ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире все большее значение приобретает туристская отрасль. Вопрос о развитии внутреннего туризма России является очень важным для развития экономической деятельности страны. В связи с высокими темпами развития технологий стоит грамотно подходить к вопросам о тенденциях туристкой индустрии и учитывать современные особенности, предпочтения, пожелания туриста.

В Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.

Туризм рассматривается сегодня как источник финансовых доходов бюджетов всех уровней, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социо-культурной среды, воспитания патриотических чувств молодежи, мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.

Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества, чем объясняется актуальность выбранной темы [1].

Целью представленной работы является изучение перспектив развития бизнеса в области внутреннего туризма Ивановской области.

Объектом исследования становится региональный туристский кластер Ивановской области «Волжская Ривьера».

Предметом исследования выступает изучение процессов развития туристского кластера «Волжская Ривьера», планирование смены ведущего муниципалитета.

В работе изучены основные составляющие федеральной целевой программы, региональной целевой программы в области туризма.

  1. Кластерный подход к развитию индустрии туризма Ивановской области

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны, там же определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма. Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества [1].

В соответствии данной концепции Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федеральным агентством по туризму разработана Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.) [2]».

Основной целью данной программы становится повышение конкурентоспособности рынка индустрии туризма и гостеприимства Российской Федерации, повышение качества услуг, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан на внутреннем и мировом рынках.

При выборе программного механизма государственного финансирования и осуществления государственных инвестиций для обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации были рассмотрены следующие 3 сценария достижения цели:

1. развитие туристской инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации вне зависимости от уровня их экономического развития, развития региональной инфраструктуры и уровня туристского потенциала соответствующих территорий;

2. развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма;

3. развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода, а также реализация проектов федерального масштаба, направленных на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

Программы в рамках первого сценария приведет к рассредоточению предпринимаемых усилий и значительных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, обусловит низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.

Второй сценарий также не является оптимальным из-за отсутствия концентрации ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры в конкретных точках роста туристского потока, а также взаимосвязей между проектами, что может привести к низкой эффективности и результативности программы.

Максимальная эффективность мероприятий программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в рамках третьего сценария.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

Успешные технологии, примененные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая ускоренный возврат как государственных, так и частных инвестиций.

В третьем варианте предполагается комплексное развитие наиболее перспективных направлений туризма и сопутствующих услуг при обеспечении взаимосвязи мероприятий программы. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

Каждый из выбранных субъектов Российской Федерации расположен на уникальной по своим туристским качествам и свойствам территории, имеет значительный накопленный и перспективный туристский потенциал, большие возможности и перспективы дальнейшего развития и роста.

Создание туристских кластеров представлено в программе по различным федеральным округам. В Центральном федеральном округе создание такого кластера будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав «Золотого кольца России», возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры [2].

На основании Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)» на региональном уровне в свою очередь Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, исполнительные органы государственной власти Ивановской области, Департамент экономического развития и торговли Ивановской области, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области, Департамент внутренней политики Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Департамент спорта и туризма Ивановской области разработали долгосрочную целевую программу Ивановской области «Развитие туризма в Ивановской области на 2009 -2016 годы».

Цель программы – «повышение конкурентоспособности туристского рынка Ивановской области и создание условий для ускоренного развития туризма в регионе посредством расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых российским и иностранным туристам».

Исходя из поставленной цели, осуществляются следующие задачи:

  • создание туристско- рекреационного кластера города Плес;

  • проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в Ивановской области на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров, обеспечение работы информационных центров и пунктов, организация и проведение международных общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий;

  • создание центра рекреационного туризма в г. Плес;

  • создание центра туризма в Южском районе;

  • создание центра туризма в п. Палехе на базе Палехской лаковой миниатюры;

  • проведение работы по включению Ивановской области в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы».

Ожидаемыми результатами реализации программы становятся:

  • становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики Ивановской области;

  • удовлетворение спроса потребителей на туристско-рекреационные услуги;

  • сохранение и возрождение культурно-исторического и природного наследия Ивановской области;

  • развитие инфраструктуры туризма в Ивановской области, создание сбалансированного рынка туристских услуг на всей территории области на основе развития въездного и внутреннего туризма;

  • увеличение наполняемости бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений от предприятий отрасли туризма и смежных с ней отраслей;

  • увеличение туристского потока в Плес;

  • создание новых рабочих мест [3].

Ивановская область является частью «Золотого кольца России» и занимает второе место по протяженности реки Волга, что значительно увеличивает конкурентоспособность муниципальных образований, расположенных на берегу реки, с точки зрения различных видов туризма.

  1. Характеристика туристского кластера «Волжская Ривьера»

Идею туристского кластера «Волжская Ривьера» предложил губернатор Ивановской области Михаил Мень в 2005 году.

На сегодняшний день «Волжская Ривьера» объединяет сеть из городов более чем из 30 причалов, 20 гостиниц и 50 объектов туристского показа. С 2011 года- с момента реализации проекта ежегодно растет внутренний турпоток в муниципалитетах региона. В основу межмуниципального туристского проекта «Волжская Ривьера» были положены инициативы муниципальных образований Ивановской области по развитию туризма в Плесе, Заволжске, Кинешме, Юрьевце, а также в Южском, Палехском, Кинешемском, Юрьевецком, Заволжском и Пучежском районах [4].

На сегодняшний день наиболее привлекательным и развитым из прибрежных волжских городов, в аспекте развития водного туризма является Плес, город, входящий в состав Приволжского района, на севере Ивановской области. Расположен на правобережных холмах Волги, в устье реки Шохонки. Историческая, архитектурная, эстетико-ландшафтная и природно-экологическая уникальность города определила место Плеса как одного из ярких культурно- туристских центров, привлекающих с каждым годом все больше туристов. В течение летнего сезона в городе останавливается более 164 судов, общее число туристов на которых превышает 36 000 чел. В городе успешно работают 4 причала, в том числе круизный. В 2013 г. в г. Плес была построена плавучая заправочная станция. В конце июня 2013 г. был открыт причал для маломерных судов. Кроме непосредственно возведения причала были проведены работы по берегоукреплению, благоустройство прилегающей территории.

В Плёсе сохранилось несколько храмов: церковь Воскресения Христова (1817); деревянная Воскресенская церковь (1699) ,Троицкая церковь (1808); Введенская церковь (1828); Успенский собор (1698); церковь Святой Варвары (1821); Преображенская церковь; деревянная церковь Архистратига Михаила (1825), перенесена из с. Антоново Приволжского района Ивановской обл. В 1982 в Плёсе создан Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, объединяющий в настоящее время три экспозиции: Дом-музей Исаака Ильича Левитана; Музей пейзажа, «Художественные промыслы Ивановского края». В городе существуют и частные музеи: Музей древнерусской семьи, Музей первобытного рыболовства, Дом-музей А. И. Тимофеева. Работы современных художников можно увидеть в выставочном зале «Сообщества плёсских художников».

Интересной достопримечательностью Плёса является «дерево любви», представляющее собой две сосны со сросшейся ветвью. Hа набережной находится памятник кошке «Мухе», которая трагически погибла защищая своих котят.

