Аннотация. В статье рассмотрено понятия психическое здоровье незрячего человека, медицинская реабилитация, психологическая реабилитация. Изложены особенности личности инвалидов по зрению, а также методы медико-психологической реабилитации.
Summary. In article mental health of the blind person, medical rehabilitation, psychological rehabilitation is considered concepts. Features of the personality and nvalid on sight, and also methods of medico-psychological rehabilitation are stated.
Ключевые слова: инвалиды по зрению, незрячие, психическое здоровье, медицинская реабилитация, психологическая реабилитация, психокоррекционная работа, психопрофилактика, психологическое консультирование.
Keywords: visually impaired persons, blind, mental health, medical rehabilitation, psychological rehabilitation, psychocorrectional work, psychoprevention, psychological consultation.
Актуальность темы обусловлена тем, что постоянный рост инвалидов по зрению является одной из государственных проблем, которая зависит от множества различных факторов (социально-экономических, медицинских и других)? требующего комплексного ее решения. Потеря зрения для человека приводит к изменениям его прежнего ритма жизни, проявляется внутренний дискомфорт, отрицательные психологические проявления, а также происходит изменения в поведении и психики. Если не оказать своевременную психотерапевтическую и психологическую помощь незрячему, то нарушения приведут не только к ухудшению психологического благополучия, но и негативно скажутся на системе его жизнедеятельности.
«Психическое здоровье незрячего человека», под которым следует понимать совокупность личностных качеств и свойств, обеспечивающих психологическое благополучие, эффективность адаптации в социуме, максимальную компенсацию дефекта зрения и адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности[2].
«Медицинская реабилитация, или восстановительное лечение, представляет собой сложный процесс, в результате которого у больного создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстановление положительного отношения к жизни, семье, обществу. Психологическая реабилитация должна основываться на активных психологических и физических методиках, ориентированных на формирование и рост здоровой личности» [1,3].
На наш взгляд, медико-социальная реабилитация должна помочь инвалиду по зрению качественно и быстро преодолеть отрицательные эмоциональные и поведенческие последствия потери зрения.
В структуре личности инвалидов по зрению наблюдается такие особенности как: зависимость, застенчивость, болезненное переживание неудачи, преувеличение важности своих проблем. Кроме этого затруднения при принятии каких-либо решений, обидчивость, ранимость, конфликтность, проявление враждебности, высокая чувствительность к психотравмирующим воздействиям, наличие депрессивных проявлений, признаки тревоги, неуравновешенность, эмоциональная нестабильность. Все эти признаки ведут к формированию психической патологии.
Инвалиды, без признаков психологического неблагополучия ограничиваются в основном просветительской работой по психологическим последствиям утраты зрения. Также к мерам профилактики можно отнести оздоровительные методы, направленные на улучшение психического и физического здоровья инвалида. Кроме этого проведение социокультурной работы, которая включает в себя музыкотерапию, библиотерапию.
Инвалиды с признаками психологического неблагополучия легкой степени выраженности нуждаются в психокоррекции, которая включает в себя формирование адекватного отношения незрячего к своему дефекту здоровья, коррекцию некоторых особенностей личности инвалида, работу с семьей. Проведение медицинских процедур таких как: плавание, занятие на тренажерах, лечебная физкультура и гигиеническая гимнастика. Также можно отметить социокультурную реабилитацию.
Инвалиды по зрению с признаками психологического неблагополучия средней степени выраженности нуждаются в проведение мероприятиях психокоррекционной работы, корректировалась система межличностных отношений и потребностей личности. Кроме этого рекомендуется аутогенная тренировка, направленная на преодоление имеющихся симптомов и рациональная психотерапия. Кроме этого незрячим необходимо психологическое консультирование, методы социальной реабилитации. К медицинским методам относятся занятие лечебной физкультурой, занятия в бассейне и на тренажерах, а также иглорефлексотерапия.
Инвалиды по зрению с выраженными признаками психологического неблагополучия психогенными расстройствами нуждаются в коррекции наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовых ситуаций, а также формирование у инвалидов позитивных установок к проведению лечения, к дальнейшей жизни, обучению стратегиям выхода из конфликтных ситуаций. Психотерапия включала в себя следующее: рациональную психотерапию, музыкотерапию, гипнопсихотерапию. Их сочетание способствует снижению напряжения и раздражительности, способствует формированию положительных эмоций у инвалида, улучшению сна. Психологическое консультирование включало в себя оказание консультативной помощи по следующим направлениям: формирование правильного представления о собственных качествах и возможностях; консультирование по вопросам улучшения межличностных отношений, а также семейных отношений; обучение навыкам поведения в конфликтной ситуации, поиску способов разрешения конфликтов. Также следует применять изотерапию, к медицинским мерам следует отнести медикаментозное лечение.
Следует отметить, что организация медико-психологической помощи инвалидам по зрению должна осуществляться в специализированных центрах медико-психологической (медико-социальной) реабилитации. Социальные работники, психологи, врачи-психотерапевты, задействованные в реабилитационном процессе, должны владеть определенными знаниями в работе со слепыми и слабовидящими людьми, применять методы диагностики, владеть простыми и надежными мерами психопрофилактики и психокоррекции, а также уметь оценивать эффективность проводимой работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод ,что системе реабилитации инвалидов по зрению должны включать в себя: психокоррекционную работу, психопрофилактику, психотерапию, психологическое просвещение, консультативную психологическую помощь. Меры должны быть направлены на формирование у незрячего адекватного отношения к себе и своему заболеванию, снижение напряженности и страха, поддержание физического и психологического здоровья незрячего. Также научить находить решение в конфликтных ситуациях, взаимодействовать с окружающими людьми, кроме этого способствовать успешной адаптации инвалида.
Список использованных источников
1. Близнюк А.И. Медико-психологическая реабилитация – перспективное направление здравоохранения. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mednovosti.by/journal.aspx?article=1591.
2. Момот В. А. Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://delist.ru/
3. Харабет В. В., Кохан С.Т., Патеюк А.В. Реабилитация, социализация и интеграция инвалидов в общество: учеб. пособие / под. ред. В.В. Харабета. – Мариуполь. – 304 с.
5