ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных современных проблем российского общества является формирование патриотических качеств российских граждан. Эта проблема не обходит стороной и систему образования. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Как указывается в официальных документах, в частности, в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) [4] является продолжением государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан [Там же]. Формированию патриотизма у школьника уделяется большое внимание и в ФГОС нового поколения. Так, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите[2].

Наше исследование посвящено решению в определенной мере выделенной выше проблемы патриотического воспитания обучаемых: реализации патриотического воспитания средствами обучения математике 5-9-х классах.

Как известно существуют различные подходы в пониманию патриотического воспитания.

В своей работе под патриотическим воспитанием мы понимаем часть целостной воспитательной системы школы, направленную на формирование у учащихся любви к своей Родине, созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, постоянной готовности к ее защите.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе ООШ с. Михайловка филиал МБОУ ООШ с. Батырово Федоровского района республики Башкортостан.

В качестве гипотезы исследования выступало утверждение:

Реализация патриотического воспитания при обучении математике будет проходить более эффективно, если

  1. на уроках математики и на внеурочных мероприятиях использовать специфические сюжетные задачи, позволяющие формировать патриотизм обучаемых;

  2. обучаемых привлекать к конструированию задач с патриотическими сюжетами;

  3. использовать комплексные, интегрированные уроки и внеурочные мероприятия.

Для проверки истинности гипотезы выбраны в качестве экспериментальных классов - ученики 6-9-х классов названной выше школы.

В начале работы (в начале учебного года) проведен констатирующий опрос) по выявлению отношения учащихся к необходимости патриотического воспитания и формирования патриотизма у российских школьников.

В ходе опытно-экспериментальной работы составлялись и собирались задачи для реализации патриотического воспитания.

Приведем несколько примеров таких задач.

Задача №1 (задача взята из статьи Кожабаева [ 3, c.51 ].

В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой.

 

Численность войск

Численность вооружения

Орудия и минометы

танки

самолеты

СССР

1 100 000

7652

774

1000

Германия

1 708 000

13 500

1170

615

Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.

Эта задача была использована нами в ходе внеклассного мероприятия: «Наука ковала Победу», в преддверии 70-летия Великой Победы.

Задача № 2 (взята из книги Халилова У.М.).

Максимальная скорость советского истребителя военного времени «ЯК-3» 720 км/ч,а немецкого истребителя «Мессершмитт» на 120 км/ч меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км/ч больше скорости истребителя «Фокке-Вульф-190-А» найдите скорость немецких истребителей и сравните их со скоростью «ЯК-3» [7, с. 48].

Эта задача была использована нами в выше указанном мероприятии и сопровождалась небольшой беседой о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы математиков М. В. Келдыша, С. А. Христианинова, Н. Е. Кочина и др. в области аэродинамики [7, с. 49].

Как отмечается в работе У.М. Халилова «Обучая, воспитывать»: «Такие беседы вызывают у учащихся законную гордость за наши достижения, за наших ученых, помогают учащимся глубже понять, что нашей основной задачей является движение вперед, улучшение жизни народа, что благосостояние народа создается только благодаря труду, труду повседневному. Это наполняет душу ребенка любовью к Родине, уважением к человеку труда, вызывает желание стать человеком, полезным для нашего общества» [7, с.48-49].

Мы считаем школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Краеведение - это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный. В своей опытно-экспериментальной работе мы широко использовали задачи с краеведческими сюжетами, представленными в работах С.С. Салаватовой [5], [6]. Приведем в качестве примера несколько задач.

Задача №3. Гора Ямантау – самая высокая гора в Башкортостане – имеет высоту 1640 м, гора Иремель ниже горы Ямантау на 58 м, гора Уралтау ниже горы Ямантау на 572 м. Какова высота горы Ямантау? На сколько метров Уралтау ниже горы Ямантау? Насколько башкирские горы ниже Казбека и Эльбруса? Высоты этих гор найдите по справочнику.

Решение этой задача позволяет не только узнать какие-то географические данные по своей республике, но и сравнить, высоты местных гор с мировыми.

Задача № 4. В башкирском эпосе «Кара-Юрга» батыру Абляю, охотнику с берегов Сакмары, жениться на полюбившей его красавице Мактымхылу помог его верный иноходец Кара-Юрга. Однако возмущенный отец девушки Масем-бай, приехав за ней вместе с батырами своего рода, сказал ей такие слова:

Бросив чистый воздух Урала,

Ты в степные края ускакала,

Опозорила весь мой род –

Кто позор наш теперь сотрет?

Тебя обманули или перехитрили?

Если похитили – назад заберу.

Если нет – больше не жить тебе,

На этом месте тебя застрелю!