Активное развитие средств размещения и предприятий общественного питания дает мощный потенциал городу. Наиболее значимые средства размещения: гостинично –развлекательный комплекс «Утес», русско- французский гостевой дом «Частный Визит», мини- отели в Нижнем Плесе, туристская деревня «Сосновая аллея», включающая гостевые дома, сувенирные лавки, интерактивные музеи. Популярными туристскими объектами являются: набережная г. Плес, пляж «Белые пески», горнолыжный комплекс «Милая гора», историческая экспозиция Присутственных мест, крепостная башня на смотровой площадке, символизирующей образ дачницы 19 века [6] .

В настоящее время в Плесе реализуются такие инвестиционные проекты:

  1. инвестиционный проект на капитальное строительство и модернизацию обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов (2011- 2016) – за счет средств федерального бюджета (более 2 млрд. руб.) и средств бюджета Ивановской области (353, 1 млн.руб.);

  2. инвестиционный проект на создание и модернизацию туристских объектов (2011- 2016) – за счет внебюджетных источников финансирования (5 млрд. 245 млн. руб.);

  3. инвестиции в активный отдых – туристский центр «Милая гора», с двумя горнолыжными склонами европейского уровня с рестораном, с 2010 года, а с 2013 года – с причальным комплексом для судов и яхт;

  4. инвестиции в развитие туристской инфраструктуры вдоль берега Волги и шаговой доступности от нее, а также развитие регулярного водного сообщения [5].

Для реализации данных инвестиционных проектов сформирован пул инвесторов на территории кластера от компаний с общероссийской известностью, до региональных компаний, создающих уникальные турпродукты.

Город Южа - административный центр Южского района Ивановской области. Город расположен на берегу озера Вазаль, в 95 км к юго-востоку от Иванова. Развитие туристкой инфраструктуры города также способствует притоку туристов. Развитие туристской индустрии происходит благодаря поселку городского типа Холуй, расположенного в Южском районе. Холуй славится интересными достопримечательностями, например, клуб (Народный дом), культурно- досуговый центр с. Холуй, ярмарочная площадь с.Холуй, набережная Д.М.Пожарского, государственный музей холуйского искусства, набережная и часовня Александра Невского[8].

В настоящий момент в соответствии со «стратегией социально- экономического развития Южского муниципального района до 2020 года» была принята «Концепция возрождения г. Южи и Южского района на основе развития туризма». По инициативе администрации Южского района и фонда «Единение памяти спасителя Отечества князя Дмитрия Пожарского» был принят проект «Золотой венец России», в соответствии с которым принята «Разработка межрегионального последовательного тематического экскурсионного маршрута «Золотой Венец России». В рамках проекта «Золотой венец России» были выделены инвестиции в строительство туристского комплекса «Ваазаль» (2011- 2013); инвестиции также осуществляются открытие новых и ремонт действующих музеев, в организацию мест проведения досуга, развлекательного семейного центра[7].

Поселок городского типа Палех - административный центр Палехского района Ивановской области. Расположен на автодороге Иваново - Нижний Новгород, в 30 км к востоку от города Шуи. Через посёлок протекает река Палешка.

Среди достопримечательностей посёлка: Государственный музей Палехского искусства, Дом-музей П. Д. Корина, частный музей-мастерская Народного художника России Николая Голикова, дом-музей Ивана Ивановича Голикова - основоположника искусства Палеха, музей скульптора Николая Васильевича Дыдыкина, иконописная мастерская «Канон и традиция» Сергея Каманина , мастерская Морокина Вячеслава Фёдорович, мастерская Анны Александровны Котухиной, Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней, Ильинская церковь с древним погостом, дом Ивана Михайловича Баканова, дом Ивана Петровича Вакурова, дом Михаила Петровича Вакурова, дом братьев Солониных[10].

В целях развития туристической привлекательности администрацией Палехского района разработан инвестиционный проект «Палех - родина Жар-птицы» (2014 г.), сроком реализации 5 лет. Стадия реализации: эскизный проект. В основе проекта - бренд лаковой миниатюры и легенда о Жар-птице. Объем инвестиций составит 105,0 млн.руб. В рамках реализации проекта предусматривается строительство главного здания – терема Жар-птицы с зонами анимации, культурно-массовых мероприятий с концертной площадкой, кафе и сувенирной лавкой. Кроме основного здания, предполагается строительство соответствующей инфраструктуры, а именно: домов ремесленников, торговых рядов, гостиницы на 40 мест с оздоровительным центром, ресторана с баром на 120 мест, административных и служебных построек, стоянки для автобусов и автомобилей туристов [9].

Большим потенциалом наряду с Плесом обладает Кинешма и Кинешемский район. Кинешма является административным центром Кинешемского муниципального района Ивановской области. Город расположен на правом берегу Волги, в 400 км северо-восточнее Москвы, в 100 км от областного центра Иваново, протянувшись вдоль берега реки более чем на 11 километров. Кинешма является вторым городом области по численности населения и промышленному развитию.

В Кинешме находятся 4 причала, в том числе причалы гостиниц «Мирная пристань» и «Русская изба», речной порт. Гостей в Кинешме принимает отель на воде «Мирная пристань», гостиница «Русская изба».

Администрацией городского округа Кинешма с целью развития водного туризма в 2012 году был разработан инвестиционный проект «Создание туристско-рекреационного кластера «Гавань реки Кинешемка», который включает в себя создание туристской инфраструктуры, ремонт и благоустройство дамбы на р. Кинешемка с обустройством пешеходной зоны, капитальный ремонт Никольского моста, строительство плавучей заправки и яхт-клуба с причалом и круглогодичной стоянкой для маломерных судов, ремонтной зоны.

Предмет гордости кинешемцев - городская набережная. Основными достопримечательностями города, также, являются старинные церкви и храмы, музеи и усадьбы, Привал ученых «Птица», Красные и Белые торговые ряды, драматический театр им. А.Н. Островского[11].

В 2014 году был разработан инвестиционный проект «Создание туристского кластера «Кинешемская сторона». Локализация кластера в границах Кинешемского района позволяет рассматривать в качестве преимущества не только экологически благоприятную обстановку, наличие целебных источников, но и ориентирование на маршрут паломнических туристов.

Основной целью проекта является создание образцового прибрежного кластера, туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающих мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей экономики Кинешемского муниципального района.

В рамках реализации Проекта планируется построитьтри современных туристских комплекса:

- спортивно-туристический комплекс «Наволоки»,

- туристический комплекс «Березники»,

- туристический комплекс «Нагорное».

Особенностью создания всех комплексов является их непосредственная близость к р. Волга, что неизменно приведет к развитию прибрежной туристской инфраструктуры и обеспечивающей инфраструктуры к ней.

Конкурентные преимущества туристского кластера «Кинешемская сторона»:

- высокая концентрация объектов культурно-религиозного назначения в рамках одного кластера;

- увеличение туристического потока за счет использования водной магистрали (река Волга) из ближайших городов-мегаполисов (Москва, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Плес);

- прямая доступность въезда туристов из Северо-западного федерального округа Российской Федерации (На территории кластера расположен мост через реку Волгу, что дает возможность въезда туристов из Северо-западного федерального округа Российской Федерации);

- наличие магистралей для водного, автомобильного и железнодорожного транспортов[12].

Еще одной точкой роста является Заволжский район, административно-территориальная единица и муниципальное образование (муниципальный район) на севере Ивановской области. Заволжский район обладает значительным рекреационным потенциалом, поэтому перспективы экономического развития территории связывают в том числе и с туризмом. Здесь расположены база отдыха «Заречье» с причалом для маломерных судов, гостевой дом «Волжское подворье» и санаторий-профилакторий.

