ИППОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИППОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматривается положительное влияние лечебной верховой езды на пациентов ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края г. Чита.

Ключевые слова: медико-социальная реабилитация, иппотерапия, дети инвалиды, ЛВЕ.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья важная и одна из трудных задач современноймедико-социальной реабилитации.

Определяющие факторы важности медико-социальной реабилитации: стремительный рост числа инвалидов; большая степень социального неравенства;нарушении связи с миром, ограниченная мобильность; недоступностьк ряду культурных ценностей и образованию.

Сегодня в программах медико-социальнойреабилитации встречается термин иппотерапия (лечебно-верховая езда, ЛВЕ). Иппотерапией называется форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента реабилитации используется лошадь. В практике лечебная верховая езда рассматривается как комплексный метод медико-социальной реабилитации, позволяющий учитывать психологические и физиологические особенности человека [1].

Это лечение должно быть комплексным, включать мероприятия по расширениюдвигательных, речевых и психических возможностей, с использованием всех имеющихсясредств реабилитации. По сравнению с традиционным восстановительным иппотерапия имеет дополнительные преимущества. Она основана на использованиифункции движения, которая имеет для человека не только биологическое, но и социальноезначение.Преимущества лечебной верховой езды перед другими видами лечебной физкультуры заключаются в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. Это способствует улучшению координации движения ребенка и пространственной ориентации. Вместе с тем происходит укрепление осанки, ускоряются в организме обменные процессы, стабилизируется работа дыхательной системы и сердечно-сосудистой [2].

В целом лечебная верховая езда способствует улучшению общего состояния организма, укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной систем,нормализует мышечный и сосудистый тонус, оказывает благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, укрепляет двигательные рефлексы,балансировку, улучшает осанку и координацию движений.Различные упражнения и игры на спине лошади создают положительный эмоциональный фон, общение с животным стимулирует желание и умение слушать, дает ребенку возможность осознанно получать опыт и помогает обрести уверенность в себе [3].

Кроме того у пациента наблюдается улучшение внимания, памяти, мышления. Также у занимающихсяиппотерапией происходит улучшение психо-эмоционального состояния, снижается уровень напряженности, повышается стрессоустойчивость и работоспособность. Более того лечебная верховая езда способствует развитию коммуникативных навыков у пациента и способствует эффективной социализации.

Взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания. К тому же иппотерапия обеспечивает развитие чувства собственной значимости и силы.

Совместно со специалистами ГУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» г. Чита, проведено исследование итоги которого были: отмечалось положительное влияние лечебной верховой езды на своих пациентов. На основе анкетного опроса были сделаны выводы: иппотерапия как технология медико-социальной реабилитации активизирует не только познавательную сферу, но и развивает психику ребенка. Повышается способность больных детей к обучению, получать возможность превозмочь свой страх, достичь успеха, почувствовать себя способным преодолевать трудности.

Общаясь с лошадью, ухаживая за ней, дети инвалиды получают яркие впечатления как следствие это положительно влияет на их эмоциональный статус. Механизмы эмоционально-личностной регуляции более активно развиваются.

Такие упражнения и игры детей инвалидов и лошади, общение с ней, индивидуальная работа инструктора с каждым ребенком стимулирует его к получению положительного опыта в общении и самореализации.

Во время общения с лошадью у детей появляется интерес к жизни, повышается настроение, а чувство одиночества и страха исчезает. Кроме того индивидуальная работа инструктора с каждым больным ребенком, проведение игр и упражнений стимулируют у него желание и стремление слушать, учится, настраивают его на преодоление трудностей и помогают приобрести уверенность в собственных силах.

Примером этого может служить то, что каждый год на Читинском ипподроме проходят соревнования по конному спорту среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Многие из них уже завоевывают призовые места.

Таким образом, мы считаем, что иппотерапия положительно влияет на состояние здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом является методом реабилитации, который учитывает физические, психические и интеллектуальные особенности пациента. Реабилитация по средством иппотерапии необходима для данной категории граждан.

Список использованных источников:

  1. . Орлова Г.Г. Организационные аспекты комплексной реабилитации детей-инвалидов на основе лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта / Г.Г. Орлова, Н.С. Роберт, А.И. Денисенков. – Москва: ГУ УНИИОИЗ, 2006. – 160 с.

  2. . Чеснокова Л.С. Эффект иппотерапии в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с церебральным параличом / Вестник Мининского Университета. – 2014. – №3(7). – С. 24-28

  3. . Белоусова Т.Я.,Поздеева Т.Н. Иппотерапия как оздоровительная технология при детском церебральном параличе / Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2014. – №3. – c. 20-23

Просмотров работы: 1719