Мактымхылу видела, каким гневом и злобой кипит ее отец, и все же держалась спокойно и уверенно и отвечала ему с достоинством:

Зря не станет стрелять мужчина,

Как мальчишка в пустой игре. …

Ссору просто так не начнет.

Прежде не выяснив причину,

С тайной местью к чужим не придет. …

Кара-Юрга - прославленный конь,

Кровь тулпара в нем и огонь;

Он украл меня – не Абляй,

Если сможешь – в коня стреляй!

Но, несмотря на то, что она подробно рассказала, как похитил ее лихой иноходец, отец так ей и не поверил. Заметив это недоверие, Абляй промолвил, глядя в упор на Масема:

– Увези Мактымхылу, посадив на Кара-Юргу. Только пусть никто не берет его за узду. Юрга довезет ее до Сакмара, но переходить на другую сторону не станет, повернет обратно. Если сумеете перевезти свою дочь за Сакмар, я не стану вас преследовать.

Так вот, ребята, сказочный конь Кара-Юрга поскакал с Мактымхылу до Сакмара со скоростью 25 км/ч. Возвращаясь, Кара-Юрга с девушкой мчались со скоростью в 2 раза большей, первоначальной скорости. Какова средняя скорость коня на всем пути туда и обратно?

Эта задача способствует нравственному воспитанию, показывает справедливость башкирского народа.

Кроме отдельных задач при формировании патриотического воспитания нами разработаны целостные уроки, посвященные этой проблеме. Приведем в качестве примера один из таких уроков, посвященный 150-летию с. Михайловка Федоровского района (в 2014 г.).

Тема урока: Умножение и деление натуральных чисел.

Цель: 1) Обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме урока: умение выполнять арифметические действия над натуральными числами; знание правил порядка выполнения арифметических действий; умение решать уравнения; находить значение буквенных и числовых выражений, а также, умение решать задачи на умножение и деление натуральных чисел.

2) Развивать у учащихся память, речь, логическое мышление, воображение, устойчивое внимание, сообразительность, вычислительные навыки, смекалку, быструю работу мысли, творческие способности, интерес к математике через нестандартную форму урока и наполнения содержания занимательными задачами.

3) Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, эстетические чувства, чувство ответственности, коллективизма, дружеское отношение в классе и умение работать в группах, командный дух соревнования, уважение друг к другу.

4)воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.

Ход урока:

Ребята у нас сегодня необычный урок, а урок путешествие по родному краю. А в какое место Федоровского района мы отправимся , узнаем в процессе устного счета. Но перед этим давайте вспомним:

1.Какие числа называются натуральными?

2.Какие действия с натуральными числами мы умеем выполнять?

3.Какое число не является натуральным? Почему?

4.Какие выражения называются буквенными?

И так, в какое место мы отправимся? Давайте это выясним в процессе устного счета

Устный счет. Реши пример и подставь букву в таблицу.

23*11= (Л); 6*10= (И); 77:7= (Й); 400:10= (Х); 47*9= (М);

1313:13= (А); 1236:206= (О); 84:6= (К); 105:5= (В).

423

60

40

101

11

253

206

21

14

101

                   

Наше путешествие начинается. Мы сегодня познакомимся с историей нашего села Михайловка, с его настоящим.

В каком году оно появилось мы, узнаем, выполнив задание.

Задание 1. Найди корень уравнения и к нему прибавь 1529.

(х+155)-35=145

Итак, село появилось в 1864 году. Крестьяне из Рязанской, Самарской, Пензенских губерний, привлекаемые дешевыми землями и гонимые за свои религиозные взгляды (старообрядцы) облюбовали здешние места. Земли скупали у башкир Сайрановского района 25 рублей за десятину. Земли благоприятные для с/х работ, обширные пастбища, луга с сочными травами, родники с питьевой водой. В начале прибыли 25 семей: Игнатьевы, Резяпкины, Глуховы, Салмины, Грековы и др., в основном состоящие в родственных связях. Преимущественно мордва.

Выполнив следующее задание узнаете по сколько человек в среднем состояли семьи в с. Михайловка в 19 веке.

Задание 2. В книге историка А.З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкирии», отмечено, что в 19 веке в селе проживало в 103 дворах 423 мужчины и 385 женщин, их них 60 человек были грамотными. Сколько человек в среднем было в семье?

В 19 веке через с. Михайловка проходила трасса Оренбург-Уфа и рудняя лошадиная дорога. Из Каргалов Оренбугской губернии возили руду в с. Воскресенск, Мелеузовского района, на медеплавильный завод вплоть до Великой Отечественной войны.

При заселении села сразу была построена церковь, которая сгорела в начале прошлого века и на ее месте на пожертвования прихожан был воздвигнут Казанско-Богородский храм, а при нем церковно- приходская школа. В 1907 году открылся приход, который работал и после появления Советской власти, службы вели вплоть до 1930 года: крестили детей, отпевали покойников и т.д. В 1930 году храм сгорел от удара молнии.

