СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В данной работе рассмотрена социальная терапия как технология коррекции эмоциональной сферы младших подростков в условиях детского дома. Изучено влияние видов социальной терапии на эмоциональную сферу, а также разработан комплекс терапий: арт-терапия, музыкотерапия, фитотерапия, сказкотерапия, игротерапия.

Ключевые слова: социальная терапия, младшие подростки, коррекция, эмоциональная сфера.

Осуществление реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. Необходимость в поддержке в условиях безработицы или угрозы безработицы, в содействии самозанятости и самообеспечению повышает роль социальных служб, оказывающих помощь в этой области. Все это позволяет сделать вывод, что сегодня в России потребность в социальной работе является особенно острой [1].

Особо нуждается в социальной работе такая социальная категория граждан, как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так как на фоне стабильного сокращения рождаемости ситуация с ростом таких детей становится угрожающей.

На сегодняшний день в нашей стране официально зарегистрировано более 2 миллионов детей сирот [2]. Важно уделять больше внимания при социальной работе с подростками из детских домов, так как они воспитываются вне семьи. Семья играет важную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации.

При работе с подростками в условиях детского дома большое значение имеет эмоциональная сфера воспитанника. Проведенные исследования в детских домах и школах - интернатах, средних общеобразовательных школ показали, что большая часть воспитателей, учителей (90 %) отмечают важность формирования в подростковом возрасте эмоциональной саморегуляции, умения управлять своим поведением и контролировать его, преодолевать трудности в процессе жизнедеятельности [3].

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром [4].

Изучению эмоциональной сферы подростков психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека.

С помощью рисования, игр, сказок можно воздействовать на эмоциональную сферу детей. Таким образом, если обратится к социальной терапии, то можно увидеть что существует множество её видов. Это игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, трудотерапия и т.д. На наш взгляд, эффективной технологией коррекции эмоциональной сферы младших подростков в условиях детского дома будет социальная терапия.

Социальная терапия – технология социальной работы, представляющая собой совокупность мероприятий, действий направленных на решение проблем клиента.

Социальная терапия помогает облегчить взаимодействие индивида с социальной средой посредством вовлечения социальным работником в этот процесс субъектов жизненного пространства клиента. Изучением социальной терапией занимались В.А. Жмуров, И.Г. Зайнышев, Г.Ф. Нестерова, И.К. Свищева, Т.К. Сологубова, С.В. Тетерский, Е.И. Холостова.

Цель исследовательской работы – рассмотреть социальную терапию как технологию коррекции эмоциональной сферы младших подростков в условиях детского дома, для того чтобы раскрыть её результативность.

Для формирования комплекса социальных терапий нами было проведено социологическое исследование. Опрашивались 10 воспитанников ГУЧ «Черновского детского дома» г. Чита в возрасте 10 лет. Цель анкетирования заключалась в выявлении основных проблем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По полученным данным, на 1-ое место вышла проблема - непонимания детей родителями (ответили 90 % респондентов). На 2-ом месте проблема – внутреннего беспокойства (ответили 80 % респондентов). На 3-е место определились проблемы: боязнь высказывать своё мнение (70 % респондентов); зачастую состояние злости (70 % респондентов) и внутреннее напряжение (70 % респондентов).

В результате опроса проблемы были выявлены и сформированы в пять групп. После этого каждой группе подбиралась конкретная терапия, направленная на решение выявленных проблем детей-сирот. На наш взгляд, данный метод формирования комплекса видов социальной терапии можно использовать и для других социальных категорий людей, но он может меняться в зависимости от различных факторов.

В период с апреля по май 2014 года, нами был разработан и реализован комплекс видов социальной терапии для 10 младших подростков в возрасте 10 лет на базе ГУЧ «Черновского детского дома» г. Чита. В комплекс вошли: цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, фитотерапия, игротерапия, арт-терапия.

