Цель исследования - оценка основных показателей функционального состояния организма учащихся старших классов.
Объект исследования - функциональное состояние организма учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования - показатели функционального состояния учащихся Харьковского лицея №141.
В итоге экспериментальной работы по оценке физического развития учащихся установили, что около 70% старшеклассников не соблюдают режим дня; антропометрический показатель роста в период подросткового возраста у девочек больше, чем у мальчиков. В подавляющем большинстве учеников старших классов присутствует дисгармоничное развитие обусловлено избыточной массой, преимущественно у девочек, у мальчиков - за счет большой окружности грудной клетки.
Исследование сердечно-сосудистой системы показало, что при выполнении физической нагрузки достоверные изменения встречаются во всех половозрастных группах при измерении систолического объема крови, минутном объеме крови, говорит о лабильности сердечно-сосудистой системы в ответ на физические нагрузки и развитие компенсаторной реакции за счет развития тахикардии.
Изучение состояния дыхательной и мышечной систем позволяют установить, что жизненная емкость легких выше у подростков 15 и 16 лет. Если соотнести с показателем окружности грудной клетки, то получается обратная корреляционная связь. Такой диссонанс мы объясняем лишь меньшей тренированностью подростков в исследуемом коллективе. Динамические изменения показателей мышечной силы соответствует стандартным показателям, кроме мальчиков 14 лет, их средний показатель превышает стандарт.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что приоритет здоровья как одно из важнейших человеческих ценностей требует переориентации педагогического процесса школ в русле сохранения и укрепления здоровья детей.