Достопримечательностями Заволжского района являются 36 памятников природы, истории и культуры. Наиболее известны: Крестовоздвиженская церковь 1790 года постройки, церковь Богоявления 1770 года постройки, церковь Казанской Божьей Матери в с. Семеновское, здание музея ОАО «Химический завод им. М. В. Фрунзе», построенное заводчиками Бурнаевыми-Курочкиными в 1907–1908 гг. в стиле «псевдоготика», здание районного дома культуры, построенное в 1915 году по проекту академика Веснина. Большую историческую ценность представляют постройки, связанные с именем выдающегося русского астронома, академика Ф. А. Бредихина (бывшая усадьба, липовый парк, пруды). В своей усадьбе «Соколово», расположенной недалеко от города, композитор А. П. Бородин писал оперу «Князь Игорь».В 18 километрах от Заволжска, в бывшей усадьбе драматурга А. Н. Островского «Щелыково» находится пансионат Всероссийского театрального общества для отдыха и лечения деятелей театра и кино[14].

С 2013 году в рамках реализации инвестиционного проекта в Заволжском районе строиться Центр активного отдыха и туризма «Долматовский» с объемом инвестиций до 1 миллиарда рублей, за счет средств инвесторов. Также было принято решение включить инвестиционный проект в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011 – 2018 гг.)[13].

Юрьевец - административный центр Юрьевецкого района Ивановской области. Город расположен на правом берегу Волги и напротив устья реки Унжи, в 159 км к северо-востоку от Иванова, в 58 км от железнодорожной станции Кинешма. В данном волжском городе, расположен речной порт-причал. Туристы могут разместиться в гостинице «Павликов дом» или гостиницах Юрьевецкого района («Глазова гора», базах отдыха «Ершиха» и «Якимиха»). Большой интерес для развития туризма представляют Быковские острова и острова «Асафовы горы», которые находятся в 4 км от Юрьевца. Экологическая и природная уникальность островов создает предпосылки для развития экологического, водного и яхтенного туризма в регионе. На островах имеется пассажирский причал для малых теплоходов, моторных лодок и яхт [16].

В соответствии с комплексной программой социально-экономического развития Юрьевецкого муниципального района с точки зрения развития сферы туризма на его территории, были приняты пять инвестиционных проектов в сфере туризма в 2013 году:

- Строительство горнолыжной трассы (подъёмника) в районе спасательной станции г. Юрьевца;

- Реконструкция гоночной трассы для проведения соревнования по мотокроссу в районе д. Скуратиха;

- Создание дома-музея Александра Роу;

- Открытие яхт-клуба;

- Организация работы киностудии на базе киноцентра им. А. Тарковского)[15].

Пучежский район- административно-территориальная единица и муниципальное образование Ивановской области. С востока Пучежский район омывается водами Горьковского водохранилища и граничит с Сокольским районом Нижегородской области, с севера граничит с Юрьевецким районом, с запада - с Лухским и Верхнеландеховским, с юго-запада - с Пестяковским районами Ивановской области, а на юге граница проходит с Чкаловским районом Нижегородской области. В Пучежском районе расположены 3 грузовых причала, в самом районном центре – Пучеже – имеется пристань на несколько яхт [17].

Наибольшим спросом пользуются города на Волге - Плес, Кинешма. Это, прежде всего, связано с рекреационным потенциалом городов - здесь существует оптимальное сочетание прекрасного климата, природы, наличия исторических, культурных и современных спортивных объектов, объектов размещения и питания для туристов, проводимых мероприятий, размеренного спокойного образа жизни местного населения. Эти факторы позволяют провести идеальный отпуск как любителям активного отдыха, так и уставшим от городской суеты и ищущим покоя и тишины. Активно развивается круизный туризм – маршруты путешествий по Волге позволяют посетить все эти города.

  1. Критерии аттрактивности волжских городов Ивановской области для включения в Волжский туристский кластер «Волжская Ривьера»

Историко-культурные и национальные особенности городов, расположенных на реке Волге в сочетании с большим числом рекреационных зон способствуют привлечению туристов. Создание условий для развития культурно-познавательного (в том числе этнографического), оздоровительного, экологического, речного видов туризма является приоритетом для представленных городов.

Перспективным также является создание условий для развития зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, спортивная и любительская рыбалка, спелеотуризм и др.).

Каждый из выбранных городов расположен на уникальной по своим туристским качествам и свойствам территории, имеет значительный и перспективный туристский потенциал, большие возможности и перспективы дальнейшего развития и роста. Высокое разнообразие и аттрактивность рекреационных ресурсов Ивановской области позволяет развивать в первую очередь культурно-познавательный, оздоровительный и паломнический туризм.

Стоит выделить важнейшие критерии аттрактивности городов Ивановской области.

Первым критерием аттрактивности является доступность города для туристов. Транспортная доступность для водных, автомобильных и железнодорожных туристов позволяет рассматривать волжские города как будущую мощную рекреационную зону для близлежащих городов-мегаполисов.

Небольшой живописный городок с богатой историейПлеснаходится в 350 км от Москвы, в 180 км от Владимира, в 308 км от Нижнего Новгорода, в 150 км от Ярославля, в 73 км от Костромы, в 942 км от Санкт –Петербурга[5].Южа находится на расстоянии от Москвы - 339 км, от Владимира- 140 км, от Нижнего Новгорода – 212 км, от Ярославля- 219 км, от Костромы- 190 км, от Санкт- Петербурга – 1013 км[7].

Палех: Москва (341 км), Владимир (157 км), Нижний Новгород (179 км), Ярославль (187 км), Кострома (158 км), Санкт- Петербург (981 км)[9].

Кинешма также обладает хорошей доступностью, расстояние от Москвы (400 км), Владимира (220 км), Нижнего Новгорода (250 км), Ярославля (180 км), Костромы (130 км) и Санкт-Петербурга (978 км)[12].

Заволжск: Москва (422 км), Владимир (227 км), Нижний Новгород (254 км), Ярославль (170 км), Кострома (90 км), Санкт- Петербург (964 км) [13].

Юрьевец: Москва (491 км), Владимир (276 км), Нижний Новгород (176 км), Ярославль (239 км), Кострома (159 км), Санкт- Петербург (1032 км)[15].

Пучеж: Москва (434 км), Владимир (249 км), Нижний Новгород (132 км), Ярославль (280 км), Кострома (208 км), Санкт- Петербург (1074 км)[17].

Вторым критерием аттрактивности городов является богатство природных ресурсов – река Волга, леса, города с уникальными ландшафтами и целебным воздухом. Особый интерес вызывают, как правило, города на реке Волга – Плес, Кинешма и Юрьевец. Именно в этих городах можно активно развивать круизный туризм.

На территории Ивановской области протяженность реки 651 км, что является мощным потенциалом для активного развития туризма. На ее правом берегу – курорт Плес, город Кинешма. На противоположном берегу находится молодой город Заволжск, также на правом берегу в излучине находится город Юрьевец - самый древний город. В аспекте развития водного туризма следует отметить то, в Плесе и в Кинешме существуют по четыре водных причала, это означает, что с помощью них можно составить уникальные туристские маршруты, как эффективное средство привлечения туристов.

В Юрьевце же наибольшей популярностью у туристов пользуются Асафовы острова. Они невероятно красивы: песчаные дюны, поросшие соснами, возвышаются над водной гладью озерной части Горьковского водохранилища. На островах приютились шесть небольших озер. Вода в озерах прогревается быстрее, теплее на 5-7 градусов, чем в Волге[16].