Исследование включало в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Знакомство с учительским составом и с детьми, изучение особенностей детей, составление и проведение анкеты, разработка плана мероприятий, согласованность действий и инвентаря для занятий с психологом, всё это составили первый этап исследования. Второй этап включил в себя реализацию комплекса видов социальной терапии для младших подростков в условиях детского дома. Обработка результатов, обобщение выводов, сравнительный анализ данных вошли в третий этап нашего исследования

Комплексность действий заключается в том, что все терапии включены в каждое занятие. Мы их применяли поочередно. То есть, каждое занятие начиналось с цветотерапии, затем сказкотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, игротерапия, арт-терапия. Мы считаем, что действия данного комплекса терапий будут эффективными потому, что он будет влиять на все ощущения человека (осязания, обоняние, зрение, слух, вкус) ведь именно через эти чувства человек воспринимает окружающих мир. Все занятия буду рассмотрены в совокупности, тем самым определяя технологическую особенность комплекса терапий. Помимо этого важно рассмотреть влияние каждой терапии на младших подростков, поэтому действия одной терапии будут описаны отдельно от другой.

Первое занятие включало в себя знакомство с ребятами, проведение анкеты.

Каждое занятие начиналось с цветотерапии, в основе которой, метод цветовых выборов М. Люшера. Цель цветотерапии заключалась в выявлении эмоционального настроя детей перед работой. Проанализировав, результаты за все занятия мы получили следующее: хорошее настроение перед началом занятий отмечали 30 % детей, нейтральное настроение 40 % детей и 30 % отметили, что у них плохое настроение. Полученные данные мы используем для сравнения эмоционального настроя детей до и после занятий, чтобы пронаблюдать эффективность наших действий.

Также помимо цветотерапии для изучения настроения детей было использовано упражнение «Дорисуй рожицу». Улыбку подрисовали и отметили хорошее настроение 40 % детей, 30 % нарисовали грустную рожицу, остальные 30 % детей нарисовали рожицы с разными выражениями лица.

Следующей составляющей комплекса видов социальной терапии, является сказкотерапия. На каждое занятие к ребятам в гости приходили сказочные персонажи с определенной проблемой. В течении всего занятия ребята обращались к ней и предлагали свои пути решения проблемы.

При сказкотерапии мы использовали короткие сказки, так как именно в таких сказках дети запоминают все мелочи. Также в процессе сказкотерапии мы использовали мифы, легенды, дети сами рассказывали свои любимые сказки, работали в группе и сочиняли одну общую сказку о сказочном госте.

Подведя итог всем занятиям, следует отметить, что в процессе сказкотерапии решаются задачи: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, умения слушать, анализировать, выражать своё мнение, развитие коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций, а также ребята могли провести параллель между сюжетом и собственной жизнью.

Музыкотерапию, мы тоже включили в комплекс видов социальной терапии для детей сирот. В своих занятиях мы использовали звуки природы и классическую музыку, также ребята исполняли песни, угадывали музыкальные инструменты и звуки. Нами были выбраны различные композиции по жанрам. Ребята сами выбрали, какая музыка на них положительно влияет, а какая отрицательно. Отсюда был составлен комплекс музыкотерапии. Он включал звуки природы, классическую музыку. Ребята не включили в комплекс рок-, поп- и клубную музыку , а также рэп.

Таким образом, музыкотерапия в ходе занятий была направлена на: ощущение полного психологического комфорта, снятие стресса, заряд бодрости, изучение музыкальных инструментов, композиторов и влияния музыки на организм человека, развитие памяти, умения слушать, анализировать, выражать своё мнение, расширение эмоционально-поведенческих реакций, сплочение группы.

В наш комплекс терапий мы также включили фитотерапию. При фитотерапии мы использовали: морс из смородины, шиповника, чай с малиной, настойка из ромашки, маску из огурца, амулеты из чеснока, и т.д. Главной задачей фитотерапия было узнать лечебные свойства фитопродуктов и спектр их действия.

