РОЛЬ И МЕСТО НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РОЛЬ И МЕСТО НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

Гебейдуллова Д.А. 1
1Поволжский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Другими словами, инновация – это новшество, прошедшее коммерциализацию.

В свою очередь, инновационный процесс – это инновационная деятельность кого-либо субъекта экономики. Он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инноваций, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Диффузия инноваций является процессом, посредством которого нововведение распространяется по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. В результате этого возрастает число производителей и потребителей, и изменяются их качественные характеристики. Таким образом, инновации – неотъемлемая часть любой успешной организации, готовой к преобразованию и модернизации своей деятельности.

Наиболее существенные изменения – радикальные - происходят на основе новых знаний. Нововведения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудно управляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего, наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге. Однако именно эти изменения приносят организации успех и конкурентоспособность на рынке.

В связи с этим, целью данной курсовой работы является идентификация значимости научной деятельности в инновационном процессе, определение её места и роли в современном мире. Основными задачами для достижения цели являются:

  1. Ознакомиться с видами научных исследований и их роли в инновационном процессе, дать определение научному потенциалу компании;

  2. Изучить основные государственные научно-технические программы и приоритетные направления исследований и разработок в сфере инноваций, а также способы государственной поддержки высшей школы в Российской Федерации;

  3. Рассмотреть различные виды финансирования и способы государственного регулирования инновационной деятельности в России;

  4. Рассмотреть влияние научного подразделения на работу организации в целом на примере инновационной компании.

Теоретическая часть
  1. Инновации как продукт научной деятельности

Большинство инноваций возникают на стыке границ нескольких наук - особых сфер деятельности, развитие и поддержка которых вызывает интерес у государства, так как они являются основным стратегическим источником развития общества, основанного на знаниях.

В настоящее время идеи и знания работников умственного труда представляют собой средства производства и в то же время являются источниками инноваций, которые приводят к повышению конкурентоспособности компании. Информация и знание являются решающими переменными величинами современного общества, заменившие труд и капитал в качестве факторов развития общества.

Осуществление инноваций, основанных на новом знании, характеризуется наибольшими затратами времени по сравнению с другими инновационными возможностями. Кроме этого, они требуют сочетания знаний, полученных в разных областях, поэтому инновации, основанные на новом знании, нуждаются в особых условиях.

Разработка инноваций берет своё начало с научных исследований, направленных на выявление необходимости нового продукта или услуги в какой-либо области, и их последующую разработку.

  1.  
    1. Виды научных исследований их роль в инновационном процессе

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

  • это обязательно целенаправленный процесс

  • это процесс, направленный на поиск нового

Научное исследование характеризуется систематичностью: упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты, ему соответствует строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

В зависимости от сферы использования результатов научные исследования разделяют на следующие виды:

  • фундаментальные

  • прикладные

  • опытно-конструкторские

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение принципиально новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи. Необходимость таких исследований обусловлена потребностями народного хозяйства или отрасли. Они могут заканчиваться рекомендациями относительно постановки прикладных исследований для определения возможностей практического использования полученных научных знаний, научными публикациями и так далее.

Прикладные научные исследования - это научная и научно-техническая деятельность, направленная на получение и использование знаний в практических целях, поиск наиболее рациональных путей практического использования результатов фундаментальных научных исследований. Конечным их следствием является рекомендации по созданию технических нововведений (инноваций).

Опытно – конструкторские разработки - это целенаправленный процесс преобразования прикладных научных исследований в технические приложения. Они направлены на создание новой техники, материалов, технологий и так далее. К объему опытно – конструкторских разработок включают технологические работы, работы по созданию опытных образцов изделий, а также проектные работы для строительства [10].

Таким образом, реализация новой идеи, которая может обеспечить компании конкурентоспособность и стабильный инновационный рост, тесно связана с научными исследованиями. При этом вероятность успеха инновации напрямую зависит от количества этапов данных исследований и их качества проведения.

  1.  
    1. Формирование и сохранение научного потенциала

Следует отметить ещё одну особенность инноваций, основанных на знаниях: они являются менее рискованными, и шанс их принятия весьма высок. Успешное внедрение инноваций зависит от научного потенциала организации - чем он выше, тем больше инновационная восприимчивость компании к инновациям.

В свою очередь, под научно-техническим потенциалом понимается совокупность ресурсов, которыми располагает социально-экономическая система для развития знаний о природе и обществе и для материализации этих знаний в виде новой технологии, продукции и услуг, прогрессивных форм, методов и средств организации управления общественным производством.