Целесообразно выделить немаловажный третий критерий- культурно-историческое наследие – большое количество разнообразных музеев, церквей, представляющие архитектуру нескольких направлений и веков, сохраненные или отреставрированные, памятные места и объекты. В данном аспекте стоит отметить превосходство белоснежной Варваринской церкви Плеса, богатой истории дома- музея Левитана, музея- усадьбы древнерусской семьи. Плес - один из лучших вариантов для исторического туризма с целью прочувствовать дух провинциального русского города 19 века. Ведь, несмотря на небольшие размеры города, здесь сохранилось немалое количество архитектурных памятников. Катастрофическое воздействие прогресса на исторические ценности в городе- минимально. Благодаря чему можно насладиться сохранностью исторического облика уникального города[15].

В культурно- историческом аспекте также туристам очень интересен город Кинешма. Имя города Кинешмы тесно связано с именем А.Н. Островского, многие пьесы были написаны драматургом именно в Кинешме. Драматический театр имени А.Н. Островского является уникальностью города. Звездой города является Волжский бульвар – один из красивейших бульваров на Волге. Здесь расположены первые каменные здания города конца XVIII века, ансамбль Успенского(1745 год) и Троицкого (1836 год) соборов[11].

В XIX веке Кинешемский уезд называли «Волжская Щвейцария» и не напрасно - природа этого края, синие водные просторы и изумрудно-зеленые лесные массивы по красоте швейцарским ничуть не уступают, не хватает только гор. Кинешемские валенки когда-то соревновались с костромскими и ярославскими за звание лучших в стране. Промысел постепенно возрождается, и сейчас валенки делают как фабричным способом (в деревне Кислячиха), так и вручную - есть в Кинешме знаменитая семья Соколовых, создающая эту самобытную обувь по старинным технологиям, а также музей «Валенок», что является неотъемлемым атрибутом туристской индустрии[12].

Самым древним городом Ивановской области является Юрьевец. Главной знаковой достопримечательность Юрьевца становится пятиярусная колокольня Святого Георгия. Интересен и музей Тарковского. Город был и остается на вид идиллическим в натурах Левитана и Саврасова. Богоявленская церковь, старый Входоиерусалимский собор, Церковь Рождества Христова и многие другие святые места хранят в себе множество легенд и историю города, что является неотъемлемой частью культурно- исторического аспекта.

Яркими историческими особенностями и культурными традициями и обычаями обладает и Палех, с палехской лаковой миниатюрой. Это древний народный промысел, сложившийся и до настоящего времени. Палехскими иконами восхищались Гете, Чехов, Некрасов, Лесков. По всему миру расходятся шкатулки, ларцы, пудреницы, портсигары, сделанные в этом поселке. Некоторые выставляются в залах музеев или являются предметом гордости коллекционеров.

Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов, - все в изделиях с палехской миниатюройвосходит к древнерусским традициям, а потому так близко и дорого русскому сердцу. Палехская миниатюра- настоящее сокровище русского искусства, что притягивает массу туристов[10].

Красив и исторически богат город Южа. Постройки города существуют еще с 19 столетия, хотя возможны некоторые элементы, которые берут свое начало еще в 17 веке, когда только начала зарождаться увлекательная история города. Среди построек периода середины 19 века можно выделить композиции – Народный дом, дачный участок Балиных. На этих землях оставили свой след князь Стародубцев, род Пожарских, семья Гончаровых. Знаменитый величественный полководец Стародубский Дмитрий принимал важное участие в освобождении Москвы, когда на нее напали литовско-польские войска. Южа была его родиной. На территории города и вблизи его окрестностей находится 18 памятных мест, которые можно смело отнести к археологическому типу. Знаменит город и красотой своих храмов[7].

Большую историческую ценность города Заволжск представляют постройки, связанные с именем выдающегося русского астронома, академика Ф. А. Бредихина (бывшая усадьба, липовый парк, пруды). В своей усадьбе «Соколово», расположенной недалеко от города, композитор А. П. Бородин писал оперу «Князь Игорь». Еще один объект туристской привлекательности расположен в 18 километрах от Заволжска, в бывшей усадьбе драматурга А. Н. Островского «Щелыково» находится пансионат Всероссийского театрального общества для отдыха и лечения деятелей театра и кино[13].

Еще один критерий аттрактивности – развитие нового и перспективного направления событийного туризма, а также наличие событийного календаря в городах. На территории области проводятся мероприятия самой различной направленности – это спорт, кинематография, музыка, индустрия моды, народные промыслы, культура. Представлены практически все сферы жизни. В календаре ярких, привлекательных для туристов мероприятий, сделан основной акцент на историко-культурном потенциале области и местных традициях. Большинство таких мероприятий успешно вышли за рамки местного значения, превратившись в значимые события общероссийского и даже международного значения.

Ярким примером является ежегодный международный кинофестиваль имени А. Тарковского «Зеркало», который проходит в Плесе, Кинешме, Юрьевце.

Наличие событийного календаря немаловажный фактор аттрактивности города, именно в календаре можно увидеть все предстоящие и запланированные мероприятия, что является эффективным инструментарием для развития событийного туризма. На официальном туристическом портале Ивановской области представлены календари всех событий городов кластера «Волжская Ривьера»[18].

Следующим критерием аттрактивности являются объекты индустрии туризма. Основными объектома, обеспечивающим показатели развития туризма остаются гостиничные комплексы и предприятия общественного питания, а также туроператорская и турагентская деятельность.

Наиболее популярными среди туристов объектами размещения Плеса становятся: санаторий «Актер- Плес», пансионат «Плес», база отдыха «Натали –Тур», частные дома, клубный отель «Фортеция Русь», домашняя гостиница «Левитановская дача», дом- отель «Частный визит», бутик- отель «Соборная Слобода», дом- отель «Волга- Волга». Объекты питания: ресторан «Чугунок», русско- французский отель- ресторан «Частный визит», ресторан «Яхт- клуб», ресторан «Теплая изба», ресторан «Печем- коптим», ресторан «Дача», кофейня «Софьи Петровны Кувшинниковой», бар «Полярный хомяк»[5].

Основными объектами размещения Кинешмы становятся: «Мирная пристань» ресторано- гостиничный комплекс «Русская изба», гостиница «Садко», санаторий «СПА-Волга», культурно-развлекательный центр «Вега». Предприятия общественного питания города: ресторан «Садко», ресторан «Русская изба», ресторан «Пивград», ресторан «Мирная пристань», кафе «Мак-сити», кафе «Пассаж», ресторан «Кинешма», кафе «Карамель».

Объекты размещения Юрьевца: база отдыха «Якимиха», гостиничный комплекс «Юрьевецкая вольница», гостиница «Юрьевец», гостиница «Слободка», гостевой дом «Рыбалка на берегу», гостиница «Павликов дом», рыболовно- туристическая база «Ершиха», гостинично- туристический комплекс «Глазовая гора», гостевой дом «Виктория». Предприятия общественного питания: кафе «Золотая бочка», кафе- бар «Уют», кафе «Три капитана», кафе «Слободка», кафе «Рояль», кафе- бар «Ермак», ресторан в ГТК «Глазовая гора»[16].

В Палехе можно остановиться: гостевой дом «Ковчег», гостевой дом «Вера, Надежда, Любовь». Предприятия общественного питания: кафе «Ковчег», кафе «Манхеттен», столовая «Палех»[9].

