военнослужащих имеют средние показатели по шкале «Адаптивные способности».
У данного типа военнослужащих преобладают признаки психопатий, возможны асоциальные срывы, частые проявления агрессии и конфликтности. Т.е. лица данной группы обладают недостаточно высокой эмоциональной устойчивостью и требуют постоянного контроля.
в. У 24 военнослужащих были выявлены низкие показатели, что составило 32 %.
Данная группа военнослужащих в большинстве случаев проявляют признаки психопатии, нервно – психические срывы. Их психическое состояние часто находится в пограничной области. Допускают нежелательные и непредсказуемые поступки. Требуют постоянного контроля.
По шкале «Коммуникативные способности»:
3) а. 37 % опрощенных, что составляет 28 человек имеют высокие показатели.
Военнослужащие данной группы характеризуются высоким уровнем общения. Без каких-либо затруднений устанавливают контакт с окружающими, как правило не конфликтны. Способны оказывать действенное влияние, при формировании общественного мнения. При проведении культурно – массовых мероприятий рекомендуется использовать военнослужащих данного типа.
б. Средние показатели по шкале «Коммуникативные способности» имеют 56 % опрошенных, а именно это 42 военнослужащего.
Данной группе военнослужащих характерно довольно легко устанавливает контакт, стремление к общению. Они преимущественно не конфликтны, хотя возможны срывы.
в. Низкие показатели были отмечены лишь у 5 военнослужащих, что составило 7 %.
Для данной группы опрошенных характерны затруднения в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, высокая конфликтность. Предположительной причиной, затрудняющей общение может быть недостаточная авторитарность, в силу физического, психического или умственного развития.
Для улучшения данного положения необходимы меры направленные на создание базы социальной поддержки, их реабилитации, для избежания ситуации появления «изгоя» в коллективе.
Таким образом, на основе данных нашего исследования, можно подтвердить то, что эффективность адаптации напрямую зависит от того, насколько реально человек оценивает себя и свои связи, т.е. соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Недостаточно адекватная самооценка ведет к нарушению адаптации, что как раз-таки сопровождается высокой конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и изменением состояния здоровья. Глубокое нарушение адаптации может привести к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным попыткам (поступкам), срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.
Практика и опыт работы предыдущих лет свидетельствует, для формирования адаптации военнослужащих к условиям службы, рекомендуется проводить следующие мероприятия:
создание благоприятного климата вокруг военнослужащих испытывающих затруднения в адаптации, который предполагает доброжелательного отношения со стороны командира и воинского коллектива, оказание практической помощи в преодолении трудностей и т.д.
индивидуальный подход к каждому военнослужащему с учетом имеющихся у него нарушений здоровья, личностных качеств, степени адаптации к военной службе.
оказание помощи в решении конкретных проблем у военнослужащих, состоящих на учете и входящих в «группу риска», а также формирование положительных установок на дальнейшую военную службу.
Список использованных источников
Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева. – 5-е изд. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 267 с.
Бойко, В.В. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении / В.В Бойко – Москва: Аспект Пресс, 2005. – 231 с.
Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. – Москва: ГУВР, 1993 – 168 с.
Военная психология / под. ред. А.Г. Маклакова – Санкт-Петербург, 2004. – 426 с.
Заместителю командира подразделения по воспитательной работе, вступающему в должность: учеб.-метод. пособие / А.Л. Смирнов – Новосибирск: НВВКУ, 2007. – 140 с.
Муцинов, С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе / – Москва: Ин – т военной истории МО РФ, 1989. – 243 с.
Сенокосов, Ж.Г. К проблеме адаптации молодых воинов к воинской службе. // Материалы третьей научной конференции по советской военной психологии. – Москва: ВПА, 1991. – 110 с.
Теория социальной работы: учебник / под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - Москва: Юристь, 2001. – 334 с.
Технология социальной работы / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, МГСУ. – 2002. – 210 с.