Достижению эффективности в работе организации способствует управление персоналом, занимающее неотъемлемую часть качественных систем управления той или иной организации.
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции, и оптимальное его использование. В различных источниках могут встречаться и другие названия: «управление трудовыми ресурсами», «управление человеческим капиталом», «кадровый менеджмент», «менеджмент персонала».
Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Управление персоналом подразделяется на сферы деятельности, одной из которой является развитие персонала [1].
Современный работник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой.
Развитие бывает общим и профессиональным.
Общее развитие сводится к мероприятиям по формированию у сотрудников широкого кругозора, понимания окружающей действительности, новых ценностей, росту способностей вносить вклад в дела организации.
Профессиональное развитие состоит в подготовке сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию более высоких должностей, решению современных задач.
Развитие персонала ведет к повышению производительности труда, сокращению текучести, улучшению морально-психологического климата [1].
Развитие требует значительных усилий со стороны работников, поэтому оно невозможно без заинтересованности с их стороны. Мотивами здесь являются: желание освоить новую работу, получить более высокую должность, приобрести знания; расширить круг общения.
Важнейшим моментом развития персонала является профессиональное обучение работников. Считается, что на момент окончания учебного заведения полученные в нем знания уже отстают от реальных требований работы на 5-6 лет, а через 10 лет полностью устаревают, поэтому их необходимо постоянно обновлять и пополнять. Делается это с помощью переподготовки (переобучения) персонала, повышения квалификации.
Переподготовка организуется с целью освоения новых специальностей теми работниками, которые не могут быть использованы по имеющейся у них профессии, а также теми, кто желает ее сменить с учетом потребности производства [2].
Обучение вторым профессиям работников с начальным, либо более высоким уровнем квалификации, происходит в целях повышения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях коллективных форм организации труда и совмещения профессий.
Повышение квалификации - это обучение после получения основного образования для уже работающих лиц, у которых вскоре должны появиться новые обязанности. Его цель состоит в поддержании и совершенствовании профессиональных и экономических знаний, их углублении, закреплении новых навыков, росте мастерства по имеющимся профессиям [2].
Можно сделать вывод, что управление персоналом является незаменимой частью деятельности по обеспечению высокого качества работы организации. Именно оно ведет к повышению производительности труда.
Список литературы
1. Управление персоналом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/ip/Upravlenie-personalom.php, свободный доступ (дата обращения: 10.12.2014г.).
2. Управление персоналом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.ru/60/616-1-upravlenie-personalom.html.