"Личностью не рождаются, личностью становятся" (А.Н Леонтьев)
Наше время отмечено глобализацией экономики, интеграцией политической, культурной и хозяйственной жизни, что ведет к укреплению связей между странами в различных областях. В настоящий момент, «чтобы быть высококвалифицированным специалистом, кроме глубоких профессиональных знаний, необходимо также владеть иностранными языками» [2, с. 20] .
Современный специалист должен регулярно читать интересующую его литературу не только на русском, но и на иностранных языках, чтобы быть в курсе последних достижений. Он должен владеть как навыками чтения и перевода, так и коммуникативными умениями, чтобы принимать участие в международных конференциях и симпозиумах.
Следует отметить, что языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом.
Образовательная и самообразовательная функции иностранных языков, их профессиональная значимость в школе, в вузе, на рынке труда в целом значительно возросла, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.
Без знания иностранного языка (особенно, английского) практически невозможно в наше время претендовать на более высокий служебный статус, и, тем более, устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу, отсюда и огромное желание у студентов овладеть речевой деятельностью на иностранном языке. В этом им должны помочь практические занятия по иностранному языку в высшем учебном заведении.
«Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу высшего образования - социальный заказ общества» [1].
Иностранный язык, как и родной, не существует изолированно в обществе и не может жить своей собственной жизнью. Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, искусством, образованием, военной сферой и т.д., отражая менталитет, культуру страны, которую представляет.
Однако различие состоит в том, что иностранный язык служит средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного, международного общения.
Следует также отметить, несомненно, благотворное воздействие изучения иностранного языка на культуру общения, на речевую деятельность на родном языке. Так, формирование речевых умений на иностранном языке способствует развитию всех уровней речевой способности учащихся.
Это, несомненно, содействует повышению не только речевой и общей культуры, но и большим успехам в профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности. Знание иностранных языков и умение их использовать здесь играет немаловажную роль.
Акцентируем внимание на термине «профессиональное становление». Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности.
Показателем профессионального становления являются:
- формальные критерии (диплом, сертификаты повышения квалификации, должность)
- неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда) [3].
Само личностное становление есть самоактуализа́ция т.е. стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализация играет роль главного мотивационного фактора.
Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления до творчества.
Важную роль для этого играет знание иностранного языка, умение выражаться, доносить информацию, свои идеи до других. А в наше время в период глобализации - это играет основополагающую роль.
В течение жизни человека можно выделить несколько этапов профессионального становления. Рассмотрим данные этапы относительно знания иностранного языка:
Первый — предварительный этап. На этом этапе человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и возможности.
Первоначально он лишь имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, после получает информацию о профессиях и их особенностях во время занятий в школе, при личном наблюдении, в общении со сверстниками и родителями, на временных подработках и т.д.
В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии. И знание иностранного языка на этом этапе оказывает самую важную роль. Именно на начальном этапе зарождения личности, как будущего профессионала, формируется его взаимоотношение с иностранными языками, оказывающие влияние на всю оставшуюся жизнь.
Вторым этапом можно выделить — подготовительный. На данном этапе человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно. И здесь умения и навыки использования иностранного языка влияют на будущие становление личности.
Сегодня подготовительный этап становления профессионала имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях, в которых не обойтись без знания иностранного языка.
Третий — этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, усваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы. Должности, требующие знания иностранных языков, изначально выше оплачиваются при прочих равных квалификациях сотрудников. В последнее время наблюдается тенденция к необходимости владения двумя или даже тремя языками. Например, ассистент президента одной зарубежной компании должен уметь синхронно переводить переговоры, а экспорт-менеджер по странам Европы – обязательно владеть английской терминологией в бытовой и профессиональной сферах, например в экономике и маркетинге, а также немецким языком.
Впрочем, иногда компании предпочитают нанять опытных специалистов в определенной области, а затем, при необходимости, обучать их иностранным языкам. Однако такой подход не является правилом, а скорее исключение. На рынке труда каждая третья компания предъявляет требование к кандидату на предмет владения иностранным языком, но часто сформулированное довольно неграмотно — «свободный английский язык», «хорошее знание английского языка». Знания могут быть как в устной речи, так и в письменной, причем во время «живого» общения более приоритетны коммуникативные навыки. Важно понимать, какие именно навыки, и в каких видах речевой деятельности они необходимы для каждой конкретной ситуации.
Четвертым этапом можно назвать этап профессионализации. Это этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы только являются подготовительными.
Во многих направлениях профессиональной деятельности существует такие понятия как «сотрудничество с иностранными клиентами» и «представительство иностранной компании».
Владение иностранным языком позволяет получить доступ к иноязычной информации в интернет-пространстве или печатных изданиях, что способствует развитию как профессионалу в своей отрасли, так и личности. Со временем человек привыкает не только читать и писать, но и думать на иностранном языке, соответственно, создавать иноязычные брифы и презентации, посещать международные конференции, активно принимать участие в тренингах, которые проводят носители языка, эффективно вести деловую переписку. На сегодняшний день выигрывает тот, кто владеет более полной информацией.
Объяснять, какие возможности позволяет получить business-trip, можно довольно долго. Это и знакомство с интересными людьми, и новые возможности для развития бизнеса, и возможность познакомиться с иноязычным менталитетом и культурой.
Примерно 80% делового языкового пространства занимает английский язык, но за последние 5 лет значительно возрос спрос на немецкий, итальянский и многие другие языки. Это объясняется стремительным темпом развития компаний, импортирующих товары из Германии и Италии, например сантехнику, обувь, одежду, мебель. Среди языков, которые пользуются маленьким спросом на рынке образования, лидируют арабский и китайский языки.
Таким образом, специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности.
По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни.
Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере. И без знания иностранного языка здесь не обойтись.
Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворения.
ЛитератураБасов Н.Ф. Технологии социальной работы с молодёжью / Н.Ф. Басов // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конф., Кострома, 2013. – С. 61-64.
Войтович, И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования / И.К. Войтович. – Ижевск, 2012. – 211 с.
Ильясов Д.Ф. Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования / Д.Ф. Ильясов // Материалы VII Всерос. научно-практ. конф.: в 10 ч., // Челябинск, 2008. – С. 101-105.
- 7 -