Колхоз был основан в 1930 году. В начале скотину и с/х инвентарь приводили из личных подворий. Затем приобрели породистых коров. Колхоз успешно развивался: действовали МТФ,ОТФ.В 1937-38-х годах передовики сх ездили в Москву на ВДНХ. Мирный труд был прерван Великой Отечественной войной. Из села ушли воевать 184 человека, 129 из них погибли. В колхозе работали старики, женщины и дети. Всю сельскохозяйственную технику забрали на фронт, поэтому пахали на быках, пололи вручную.

После войны колхоз стал еще быстрее развиваться: открылись молочнотоварная ферма (МТФ) ,овце-товарная ферма (ОТФ),птице-товарная ферма (ПТФ), свинотоварная ферма (СТФ), был конный двор. Выращивали злаковые, бахчевые культуры. Был яблоневый сад, огород, выращивали картофель.

Задание 3. Выполнив следующее задание узнаете в каком году передовики нашего колхоза вновь посетили ВДНХ в Москве.

Найди значения выражений: 3а+1440, при а=171

В 1953 году.

В г.Уфе поднимали флаг в честь тружеников сельского хозяйства из Федоровского района. В селе всегда уделялось большое внимание обучению и воспитанию детей: с первых лет основания открылась церковно-приходская школа. Впоследствии была открыта школа с 4-х летним обучением, затем с 7-ми летним. Одна из первых в Федоровском районе, была открыта школа с 10- летним образованием. В настоящее время образование детей ведется в основной общеобразовательной школе. Во все времена школа была на хорошем счету: немало выпускников, достигших больших успехов в жизни. Вышли из стен нашей школы: врачи, инженеры, офицеры, учителя и т.п.

А теперь мы обратимся к нынешнему с. Михайловка и посмотрим её достопримечательности, но без истории нам не обойтись. Выполнив задания и найдя ошибки в примере, мы узнаем, в каком году в нашей школе был открыт школьный краеведческий музей. Задание: найди ошибку.

1.97*132=12804

2.22*301=6622

3.124*16=2014

4.686:98=7

5.776:97=8

В третьем примере у нас ошибка, правильный ответ 2004. В 2004 году, инициатор открытия музея, учитель истории Никитина Л.М., с учениками и учителями сформировала музей. 170 экспонатов предметов быта, выставки истории села, колхоза, школы. Отдельно оформлена комната Боевой славы, в которой хронология боевых действий ведется с 1914 года.

На месте Казанско-Богородского храма, осенью 2011 года, был водружен крест. В 2012 году был очищен и благоустроен святой источник, известный своими целебными свойствами- Попов родник. Он восстановлен силами неравнодушных сельчан. А инициатором и главным спонсором выступил выходец с. Михайловка, Пискарев В.А. Так же Пискарев В.А. на свои сбережения и пожертвования сельчан строит часовню, памяти Казанско-Богородского храма.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Хотелось бы закончить его отрывком из стихотворения Л.Гороховой:

Посмотрю на село,

Дорогие поля,

Где родительский дом,

Там Отчизны земля.

Роднички на реке,

И болотце и лес,

Вольный ветер в степи,

И простор до небес.

Заключение.

Мы намерены и дальше продолжать работу по воспитанию патриотизма среди учащихся, поскольку такая работа должна быть постоянной.

«Ведь любовь к Родине, своему народу берет начало от конкретного проявления этого высокого чувства к родному городу или селу и его людям [7, с. 45].

Однако уже опытно-экспериментальная работа в течение полугода (сентябрь-декабрь 2014 г.) дала свои результаты. Как показал повторный опрос обучаемых: дети стали больше интересоваться историей села, историей России, повысился уровень патриотического сознания.

Использованная литература:

Асфандияров, А.З. ИсторияселидеревеньБашкортостанаи сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009.–744 с. [Электронный ресурс]. –Режим доступа http://www.bashforum.netindex.php?/topic/8814-8814/ (Дата обращения 18.01.2015). Введение ФГОС основного общего образования : Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.menobr.ru/ (Дата обращения15.01.2015). .Кожабаев К.Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе /К.Г. Кожабаев. – М.: Просвещение, 1988.– 60 с. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (Дата обращения15.01.2015). Салаватова, С.С. Методические особенности обучения математике в национальной школе / С.С. Салаватова // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 3. – С. 835-839.
  1. Салаватова, С. С. Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования /С.С. Салаватова // Наука и школа. – 2007. – №3. – С.17-20

  2. Халилов, У. М. Обучая, воспитывать / У.М. Халилов, Д. Х. Насибуллина. – Уфа.: Башкирское книжное издательство, 1992. – 104 с.

Просмотров работы: 1355