Объектом размещения в Пучеже становится гостиница «Лазурь», предприятия общественного питания: кафе «Сказка», кафе «Минутка», кафе «Березка», кафе «Лада», кафе «Бригантина» [17].

Южа известна такими средствами размещения как: гостиница «Центральная», гостевой дом «Русская дача».

Предприятия общественного питания Южи: бар- ресторан «Аркиван», кафе- столовая «Крестьянка», кафе «Славянка». Трапезная «Жар- птица» известное место поселка Холуй [8].

Следующий критерий аттрактивности волжских городов - экскурсионная деятельность, наличие туроператорской и турагентской деятельности.

Турагентства Плеса, работающие на въездной туризм в город-заповедник, предлагают большое количество разнообразных экскурсий по городу и его музеям. Именно в Плесе представится возможность посетить единственный в России Музей пейзажа и дом-музей великого пейзажиста И.И.Левитана. Для туристов - круизные водные маршруты, где можно насладиться изумительной атмосферой русской провинции, а также большой выбор мастер-классов.

Город Кинешма расположен в зоне «Волжской Швейцарии», ландшафтные и природно-климатические условия благоприятны для отраслей, связанных с оздоровлением и туризмом. Турагентства предлагают большой выбор программ с посещением памятных мест, связанных с пребыванием А.Н. Островского, музея драматического театра им. А.Н. Островского, экскурсии по историческому центру города с посещением часовни и братской могилы кинешемских ополченцев, павших в бою с польскими интервентами, посещение Успенско-Троицкого Собора и художественно-исторического музея. Паломнические туры разнообразны, экскурсоводы предоставляют информацию о храмах и святителе Василии Кинешемском, предлагают участие в ранней службе в любом из храмов города. В таких поездках имеется возможность поклониться почитаемым иконам, мощам святых угодников Божиих; предусмотрено участие в богослужениях, крестных ходах, монастырских трапезах, омовение в святых источниках, знакомство с историей посещаемых обителей [11].

Юрьевец богат своей историей. Здесь жили не только Тарковский и Роу, известные всему миру кинорежиссеры, но и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Экскурсоводы предлогают пройтись по музеям города, узнать много неизвестного и чрезвычайно интересного, прогуляться по храмам и святым местам земли Юрьевецкой и насладиться красотой волжского города, воспетой многими художниками [16].

Программа туров и экскурсий Южи очень разнообразна, ее подбор зависит от индивидуальных пожеланий гостей: от мастер-классов по искусству и народным промыслам, увлекательных экскурсий, чаепитий у русской печки с песнями под гармонь, лыжных прогулок до катания на санях и верховой езды. Разнообразные программы включают не только прогулки по городу Юже, но и посещение Холуя, Мугреева, Плеса, Кидекши, Борока и Палеха.

Очень важным критерием аттрактивности является наличие бренда города, т.е. средоточие уникальных конкурентных преимуществ города в среде конкурентов, которое служит формированию представления о назначении города, о его специфике. Брендирование - это конструирование позитивного образа города. Необходимость брендирования городов заключается не только в повышении конкурентоспособности, но и в развитии популярности облика города среди туристов.

Среди представленных городов имеются такие официальные бренды:

- Плес – «маленькая русская Щвейцария»;

- Южа – «Василиса Премудрая»;

- Палех – «Родина Жар- птицы» [19].

На стадии разработки и постепенного внедрения находятся такие бренд: Кинешма – «Кинешма купеческая»;

В Юрьевце бренд планируют связать с Тарковским, в Заволжске и Пучеже пока брендов не имеется.

Немаловажным критерием аттрактивности служит вспомогательная инфраструктура городов и наличие сайта администрации городов.

На официальном сайте Плесского городского поселения в разделе социальной сферы представлена информация об общественном транспорте, медицинском обслуживании, о выставках, о гостиницах. В плане информационного оснащения город имеет положительные тенденции, однако, в рамках вспомогательной инфраструктуры город остается на среднем уровне, учитывая централизацию Плеса в туристcком кластере «Волжская Ривьера»[5].

На сайте администрации Южского муниципального района мы находим расписание и маршруты автостанций, информацию о здравоохранении, об образовании. В плане информационного обеспечения это характеризуется положительно, но развития дополнительной инфраструктуры находится на низком уровне [7].

Сайт Палехского муниципального района оснащен также разнообразной информацией с различными характеристиками всего района. Здесь мы можем увидеть, что дополнительная инфраструктура находится на слабом уровне для дальнейшего успешного развития туристкой индустрии [9].

Официальный сайт администрации городского округа Кинешмы также предоставляет информацию о дополнительной инфраструктуре: о транспорте, о социальной сфере. Наличие банков, аптек, магазинов, торговых центров города выделяет его среди остальных стабильно развивающейся дополнительной инфраструктурой [12].

В Заволжском городском поселении также есть сайт администрации, что важно в рамках информационного обеспечения туриста. Дополнительная инфраструктура города пока на стадии развития, как и сам молодой и развивающейся город [13].

На сайте администрации Юрьевецкого муниципального района также предоставлена важнейшая информация об экономическом, политическом, социальном состоянии города, а также различные правовые нормативы и уставы, новости. Вспомогательная инфраструктура города развита на среднем уровне, для активного развития туристской отрасли, есть необходимость расширять данный спектр услуг [15].

Сайт администрации Пучежского района располагает основной информацией в различных отраслях, включая туризм, транспортную инфраструктуру, медицинское обслуживание. Вспомогательная инфраструктура города развита слабо, имеет мало аптек, банков, магазинов, что является отрицательным для туристской индустрии [17].

Таким образом, основными объектами аттрактивности остаются рекреационные потенциалы городов, где учитывается климат, природные особенности, исторические и культурные достопримечательности, объекты размещения и питания, мероприятия, проводимые в городах, а также бренд городов, наличие инвестиционных проектов, наличие событийного календаря, информационное обеспечение и вспомогательная инфраструктура. Все представленные города хороши по своему, в каждом из них есть свои особенности. Для того, что успешно развивалась туристская индустрия необходимо стремиться к повышению приведенных показателей аттрактивности.

  1. Анализ конкурентоспособности городов, входящих в туристский кластер «Волжская Ривьера»

Быстрыми и мощными темпами развивается туристская отрасль Ивановской области благодаря кластерному подходу к развитию данной отрасли региона. Основоположником кластерной теории является профессор Гарвардской школы Майкл Портер. Ученый считает, что «кластеры – это организационная форма консолидаций заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ…[20]».

В туристском кластере «Волжская Ривьера» каждый представленный город обладает своими характерными чертами и особенностями, что создает условия для создания конкурентных преимуществ.

В соответствии с критериями, проведем анализ конкурентоспособности городов, включенных в туристский кластер «Волжская Ривьера» (таблица 1).

Таблица 1 - Критерии аттрактивности и конкурентоспособности городов, входящих в туристский кластер «Волжская Ривьера»

Критерии аттрактивности и конкурентоспособности

1

Доступность города для туристов

2

Богатство природных ресурсов

3

Культурно - историческое наследие

4

Наличие бренда города

5

Наличие событийного календаря

6

Основные объекты индустрии туризма и гостеприимства (туроператоры, турагентства, гостиницы, гостевые дома, предприятия общественного питания)

7

Разнообразие экскурсионных туристских маршрутов

8

Наличие инвестиционных проектов

9

Вспомогательная инфраструктура (дороги, причалы, аптеки, банки)

10

Уровень информационного обеспечения (сайт администрации, основные разделы, туры, виртуальные туры и экскурсии)

В соответствии с данными критериями проведем анализ конкурентоспособности городов, входящих в туристский кластер «Волжская Ривьера» аналитическим и графическим методами, выявим наиболее развитые в плане туристской инфраструктуры города.

