Аннотация. В данной статье рассматривается проблема мотивации здорового стиля поведения у студенческой молодёжи, и как мотивация влияет на формирование безопасности жизнедеятельности. Автор отмечает в данной статье основные трудности на пути к формированию мотивации к здоровому стилю поведения у молодого поколения.
Abstract. This article considers the problem of motivating healthy behaviors among students, and how motivation affects the formation of safety. The author notes in this article the main difficulties on the path to creating incentives for healthy behaviors among young generation.
Ключевые слова: мотивация, здоровый стиль поведения, здоровый образ жизни, здоровье, студенческая молодежь.
Key words: motivation, healthy behaviors, healthy lifestyle, health, student youth.
Актуальность статьи заключается в том, что здоровый стиль поведения нашей студенческой молодежи является ключом к благосостоянию здоровья населения, и основой будущего, а мотивация здорового стиля поведения помогает сохранить, укрепить и восстановить при необходимости здоровье всех молодых людей, и не только, ведь в настоящее время все чаще наблюдается ухудшение состояния здоровья населения России из-за многих факторов современной жизни, которые неблагоприятно влияют на здоровье такие, как: неблагоприятная экологическая обстановка, напряжённый режим учёбы, работы, ускоренный ритм жизни, стрессы, нагрузки, неправильное питание и многое другое, и поэтому очень важно наличие мотивации на здоровый стиль поведения у молодых людей, для того чтобы противостоять внешним факторам негативно влияющим на здоровье населения и благополучие будущего.
Существенный вклад в изучение данных вопросов внесли работы ученых-исследователей России, таких как К.А. Абдульхановой-Славской, Г.Л. Апанасенко, В.А. Бароненко, В.Н. Большакова, Н.В. Бредихиной, Е.А. Деминой, В.П. Кащенко, И.П. Левчука, Л.А. Поповой, Л.А. Рапопорта, И.И. Сороковни-Семеновой, Е.И. Холостовой, Б.Г. Юшкова и др.
Начинать приобщение студенческой молодежи к здоровому стилю поведения следует с формирования у нее, конечно же, мотивации заботы о здоровье и его укреплении, которая, в свою очередь, должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни студентов. Образ жизни каждого человека обусловливает его отношение к своему здоровью, к себе, к окружающему миру, а также определяет представления о смысле жизни, по мнению академика В.П. Казначеева. Доказано, что если у человека имеется осознанная мотивация здоровья, то он будет вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять своё здоровье, а если осознанная мотивация не будет управлять стилем поведения конкретного человека, то ни какие приказы и наказания не смогут заставить человека вести здоровый образ жизни.
Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов, таких как: возрастного, и деятельностного, где мотив здоровья подразумевается при создании оздоровительной деятельности в отношении себя, а именно путем формирования новых качеств при помощи упражнений. Оздоровительная деятельность и упражнения имеют такую особенность, как создание соответствующей мотивации, или как ее называют, целенаправленной потребности, и установки, т.е. готовность к деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, которая похожа на то, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения, что отмечается многими авторами.
Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами, такими как:
а) самосохранение, при которой человек не совершит действий, которые могут повлечь угрозу его жизни или здоровью;
б) подчинение этнокультурным требованиям, где человеку необходимо подчиняться данным требованиям, чтобы, стать равноправным членом общества и жить в гармонии с членами данного общества, а нарушение этих норм чревато негативными последствиями, потому как с давних пор нормы складывались исходя из общественного отбора полезных привычек и выработки системы защиты от неблагоприятных факторов, что передавалось в определенных этносах из поколения в поколение в виде табу или традиций, а неподчинение существующим требованиям разбиралось как вызов обществу и следовало наказание;
в) мотивация получения удовольствия от здоровья, эта своего рода гедоническая или наслажденческая мотивация, где радость приносит именно ощущение здоровья. Человек стремится быть здоровым для того, чтобы его испытать данное ощущение. К примеру, если человек живет активной деятельностью, т.е. любит бегать, танцевать, то эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции и повышают настроение, и в дальнейшем все эти действия содействуют формированию мотивации, способной побуждать к максимизации двигательной активности такого характера, а позже сформируется интерес к разного рода систематическим занятиям, которые перерастут в привычку, доставляющую удовольствие;
г) мотивация самосовершенствования, которая проявляется в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Данная мотивация имеет смысл, скорее всего, для выпускников, т.к. им просто необходимо быть конкурентоспособными для того, чтобы была возможность успеха и общественного признания;
д) мотивация маневрирования, также применительна к студенческой молодежи, т.к. у здорового человека имеется возможность на свой выбор менять свое место и роль в обществе, благодаря своему усмотрению здоровый человек имеет возможность менять профессии и перемещаться из одной климатической зоны в другую, чувствовать себя свободным независимо от внешних условий;
е) мотивация сексуальной реализации, сущность которой сводится к тому, что существует взаимозависимость между здоровьем и сексуальной привлекательностью и потенцией, что должно направлять молодежь на бережное отношение к своему здоровью, на его укрепление и сохранение;
ж) мотивация достижения максимально возможной комфортности говорит о том, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство [1].
Крайне редко встречаются люди, для которых все названные мотивации одинаково значимы, как отмечает И.И. Соковня-Семенова. Так можно сказать о том, что в течение своей жизни человек проходит через различные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если девушка или юноша курят, то для них не применителен такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ведь для них будущее – это следующий день, ближайшие выходные, конец семестра, а удовольствие – здесь и сейчас, для них также не подойдет и ссылка на этнокультурные требования, поскольку это не мотивирует их, ввиду того, что данный мотив им малозначим. И зачастую нарушая этнокультурные требования, молодежь испытывает удовольствие, т.к. считает, что таким образом самоутверждается. А вот мотивация сексуальной реализации сформирована и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек, что может поспособствовать формированию здорового стиля поведения [3,4].
Многими авторами давно отмечен тот факт, что для молодых людей мотивация самосохранения зачастую теряет свою значимость и как таковое присутствие. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях, многие считают, что трудная негативная ситуация может случиться с кем угодно, только не с ними, а зря, ведь из-за слабого чувства ответственности за свое поведение могут произойти неприятные последствия или результат такого нездорового стиля поведения, как венерические заболевания, наркозависимость, пьянство, ведущее к алкоголизму [2,4]. Зачастую многим молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен, что, конечно же, ошибочно, и многие ученые призывают молодых людей, как и мы, уберечься от данного мнения и ошибок, которые могут привести к печальным и необратимым последствиям.
На данном этапе студентами ЗабГУ были проведены исследования на наличие мотивов здорового образа жизни у студентов. Так исследования показали, что студенты понимают здоровый образ жизни зачастую как следование хорошо известным положениям, таким как: не курить, не пить, заниматься спортом, закаляться, больше двигаться, не употреблять наркотики, беречь нервы и т.д. Однако вышеназванные тезисы для многих не являются установкой в поведении, что связано с тем, что рекомендации по следованию здоровому образу жизни внедряются в нравоучительной, твердой форме, что конечно же не вызывает у молодых людей положительных эмоций, также это связано с тем, что сами люди, подающие пример, и учащие нас здоровому стилю поведения сами достаточно редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, также это связано с тем, что средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива, которые могут расцениваться как престижность и успешность.
В связи с этим формирование мотивации здорового стиля поведения крайне затруднительно и требует огромных усилий у студенческой молодежи. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый стиль поведения, который в свою очередь основой безопасности жизнедеятельности студенческой молодежи.
Список использованных источников:
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – 2003. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://window.edu.ru/resource/404/28404/files/ustu011.pdf (дата обращения 30.05.2014)
Букин В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В. П. Букин, А. Н. Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 2 (18). – С. 105-113.
Холостова Е.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Е.И. Холостова, О.Г. Прохоровой. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 456 с.
Шурыгина Ю. Ю., Кохан С.Т., Кривошеева Е. М. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / Чита: ЧитГУ, 2010 . – 185с.