ПОТРЕБНОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОТРЕБНОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассмотрено исследование потребности семей с детьми с ограниченными возможностями в процессе социальной реабилитации.

Ключевые слова: реабилитация, дети, мобильность, самостоятельность.

Рассматривая процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями необходимо оценить современное состояние детей-инвалидов и систему реабилитационных услуг, оказываемых в нашей республике путем изучения основных потребностей семей, имеющих таких детей. В данном параграфе описывается сфера внешних условий организации реабилитации, обобщается совокупность условий и существующих возможностей, потребностей детей–инвалидов.

Определение субъективных представлений об объеме потребностей обычно осуществляется с помощью прямых вопросов о том, какое именно благо и в каком количестве нужно человеку: сколько свободного времени, сколько денег, сколько кинопосещений в месяц и т.д. Такова же и практика изучения потребительского спроса на различные товары. Во многих случаях наше знание об объемах потребностей приблизительно и к тому же трудно вербализуется. На практике гораздо важнее знать не полный объем потребностей, а тот, который реально может быть удовлетворен при существующих условиях. Исследователями предложено несколько шкал и индексов качества жизни больных. Парментер считает, что прежде, чем использовать единый индекс для измерения качества жизни, необходимо ответить на вопрос: для какой цели собранные данные будут использоваться и разработать подходящий инструментарий. Многие, из существующих универсальных шкал качества жизни людей с ограниченными возможностями, свидетельствует о противоречии между теми, кто акцентирует внимание на биомедицинских аспектах болезни, и теми, кто придерживается более широкого подхода. Этот подход подчеркивает важность диалога между исследователем и респондентом.

Таким образом, изучение процесса социальной реабилитации сводится к измерению состояния удовлетворения потребностей семьи с ребенком-инвалидом в том или ином благе. Именно удовлетворение потребностей личности, являясь элементарной ситуацией развития, реализует на практике процесс развития. Чем ниже уровень удовлетворения потребностей и уровень качества жизни, тем менее адаптирован индивид.

Во время прохождения практики в Реабилитационном Центре для детей с ограниченными возможностями, открывшемся в 2006 году, нами было проведено исследование с целью изучения процесса социальной реабилитации.

Генеральная совокупность объекта исследования составила 5 человека. Было предложено 52 анкеты, обработке подлежало 42. В результате исследования было изучено 42 семьи с детьми-инвалидами. Основным инструментом исследования явилась анкета. Анкета исследования сформулирована с учетом необходимости получения наиболее полной эмпирической информации для проверки выдвинутых гипотез. Данная анкета выявляет наличие имеющейся актуальной потребности, и этим представляется возможность изучить проблемы социальной реабилитации. Сфера областей потенциальной реабилитации определяет области расширения реабилитационного потенциала ребенка:

1. физическое состояние (физические ограничения, физические способности, мобильность);

2. психическое состояние (оценка отношения общества);

3. социальное функционирование (межличностные контакты, социальные связи);

4. ролевое функционирование на работе, дома;

5. отношение к своему дефекту.

Дополнительный подход к оценке качества жизни представлен мотивационной теорией, согласно которой выделяют жизненные потребности различных уровней: от основных физиологических потребностей до потребностей более высокого уровня как самоуважение и самореализация. В соответствии с мотивационной теорией, в которой говорится, что чем серьезнее заболевание, тем больше вероятность того, что будут затронуты основные главным образом физиологические потребности, поэтому в исследовании были внесены индикаторы, выявляющие данные потребности. Так, наибольшее значение будут иметь способности к самообслуживанию в повседневной жизни, мобильность, самостоятельность. Также нас интересует главным образом социальное взаимодействие, возможность участия в активном отдыхе, способность трудиться, обучаться, оценка материальных возможностей (уровень потребления продуктов, новые приобретения, досуг).

Рассмотрим критерии формирования выборки:

При формировании выборки использовались несколько критериев: 1. возрастной; 2. половой; 3. диагноз.

Возраст детей опрашиваемых родителей колебался от 12-16 лет.

Населенный пункт: г. Чита - 20 %; в районе – 80 % респондентов, мальчики – 62%, девочки – 38%.

Характер заболеваний и диагнозов, приводящих к инвалидности различен. В разрезе причин инвалидности лидирующее место занимает болезни центральной нервной системы - 27,2 %; аномалии развития - 22,1 %; опорно-двигательный аппарат- 17,6 %; слепые и слабовидящие - 1,02 %; кожные заболевания - 0,2 %.

Из таблицы видно, что наибольшую потребность семьи испытывают в следующем:

таблица 1

Потребности в социальной помощи:

1. реабилитация в специальном центре

82 %

2. помощь в выборе профессии

38 %

3. психологическая помощь

41 %

4. материальная помощь

98 %

5. медицинское обслуживание

62 %

6. обучение ребенка на дому

71 %

7. юридическая помощь

54 %

Также в результате исследования было раскрыто, что большинство семей материально нуждаются. Расходы на питание, жилье, медицинские услуги, одежду и транспорт представляют самую первую, насущную потребность семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Столь же остро для родителей стоит вопрос информации об юридических услугах, которую ребенок мог бы получать в будущем. Консультации с психологом, социальным и медицинским работником, другими специалистами. Остро встала проблема профориентационной работы с подростками, и дальнейшее их трудоустройство. Большая часть опрошенных подростков (90%), которые составили 15 человек, не имеют представления, куда они пойдут в дальнейшем учиться. На этом этапе требуется правильная и своевременная профориентационная работа специалистов медико-социальной экспертизы с учетом его психо-физиологических особенностей и состояния здоровья.

- Как организовать отдых и досуг для родителей и детей, с пользой провести свободное время (66,7%), информация о состоянии здоровья (65,3%). Большинство родителей с детьми с ограниченными возможностями не имеют возможности организовать досуг для своих детей, инфраструктура города не располагает к этому, и является крайне не доступной, поэтому нужно проводить детские мероприятия специально для такого контингента.

- Вопрос о своем дефекте, о том, как ими оценивается и переживается данный дефект личностью. Были выдвинуты вопросы:

Таблица 2.

- часто приводит к эмоциональным срывам

32

- создает у меня ощущение ущербности

42

- усиливает потребность в общении с людьми

28

- заставляет все время думать о нем

42

- я справляюсь с отклонением и практически не замечаю

9

В связи с этим можно сделать вывод о том, что дети с ограниченными возможностями и их семьи остро нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Именно квалифицированная психологическая помощь детям и их семьям способствует эффективной социальной реабилитации и дальнейшей адаптации ребенка в обществе.

Изучение данной проблемы показывает необходимость внедрения комплекса реабилитационных мероприятий в работу с детьми с ограниченными возможностями, так как эффективная социальная реабилитация является гарантом их успешной интеграции в общество, возможности участия в сфере образования, трудоустройства, а значит получения доходов, в социальной, культурной, экономической жизни общества, которые на сегодня значительно ограничены.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что первым фактором, влияющим на реализацию жизненных актуальных потребностей является несовершенство всей реабилитационной системы инвалидов. Отсутствует единая координационная система оценки эффективности проводимых мероприятий.

Просмотров работы: 2483