Аналитический метод оценки конкурентоспособности представляет собой наглядный анализ на основании весомости параметров сравнения представленных объектов. Весомость параметров А1 определяется по результатам аранжировки достоинств различных параметров и сумм и в сумме дает Е= 100%. Показатель Р1имеет вилку от 0 до 1,0, что принимается как эквивалент от 1% до 100% действительного соответствия параметру. На основании общего значения итога определяются наиболее конкурентоспособные объекты по приведенным показателям [21].

Таблица 2- Анализ конкурентоспособности аналитическим методом

Параметры

Весомость параметров

Плес

Южа

Палех

Кинешма

Заволжск

Юрьевец

Пучеж

Р1

Р1*А1

Р1

Р1*А1

Р1

Р1*А1

Р1

Р1*А1

Р1

Р1*А1

Р1

Р1*А1

Р1

Р1*А1

Доступность города для туристов

0,18

0,9

0,162

0,5

0,09

0,4

0,072

0,8

0,144

0,4

0,072

0,5

0,09

0,6

0,108

Богатство природных ресурсов

0,16

0,9

0,144

0,6

0,096

0,6

0,096

0,9

0,144

0,7

0,112

0,9

0,144

0,6

0,096

Культурно - историческое наследие

0,16

0,8

0,128

0,5

0,08

0,6

0,096

0,7

0,112

0,5

0,08

0,6

0,096

0,5

0,08

Наличие бренда города

0,09

0,8

0,072

0,7

0,063

0,7

0,063

0,6

0,054

0,5

0,045

0,6

0,054

0,5

0,045

Наличие событийного календаря

0,06

0,8

0,048

0,8

0,048

0,8

0,048

0,8

0,048

0,8

0,048

0,8

0,048

0,8

0,048

Основные объекты индустрии туризма и гостеприимства

0,09

0,7

0,063

0,2

0,018

0,4

0,036

0,8

0,072

0,2

0,018

0,5

0,045

0,2

0,018

Разнообразие экскурсионных туристских маршрутов

0,06

0,8

0,048

0,7

0,042

0,4

0,024

0,8

0,048

0,3

0,018

0,6

0,036

0,5

0,03

Наличие инвестиционных проектов

0,08

0,8

0,064

0,5

0,04

0,6

0,048

0,7

0,056

0,6

0,048

0,6

0,048

0,2

0,016

Вспомогательная инфраструктура

0,07

0,6

0,042

0,6

0,042

0,5

0,035

0,9

0,063

0,4

0,028

0,6

0,042

0,5

0,035

Уровень информационного обеспечения

0,05

0,8

0,04

0,8

0,04

0,8

0,04

0,8

0,04

0,8

0,04

0,8

0,04

0,8

0,04

Итого:

1

 

0,811

 

0,559

 

0,558

 

0,781

 

0,509

 

0,643

 

0,516

Таким образом, исходя из приведенного аналитического анализа, четко выделились два основных конкурента – Плес и Кинешма. Среди показателей конкурентоспособности эти города лидируют следующим параметрам:

  • доступность городов для туристов, хорошее расположение городов является неотъемлемой частью развития туристской инфраструктуры;

  • богатством природных ресурсов и культурно- историческим наследием;

  • Плес имеет еще одну положительную характеристику- наличие бренда;

  • объекты индустрии туризма также в Плесе и Кинешмы развиты лучше, чем в других представленных городах;

  • Кинешма выделяется развитой вспомогательной инфраструктурой, которая будет способствовать дальнейшему развитию туристской отрасли;

  • наличие основательных инвестиционных проектов в туристскую отрасль Плеса и Кинешмы.

Относительным преимуществом пользуется и Юрьевец, однако для того чтобы попасть в лидирующее положение, необходимо развивать основные объекты индустрии туризма, вспомогательную инфраструктуру, разрабатывать экскурсионные маршруты, улучшать маркетинговую деятельность туристкой сферы города.

На основании аналитического анализа выделяются Плес и Кинешма, проведем графический сравнительный анализ, который наглядно представит конкурентные особенности данных городов.

Сущность графического метода заключается в наглядном представлении наиболее конкурентоспособных объектов, проведенных на основании аналитического метода и их схематического изображения в разбросе баллов от 1 до 10. Каждому объекту ставится балл по тому или иному показателю конкурентоспособности и представляется схематическим изображением. Затем приводится средний балл каждого конкурирующего объекта.

Таблица 3- Анализ конкурентоспособности графическим методом

Параметры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Доступность города для туристов

                   

2

Богатство природных ресурсов

                   

3

Культурно - историческое наследие

                   

4

Наличие бренда города

                   

5

Наличие событийного календаря

                   

6

Основные объекты индустрии туризма и гостеприимства

                   

7

Разнообразие экскурсионных туристских маршрутов

                   

8

Наличие инвестиционных проектов

                   

9

Вспомогательная инфраструктура

                   

10

Уровень информационного обеспечения

                   

Условные обозначения:

Представим схематическое изображение графического метода анализа конкурентоспособности:

Рис. 1. Графическое изображение анализа конкурентоспособности городов

Рассчитаем средний балл графического анализа городов конкурентов:

Плес – 7,8; Кинешма – 7,8.

Равенство средних баллов представленных городов подтверждает мощный потенциал Кинешмы, как основного конкурента ведущего звена Волжской Ривьеры- Плеса.

Проведенные анализы позволили сделать следующие выводы:

  1. все города, входящие в туристский кластер «Волжская Ривьера» имеют свою уникальность, каждый из них неповторим и имеет свои особенности;

  2. по всем показателям конкурентоспособности среди представленных городов лидирующие позиции занимает Плес и Кинешма;

  3. богатством природных ресурсов отмечаются и такие города как Заволжск, Юрьевец;

  4. наличием бренда выделяются г. Южа и Палех;

  5. отмечается активное развитие г. Юрьевец и г. Заволжск за счет существующих в них инвестиционных проектов в туристскую отрасль;

  6. сравнивая лидирующие города: Плес и Кинешма графически и аналитически, есть необходимость выявить г. Кинешма как сильнейший конкурент для Плеса;

  7. доступность для туристов г. Кинешмы и г. Плеса практически одинакова;

  8. Плес и Кинешма обладают богатствами природными ресурсами и культурно – историческим наследием;

  9. Кинешма уступает Плесу в наличии бренда, но стоит отметить ближайшую перспективу развития бренда «Кинешма – купеческая»;

  10. Кинешма лидирует объектами индустрии туризма, хоть их гораздо меньше, чем в Плесе, но предоставление например гостиничных услуг намного качественнее, в Плесе в основном гостевые дома;

  11. Плес лидирует количеством инвестиционных проектов, поскольку этот город является центром туристского кластера «Волжская Ривьера», в первую очередь развивают туристский бизнес именно там;

  12. Вспомогательная инфраструктура Кинешмы лидирует по отношению к Плесу, наличием торговых центров, банков, аптек и т.д.

Первоначально г. Кинешма хотели сделать центром туристского кластера «Волжская Ривьера» и это неслучайно. При грамотном подходе инвестирования города и правильном планировании процессов развития туристской деятельности г. Кинешма, целесообразно отметить его более перспективное развитие по приведенным показателям.