При проведении всех занятий мы проводили игротерапию, которая включала в себя активные игры (игры с мячом, скакалками, обручами, спортивные эстафеты), интеллектуальные игры, игры на сплочение, а также ролевые игры. Особый интерес у ребят вызывали активные игры, где они могли бегать, прыгать. Также ребятам понравилось упражнение «Тепло рук».

Таким образом, игротерапия была направлена на повышение настроения, снятие напряжения, страха перед окружающими, развитие умения работать в группе, повышение самооценки, проверку себя в разных ситуациях.

Заключающей терапией в нашем комплексе видов социальной терапии для младших подростков в условиях детского дома была арт-терапия. В арт-терапию мы включили следующие упражнения: рисунок нитями, оригами, аппликация, лепка, подделки, рисование красками, карандашами и другое. После заключения каждой арт-терапии, мы устраивали публичное представление своего источника позитива, и результаты действительно удивляли.

Таким образом, арт-терапия была направлена передачу своих эмоций, развитие художественно - творческих способностей, снятие эмоционального напряжения.

После публичной защиты своих искусств, проводилось упражнение «Дорисуй рожицу». Математическим подсчётом выявлены результаты занятий, они следующими: 98 % детей отмечали хорошее настроение подрисовали улыбку, 2 % детей уходили с занятия с нейтральным настроением, изображая спокойное выражение лица. Полностью мероприятие завершал эффект обратной связи цветотерапия. Которая была организована по методу цветовых выборов Макса Люшера. Результаты нас приятно удивили 96 % детей ушли с занятия с хорошим настроением, оставшиеся 4 % отмечали нейтральной состояние.

С целью применения комплекса видов социальной терапии социальными педагогами, специалистами по социальной работе в учреждениях министерства труда и социальной защиты населения, а также студентами выпускниками учебных заведений нами была разработана программа коррекции эмоциональной сферы младших подростков в условиях детского дома при помощи социальной терапии. Цель программы – общее развитие и коррекция эмоциональной сферы младших подростков в условиях детского дома с помощью социальной терапии.

Предполагаемый результат программы: позитивный эмоциональный настрой, развитие коммуникативных и познавательных навыков; сплочение в группе, выявление скрытых или нереализованных возможностей и способностей детей, а также развитие восприятия детей на окружающий мир.

Проанализировав нашу работу, следует сказать, использование разновидностей социальной терапии для детей сирот 10 лет является важной составляющей их развития. Комплексное воздействие терапиями способствует решению проблем младших школьников, а именно сплоченности, определению своего мнения, проявление творческих способностей, информированию о полезных свойствах растений, музыки, игры. С помощью социальной терапии можно корректировать эмоциональную сферу. Совершать переходы от спокойствия к смеху, и наоборот. Главное при использовании терапий контролировать четкую грань: не допускать негативных эмоций, душевных переживаний, потрясений.

При общении с младшими подростками в условиях детского дома понимаешь, что им нужна поддержка и главное помощь. На наш взгляд, этим ребятам важно уделять достаточно много внимания, как со стороны учительского состава, так и со стороны психологов и медицинских работников.

Список использованных источников

  1. Теория социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристь, 2011. – 334 с.

  2. Оболонский А. Материалы агентства «РиФ» [Электронный ресурс] / А. Оболонский. - Режим доступа: www.rf-agency.ru. – Загл. с экрана.

  3. Кравец И.А. Эмоциональная сфера подростков в условиях социальной депривации: особенности формирования [Электронный ресурс] / И.А. Кравец. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/30_NNM_2012/ Psihologia/8_119030.doc.htm. – Загл. с экрана.

  4. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru /rabota-psixologa-v-detskom-sadu/34-metodiki-izucheniya-emoczionalnoj-i-lichnostnoj-sfery/546-diagnostika-i-korrekcziya-emoczionalnoj-sfery-detej-chast-1. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 1392