ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Батрак Е.Ю. 1
1СФ МГГУ им ШОЛОХОВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной психологии проблема самооценки подростков является одной из наиболее разрабатываемых. Божович Л.И., Кон И.С., Липкина А.И., Лисина М.И и др., рассматривая проблему самооценки человека, в первую очередь подчеркивает важность его деятельности. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка ,функционирует как часть самосознания. В связи с этим неизбежно встает вопрос об уточнении понятия «самооценка». Адлер А., Архипова Е.А., Андрущенко Т.Ю., Кон И.С, К. Роджерс, Хорни К., Эриксон Э., и др. единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.[2]

В зарубежной литературе принят термин концепция «Я», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе. В концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», как некая когнитивная подструктура, и эмоционально-ценностное отношение человека к себе, именуемое само-отношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже- с образом «Я» или концепцией «Я» в целом. Нетрудно видеть, что при таком подходе, который типичен и для зарубежной, и для отечественной психологии, а точнее- заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, и мы проходим к полной потере очень важного личностного конструкта .[4]

Позиция А.В. Захаровой сводится к тому , что осуществляя целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо прежде всего отдавать себе отчет в том, какую личность мы хотим спроецировать, какими качествами ее наделить. Хотим ли воспитать человека самоуверенного и самодовольного, центром устремлений которого будет его собственное «я», воспринимающего окружающих лишь в качестве средства достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную, творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую самостоятельно определять перспективы собственного развития?

Можно формировать самооценку как интеллектуальное действие, рефлексивное в своей основе, опирающееся на развернутый анализа ситуации оценивая,- полагает А.В. Захарова, -а можно ее как эхолалическое образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее оценки окружающих.

У.Джеймс выделяет следующие два рода самооценки: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой –скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными, первичными дарами нашей природы. Таким образом, чкловек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.[3]

Впрочем,-продолжает Джеймс, - можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для подростка его благоприятное и неблагоприятное положение в свете – его успех или неуспех.

Будучи сложно структурированной системой, самооценка у детей подросткового возраста функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающая система. Ее структура представлена двумя компонентами- когнитивным и эмоциональном. Когнитивным компонент отражает знания подростка о себе разной степени оформленности и обобщенности – от элементарных представлений до концептуально-понятийный; эмоциональный – отношение ребенка к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченный целей. В процессе само оценивания эти компоненты функционирует в неразрывном единстве; ни то, ни другое, как отмечает И.И. Чеснокова, не может быть представлено в «чистом виде». Знания о себе подросток приобретает в контексте, и они неизбежно обрастает эмоциями, сила и напряженность которые зависят от значимости для него оцениваемого содержания. Любая само характеристика содержит оценку, функционирует в той или иной степени проявленности.

Самооценка подростков функционирует в двух основных формах –как- общая и частная. Исследователи единодушны в том что частные самооценки отражает оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, возможностей, физических данных. Они могут носить как ситуационный, так и обобщенный характер. Особое место среди них занимает так называемые оперативные самооценки, отражающие непосредственный учет личностью изменяющихся обстоятельств.

Менее исследованной является природа общей самооценки. Ее рассматривают как одномерную переменную, отражающую принятие или неприятие личностью себя, т.е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я» Такое понимание общей самооценки сводит ее сущность к эмоционально-ценностному отношению личности к себе; ее когнитивный компонент, особенности его развития и функционирования выпадают из поля зрения исследователей.

Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности Х. Хекхаузен употребляет для определения этого вида самооценки термины « текущая» и «интроспективная» самооценка, отмечая, что она фиксирует эмоциональные состояния, изменение ожиданий, степень «удачности деятельности». Важным психологическим механизмом этого вида самооценки являются действия самоконтроля, содержащие в своей итоговой части парциальные самооценки. [1]

Ссылки на источники:

1.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2008. 383 с.

2.Мацинковская Т.Д. Общая психология : учеб. пособ. для студ. вузов / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384с.

3.Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков/ К.Р.Сидоров // Вопросы психологии. 2007. №3. С. 149 – 156.

4.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2006.

BatrakEvgeny

5th year student majoring "Pedagogy and Psychology" MGGU them. MA Sholokhov (SF)

Stavropol

zbatrak@mail.ru

Features of formation of self-esteem in adolescence.

Abstract. The article deals with the influence of self-esteem on the formation and development of adolescents

Keywords: self-esteem, teen, study the function of self-esteem.

Просмотров работы: 1654