  1. Брендирование Кинешмы как эффективный инструмент смены ведущего муниципалитета туристского кластера

«Волжская Ривьера»: перспектива развития

Одним из наиболее эффективных методов при нарастающей конкуренции городов туристского кластера «Волжская Ривьера» стал брендинг региона как туристской территории – брендирование играет чрезвычайно важную роль, поскольку включает в себя продвижение услуг и товаров, относящихся к туристской индустрии.

В основе брендинга региона лежит использование технологий создания его отличительного образа и формирование к нему отношения конкретной целевой аудитории.

Территориальный маркетинг является основой популяризации изучаемого города. Поскольку река Волга является главной достопримечательностью и притягивает туристов, то необходимо акцент делать именно на этом. За счет чего появится возможность развивать не только познавательные и культурно – исторические туры Кинешмы, но и речные, используя реку Волгу как основу маневрирования туристской деятельности.

На основании исследований данной области возникла идея создания проектов брендов, связанных с главной достопримечательностью города. Мною были разработаны три различных бренда:

- «Кинешма - Волжская краса»;

- «Кинешма – дитя Волги»;

- «Кинешма – Волжская провинция».

Для обоснования приведенных брендов спланируем соответствующую символику проектов брендов, мероприятия, а также экскурсионные программы для развития каждого из брендов (таблица 4).

Таблица 4 - Обоснование проектов брендов города Кинешма

Показатели

Бренд

Кинешма- Волжская краса

Кинешма- дитя

Волги

Кинешма - Волжская провинция

1

Символика бренда

     

2

Мероприятия, связанные с проектом брендом

День единой души рек Волга и Рав.

Проведение ярмарки, продажи сувенирной продукции, с изображением Кинешмы на Волге и символом бренда, организация тематических концертов и вечеринки, на побережье Волги. Кроме того, можно проводить катания всех желающих на теплоходах и катерах. Проведение фотосессии на побережье – станет памяткой для всех людей о замечательном празднике.

День духа-хранителя реки Волги.

Акцент мероприятий проводимых упирается на что- то добром, детском и веселом. Проведение водного представление, где обязательной гостьей праздника станет маленькая девочка, в образе духа- хранителя Волги. Она так и норовит затащить всех в воду, искупать и обрызгать. Помимо организации игр, концерта, можно проводить небольшие спортивные мероприятия.

Проведение праздника «Ра».

Выставочные работы знаменитых художников Кинешмы, продажи сувенирной продукции, катания на катерах по Волге, также можно организовать концерт, посвященный волжской тематике. Организация продажи рыбы – как одного из богатств водного промысла Кинешмы.

3

Экскурсионные программы

Познавательный тур «Волжская краса»: обзорная экскурсия по г.Кинешма, прогулка по нижней и верхней набережных города, знакомство с основными достопримечательностями Волжского бульвара; катание по Волге на речном трамвайчике – обзор Кинешмы, знакомство с историей города, особенностями, традициями и обычаями местного населения с помощью рассказа экскурсовода.

Спортивно- оздоровительный тур «Кинешма- дитя Волги»: прогулка по нижней и верхней набережных города, знакомство с основными достопримечательностями Волжского бульвара; катание на квадроциклах (детские, взрослые), катание на электромобилях по нижнему Волжскому бульвару, с видом на р.Волга; посещение горнолыжного клуба «Горки».

Рыболовно- оздоровительный тур «Кинешма – Волжская провинция»: прогулка по набережной Волги, по нижнему и верхнему Волжскому бульвару, рассказ экскурсовода об особенностях Волги; рыбалка на комфортабельном катере «Мирной пристани»; Катание на квадроциклах по нижнему Волжскому бульвару, с видом на р.Волга.

Символика первого бренда представлена в виде женского образа, «краса» города, это позволит не только охарактеризовать Волгу как главную достопримечательность Кинешмы, но и дать яркое и узнаваемое и запоминающееся представление туристу по изображению о городе.

По данному проекту бренда, мною были разработаны соответствующие мероприятия, которые также характеризуют женский образ, символику и подчеркивают ее красоту. На мой взгляд, интересен и необычен будет День единой души рек Волга и Рав. Согласно древней легенде, жили 2 богатыря Рав и Каспий и встретили они прекрасную девушку –Волгу. Увидел ее Каспий и сказал: «Это моя девушка. Я женюсь на ней!». Встретил ее могучий Рав: «Это моя половина, я должен жениться на ней!». Сцепились два могучих богатыря, земля дрожала, тучи на небе покачивались, солнце прикрыло лицо. Сильным был Каспий, но Рав еще сильнее. Он победил Каспия. Счастливо зажили Рав и Волга. Волга стала его половиной, у них была на двоих одна душа [22].

В такой день необходимо проводить ярмарки, продажи сувенирной продукции, с изображением Кинешмы на Волге и символом бренда, также можно организовать тематические концерты и вечеринки, на побережье Волги. Кроме того, можно проводить катания всех желающих на теплоходах и катерах. Проведение фотосессии на побережье – станет памяткой для всех людей о замечательном празднике.

Также под бренд «Кинешма - Волжская краса», мною был разработан экскурсионный маршрут (приложение 4), в котором не только можно проникнуться природной красотой и атмосферой дружелюбия народа, но и ознакомиться с историей города, особенностями, традициями и обычаями местного населения.

На основании второго проекта бренда – «Кинешма – дитя Волги» также разработана символика, на которой изображены дети, солнце, земной шар и вода.

Уникальность данного проекта бренда своеобразна по- своему, поэтому мероприятия, спланированные для развития бренда, носят соответствующий характер. На мой взгляд, интересно будет провести День духа-хранителя реки Волги. Предки верили, что у каждой реки есть свой дух –хранитель. Если верить легендам и рассказам очевидцев, хранитель Волги является в образе маленькой, улыбчивой девочки. Глаза ее ясны и мудры, как у всех детей, не потерявших еще связей с вечностью.

Акцент мероприятий проводимых на таком празднике должен упираться на чем - то добром, детском и веселом. В такой день можно устроить водное представление, где обязательной гостьей праздника станет маленькая девочка, в образе духа- хранителя Волги. Она так и норовит затащить всех в воду, искупать и обрызгать. Помимо организации игр, концерта, можно проводить небольшие спортивные мероприятия.

Экскурсионный тур подобран под проект второго бренда также спортивно – оздоровительный (приложение 5), где удастся не только полюбоваться живописной красотой Волги, но и прокатиться на различных спортивных оборудованиях, а в зимний период времени посетить горнолыжный курорт «Горки».

Третий проект бренда «Кинешма – Волжская провинция». Символика данного бренда подчеркивает богатство природы кинешемского края- Волга, леса, благоприятные климатические условия.

Мероприятием, планируемым под идею данного бренда может стать - праздник «Ра». Согласно легенде, Волгу в древности называли «Ра». Как известно, «Ра» - это Бог солнца, а река- его воплощение. Следовательно, вдоль берегов ее –рай. Волга- солнечная река [23].

В такой день необходимо проводить выставочные работы знаменитых художников Кинешмы, продажи сувенирной продукции, катания на катерах по Волге, также можно организовать концерт, посвященный волжской тематике. Помимо этого, можно организовать продажу рыбы – как одного из богатств водного промысла Кинешмы.

Спланированный рыболовно- оздоровительный тур (приложение 6) также подчеркивает богатый водный промысел Кинешмы. Уникальностью предложенного тура становится отличная возможность не только погулять по набережной реки, но и узнать об ее исторических особенностях, а также в посещении русской бани и возможности порыбачить на комфортабельном катере.

