ВОЕННО–СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЕННО–СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс адаптации молодого человека по призыву в армию требует огромного нервного труда, это связанно с тем, что для восприятия новизны реальностей у них не выработана реакция приспособления – всё это создает поистине трудные условия. Именно поэтому, процесс адаптации военнослужащих срочной службы, считают сложным периодом. Во многом он зависит от социально – психологических условий, а также от биологических особенностей каждого воина. В период адаптации молодому воину предстоит приспособиться к жизни в большом коллективе, к трудным физическим и нервным нагрузкам, а не редко и новым климатическим условиям. Также в процессе прохождения службы им необходимо адаптироваться к влиянию различных специфических факторов, различных по насыщенности и длительности. Положительный результат этого процесса зависит как от самого индивида, так и от субъектов военно–социальной работы.

Факторы, затрудняющие процесс адаптации, включают в себя ряд отклонений в домашнем воспитании, а также различные биологические причины (неоднократные и длительные лечения в медицинских учреждениях и др.), поэтому для эффективного прохождения службы, молодому воину необходимо наличие здоровья, определяемое как состояние физического, психического и социального благополучия. Лишь при правильном индивидуальном подходе и трудоемкой работе с каждым подчиненным можно разрушить прочный стереотип поведения, а также предупредить психическое расстройство в период адаптации молодого военнослужащего. Необходимо учесть то, что трудности в процессе адаптации не всегда не способствуют успеху прохождения дальнейшей службы. Бдительное отношение к молодому солдату, диагностика его индивидуальных особенностей, истории его жизни в совокупности с правильным поведением психопрофилактической работы помогут преодолеть трудности процесса адаптации и в результате успешного выполнять служебные обязанности.

В ряде индивидуальных особенностей личности особую значимость имеет уровень психической напряженности, которая способна меняться от абсолютной уравновешенности и эмоциональной устойчивости до нервных психических срывов с острой эффективной окраской.

Становление тревожных и депрессивных состояний негативно сказывается на протекании процесса адаптации. Наиболее существенное воздействие данные состояния оказывают на результативность деятельности в экстремальных ситуациях.

В адаптационный период, по средствам наблюдения, тестирования и индивидуальных бесед, проводится изучение военнослужащих, преимущественно тех, кто нуждается в наблюдении, проводятся профилактические и коррекционные мероприятия, а также предоставляются рекомендации о проведении индивидуальных воспитательных мер.

Период адаптации длится 3-5 месяцев. Согласно проводимым наблюдениям военнослужащие без признаков нервно – психической неустойчивости заводят дружеские контакты уже через 3–4 недели и через 1,5–2 месяца удовлетворительно чувствуют себя в коллективе. Иная ситуация наблюдается с военнослужащими которые имеют признаки нервно – психической неустойчивости: даже к концу 5-го месяца они не могут занять достойное место в коллективе, испытывают трудности в установлении контактов, а также в выполнении служебных обязанностей.

С помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», нами было проведено исследование индивидуально – психологических военнослужащих воинской части № 12652 г. Чита. В опросе приняли участие 75 военнослужащих срочной службы, находящихся на начальном этапе освоения воинской деятельности. Личностный опросник направлен на оценку адаптационных возможностей личности некоторых психофизиологических и социально – психологических характеристик, которые выражают совокупность особенностей нервно – психического и социального развития. Основой данной методики служат представления об адаптации, как о континуальном процессе активного приспособления личности к постоянно изменяющимся условиям среды и профессиональной деятельности. В таблице представлены результаты исследования.

Шкала

Высокие показатели

Средние показатели

Низкие показатели

Количество человек

Проценты

Количество человек

проценты

Количество человек

Проценты

НПУ

33

44

27

36

15

20

АС

15

20

36

48

24

32

КС

28

37

42

56

5

7

Всего тестировалось 75 человек.

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

По шкале «Нервно–психическая неустойчивость» (НПУ):

1) а. 44% опрошенных, а именно 33 человека имеют высокие показатели нервно – психической устойчивости.

Данная группа военнослужащих характеризуется высоким уровне НПУ и поведенческой регуляцией. Военнослужащие, имеющие данные показатели, отличаются адекватной самооценкой, адекватным восприятием действительности, т.е. их мнение о самих себе и окружающих совпадает с мнением других.

В последствии можно предположить, даже в случае негативных событий в коллективе, их успешную деятельность.

б. 27 военнослужащих имеют средние показатели НПУ, что составило 36 %.

Этой группе военнослужащих характерен средний уровень НПУ и поведенческой регуляции. Военнослужащие данной группы склонны к определенным нервно – психическим срывам, недостаточно верной самооценкой и не точным восприятием действительности, своих личностных качеств, они могут управлять своими эмоциями и поведением при незначительных срывах.

в. 20 %, а именно 15 военнослужащих обладают низкими показателям НПУ.