Таким образом, туристская территория является привлекательной для туристов только в том случае, если обладает интересными достопримечательностями, богатыми природными ресурсами, уникальными памятниками истории, природы и архитектуры, религиозными объектами, культурными и национальными особенностями населения. Если грамотно спланировать процессы развития туристской отрасли и подобрать эффективный бренд территории, то, несомненно, это послужит толчком к дальнейшему развитию туризма и притоку туристов в Кинешму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в рамках данного вопроса были изучены две целевые программы на федеральном и региональном уровне: «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)», «Развитие туризма в Ивановской области на 2009 -2016 годы».

Развитие туризма Ивановской области, с помощью долгосрочной целевой программы, позволит улучшить социально-экономическое состояние региона: низкий уровень эффективности экономики, отставание уровня экономического развития от других регионов Российской Федерации.

Данная программа, несомненно, дает мощный потенциал к развитию туристкой отрасли за счет кластерного подхода.

На основании критерии аттрактивности городов, входящих в состав туристского кластера Ивановской области «Волжская Ривьера» проведен анализ конкурентоспособности графическим и аналитическим методом, позволивший выявить такие результаты:

- по всем показателям конкурентоспособности среди представленных городов лидирующие позиции занимает Плес и Кинешма;

- богатством природных ресурсов отмечаются и такие города как Заволжск, Юрьевец;

- наличием бренда выделяются г. Южа и Палех;

- отмечается активное развитие г. Юрьевец и г. Заволжск за счет существующих в них инвестиционных проектов в туристскую отрасль;

- г. Кинешма - сильнейший конкурент для Плеса;

- доступность для туристов г. Кинешмы и г. Плеса практически одинакова;

- Плес и Кинешма обладают богатствами природными ресурсами и культурно – историческим наследием;

- Кинешма уступает Плесу в наличии бренда, но стоит отметить ближайшую перспективу развития бренда «Кинешма – купеческая»;

- Кинешма лидирует объектами индустрии туризма, хоть их гораздо меньше, чем в Плесе; Плес лидирует количеством инвестиционных проектов, поскольку этот город является центром туристского кластера «Волжская Ривьера», в первую очередь развивают туристский бизнес именно там; вспомогательная инфраструктура Кинешмы лидирует по отношению к Плесу, наличием торговых центров, банков, аптек и т.д.

При планировании процессов развития туристского кластера «Волжская Ривьера» на основе смены ведущего муниципалитета были выявлены значимые особенности Кинешмы, которые позволили выдвинуть идею смены муниципалитета.

К таким особенностям относим: природно- ландшафтные; географические; возможности свободного передвижения туристов по железнодорожным, автомобильным, речным путям; сохранившуюся историко –культурную среду Кинешмы; культурно- досуговые, научно- познавательные и спортивные мероприятия города; функционирование многочисленных турагентств; популярные экскурсионные маршруты; наличие средств размещения и предприятий общественного питания; брендирование города.

На основании высокой конкурентоспособности Кинешмы возникла идея спланировать смену ведущего муниципалитета туристского кластера Ивановской области.

Мною были разработаны новые наиболее перспективные проекты брендов Кинешмы: «Кинешма - Волжская краса»; «Кинешма – дитя Волги»; «Кинешма – Волжская провинция».

Для обоснования приведенных брендов были спланированы: соответствующая символика проектов брендов, мероприятия, а также экскурсионные программы для развития каждого из брендов.

Для активного привлечения туристов в планируемый туристский ведущий муниципалитет были рассчитаны затраты на составленные экскурсионные туры.

Туристским фирмам важно помнить о правильной системе сбыта и маркетинговой стратегии при продвижении туров. Бренд «Кинешма- Волжская краса» поможет активно заинтересовать туристов в данном туре при выборе путешествия.

Смене ведущего муниципалитета туристского кластера способствует не только грамотное планирование проектов бренда и экскурсионных маршрутов, но и более развитая дополнительная инфраструктура Кинешмы, наиболее удачное месторасположение и т.д.

Смена ведущего муниципалитета «Волжской Ривьеры» требует крупных инвестиционных проектов в развитие средств размещения, дорожных сооружений, обустройства города, улучшения состояний объектов достопримечательностей, это поможет развивать не только туристскую индустрию, но и повысить экономический потенциал Кинешмы в целом, а также улучшить социальную, демографическую ситуацию населения.

Библиографический список

1.Правительство России, документы: Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года от 31 мая 2014 года №941-рhttp://government.ru/docs/12933/

2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159508/

3. Долгосрочную целевая программа Ивановской области «Развитие туризма в Ивановской области на 2009 -2016 годы» http://docs.cntd.ru/document/882202072 электронный фонд правовой и нормативно –технической документации

4. Власть. Ивановская область http://vlast.io/category/vlastio

Электронные ресурсы:

5.Сайт:http://www.plyos-adm.ru/ Официальный сайт плесского городского поселения. Дата обращения: 17.10.2014

6. Сайт:http://www.trip-guide.ru/ples.htmГород Плес на Волге – достопримечательности.Дата обращения: 24.10.2014

7. Сайт:http://yuzha.ru/administration/obraschenie_glav.html Южский муниципальный район Ивановской области официальный сайт. Дата обращения: 12.10.2014

8.Сайт:http://yuzha.net/Неофициальный сайт города Южи и Южского района Ивановской области.Дата обращения: 24.10.2014

9. Сайт: http://xn----7sbbspgcdh1akcuj3d.xn--p1ai/ Палехский муниципальный район официальный сайт. Дата обращения: 11.10.2014

10.Сайт: http://www.paleh-online.ru/ Палехская миниатюра . Дата обращения: 26.10.2014

11. Сайт: http://www.kineshemec.ru/ Кинешемец.ру Стрункин Е.И.Дата обращения: 30.10.2014

12.Сайт: http://www.admkineshma.ru/ администрация городского округа Кинешмы официальный сайт. Дата обращения: 20.10.2014

13. Сайт: http://www.zavrayadm.ru/ Заволжский муниципальный район Ивановской области официальный сайт. Дата обращения: 20.10.2014

14.Сайт:https://ru.wikipedia.org/wikiЗаволжск.Дата обращения: 30.10.2014

15. Сайт:http://xn----8sbelbtajrugt1dzae8fdmx.xn--p1ai/ администрация юрьевецкого муниципального района ивановской области официальный сайт. Дата обращения: 20.10.2014

16. Сайт:http://strana.ru/places/60407 Путеводитель : Юрьевец. Дата обращения: 02.11.2014

17.Сайт:http://pucheg.ru/index.jsp Пучежский муниципальный район официальный сайт. Дата обращения: 24.10.2014

18. Сайт: http://visitivanovo.com/ Официальный туристический портал Ивановской области

19. Сайт: http://fishka.chastnik.ru/news.html?id=41 Рекламная фишка. Дата обращения: 02.11.2014

20. Сайт: http://www.creativeconomy.ru/articles/30875/ Креативная экономика Дата обращения: 02.11.2014

21. Сайт:http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/analysis Корпоративный менеджмент. Дата обращения: 02.12.2014

22. Сайт: http://www.bibliotekar.ru/rossia/73.htm Мифы и легенды народов России. Дата обращения: 02.11.2014

23. Сайт: http://www.dazzle.ru/spec/ra.shtml Русь Великая. Дата обращения: 14.11.2014

Просмотров работы: 4673