Данная группа военнослужащих характеризуется низкой степенью поведенческой регуляции. У них имеется определенная склонность к нервно – психическим срывам. Отсутствует адекватная самооценка, а также адекватное восприятие действительности. Они достаточно вспыльчивы, раздражительны, недовольны собой. В общении с данным типом военнослужащих необходим контроль.

Для работы с этой группой, по сплочению коллектива, определяются довольно сложные задачи, требующие вовлечение всех членов коллектива. При работе с данной группой военнослужащих, грубость, несдержанность, авторитарность, возложение большего объема работы, чем на других членов коллектива, недопустимы.

По шкале «Адаптивные способности»:

2) а. 20 % опрошенных, а именно 15 военнослужащих показали высокие результаты.

Военнослужащие, относящиеся к этой группе, имеют высокую эмоциональную устойчивость, достаточно быстро входят в новый коллектив, адекватно ориентируются в различных ситуациях, как правило не конфликтны, т.е. достаточно легко адаптируются к новым условиям жизнедеятельности.

б. 36 опрощенных, что составило 48 % военнослужащих имеют средние показатели по шкале «Адаптивные способности».

У данного типа военнослужащих преобладают признаки психопатий, возможны асоциальные срывы, частые проявления агрессии и конфликтности. Т.е. лица данной группы обладают недостаточно высокой эмоциональной устойчивостью и требуют постоянного контроля.

в. У 24 военнослужащих были выявлены низкие показатели, что составило 32 %.

Данная группа военнослужащих в большинстве случаев проявляют признаки психопатии, нервно – психические срывы. Их психическое состояние часто находится в пограничной области. Допускают нежелательные и непредсказуемые поступки. Требуют постоянного контроля.

По шкале «Коммуникативные способности»:

3) а. 37 % опрощенных, что составляет 28 человек имеют высокие показатели.

Военнослужащие данной группы характеризуются высоким уровнем общения. Без каких-либо затруднений устанавливают контакт с окружающими, как правило не конфликтны. Способны оказывать действенное влияние, при формировании общественного мнения. При проведении культурно – массовых мероприятий рекомендуется использовать военнослужащих данного типа.

б. Средние показатели по шкале «Коммуникативные способности» имеют 56 % опрошенных, а именно это 42 военнослужащего.

Данной группе военнослужащих характерно довольно легко устанавливает контакт, стремление к общению. Они преимущественно не конфликтны, хотя возможны срывы.

в. Низкие показатели были отмечены лишь у 5 военнослужащих, что составило 7 %.

Для данной группы опрошенных характерны затруднения в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, высокая конфликтность. Предположительной причиной, затрудняющей общение может быть недостаточная авторитарность, в силу физического, психического или умственного развития.

Для улучшения данного положения необходимы меры направленные на создание базы социальной поддержки, их реабилитации, для избежания ситуации появления «изгоя» в коллективе.

Таким образом, на основе данных нашего исследования, можно подтвердить то, что эффективность адаптации напрямую зависит от того, насколько реально человек оценивает себя и свои связи, т.е. соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Недостаточно адекватная самооценка ведет к нарушению адаптации, что как раз-таки сопровождается высокой конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и изменением состояния здоровья. Глубокое нарушение адаптации может привести к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным попыткам (поступкам), срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Практика и опыт работы предыдущих лет свидетельствует, для формирования адаптации военнослужащих к условиям службы, рекомендуется проводить следующие мероприятия:

  1. создание благоприятного климата вокруг военнослужащих испытывающих затруднения в адаптации, который предполагает доброжелательного отношения со стороны командира и воинского коллектива, оказание практической помощи в преодолении трудностей и т.д.

  2. индивидуальный подход к каждому военнослужащему с учетом имеющихся у него нарушений здоровья, личностных качеств, степени адаптации к военной службе.

  3. оказание помощи в решении конкретных проблем у военнослужащих, состоящих на учете и входящих в «группу риска», а также формирование положительных установок на дальнейшую военную службу.

Список использованных источников

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева. – 5-е изд. – Москва: Аспект Пресс, 2002. – 267 с.

  2. Бойко, В.В. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении / В.В Бойко – Москва: Аспект Пресс, 2005. – 231 с.

  3. Взаимоотношения военнослужащих и пути их формирования. – Москва: ГУВР, 1993 – 168 с.

  4. Военная психология / под. ред. А.Г. Маклакова – Санкт-Петербург, 2004. – 426 с.

  5. Заместителю командира подразделения по воспитательной работе, вступающему в должность: учеб.-метод. пособие / А.Л. Смирнов – Новосибирск: НВВКУ, 2007. – 140 с.

  6. Муцинов, С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе / – Москва: Ин – т военной истории МО РФ, 1989. – 243 с.

  7. Сенокосов, Ж.Г. К проблеме адаптации молодых воинов к воинской службе. // Материалы третьей научной конференции по советской военной психологии. – Москва: ВПА, 1991. – 110 с.

  8. Теория социальной работы: учебник / под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - Москва: Юристь, 2001. – 334 с.

  9. Технология социальной работы / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, МГСУ. – 2002. – 210 с.

Просмотров работы: 2797