С научно-техническим потенциалом тесно связан инновационный потенциал организации. Его определение с позиции системного подхода дают В.П. Бранчеев и В.Н. Гунин: Инновационный потенциал – это мера готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений. Другими словами, инновационный потенциал является фактором, по которому определяется, может ли организация вести успешную инновационную деятельность.

Согласно приложению к проекту "Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: «Инновационная деятельность - это единый в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность, а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков» [8]. Она обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности и позволяет как компаниям, так и стране в целом, вести успешную экономическую политику.

Таким образом, формирование и сохранение научного, в частности инновационного, потенциала является основой развития и роста предполагаемой структуры, а так же во многом определяет долгосрочные стратегические преимущества страны. В значительной мере именно степень развития инноваций в сфере экономики предопределяет перспективы развития и выбор политики государства.

  1. Развитие науки как основа государственной политики

Как указано в параграфе 1.2., инновации являются одним из факторов, который предопределяет направление государственной политики страны. В свою очередь С.Ю. Наумов определяет государственную политику как:

  • совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной власти с привлечением институтов гражданского общества;

  • целенаправленную деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер;

  • средство, позволяющее государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении [12].

Одними из главных ресурсов инновационной сфере являются человеческие ресурсы, а именно их интеллектуальные способности, направленные на модернизацию функционирования всех отраслей жизни, то есть на создание инноваций.

  1.  
    1. Поддержка высшей школы и формирование ее тесных связей с наукой

Переход на инновационный путь развития предполагает одной из главных задач государства в области образования - обеспечение нового, более высокого качества подготовки специалистов для инновационной экономики, а также создание мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования.

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в разделе «Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий», сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации, способствуют созданию условий и необходимых стимулов для формирования нового поколения высококвалифицированных кадров и их закрепления в науке; воспроизводству перспективного научно-технологического задела и поддержанию научного приоритета России в фундаментальных исследованиях мирового уровня, проводимых академическими и вузовскими исследовательскими коллективами, а также ведущими отраслевыми научными центрами ряда отраслей экономики.

Интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки и создание научно-образовательных центров нацелены на устранение искусственных барьеров между научными организациями и вузами, повышение потенциала образования и науки за счет их взаимного обогащения и позволяют обеспечить высокий уровень подготовки кадров для науки и высокотехнологичных секторов экономики с учетом тенденций и перспектив развития рынка труда; рост эффективности исследований и разработок, качества образовательных программ высшего профессионального образования; приток и закрепление в науке и образовании молодых специалистов; интенсификацию развития и использования научного потенциала высшей школы в интересах экономического и социального прогресса.

Реализация соответствующих мероприятий предусматривает концентрацию финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.

Обеспечение научных организаций и вузов новым научным оборудованием, экспериментальной и испытательной базой, в свою очередь, способствует расширению возможностей проведения научных исследований и разработок на самом современном уровне, улучшению условий реализации потенциала научных кадров, повышению для молодежи привлекательности и престижа научной деятельности.

Создание сети научно-исследовательских университетов и вузов в виде интегрированных структур, включающих в себя образовательную и научно-техническую деятельность, позволило увеличить количество инновационных идей и разработок, исходящих от молодых специалистов.

Особенностями данной системы являются:

  • освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики;

  • превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;

  • реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность;

  • тесное сотрудничество с реальным сектором экономики;

  • организация внедренческих зон и создание инновационных предприятий [6].

Новая модель профессионального образования ориентирована на внедрение инноваций в учебный процесс, на результативность научно-исследовательской деятельности как главного фактора обеспечения качественной подготовки выпускников вузов. Создаются новые организационные формы научно-исследовательской работы студентов с привлечением их к проводимым инновационным исследованиям и разработкам, что обеспечивает сочетание теории с практикой и, соответственно, повышает качество подготовки выпускников.

С целью формирования в вузах инновационной среды осуществляется государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры на основе конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры, проводимого по результатам анализа научного, образовательного и инновационного потенциала вуза с 2010 года. Программы развития инновационной деятельности должны соответствовать приоритетным направлениям, которые были утверждены Правительственной комиссией по научно-технической политике [5].

  1.  
    1. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок. Создание государственных научно-технических программ

Повышая эффективность функционирования сферы науки и технологий на основе концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития, можно увеличить результативность научных исследований и разработок, эффективность использования бюджетных средств, а также привлечь в научную сферу внебюджетные источники финансирования и новые человеческие ресурсы.

Следовательно, важным моментом в государственной научно-технической политике является выбор приоритетных направлений исследований и разработок. Их детализация приводится в перечне критических технологий, которые носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. Отбор технологий осуществляется в соответствие с их влиянием на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и других факторов. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Согласно указу президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в российской федерации и перечня критических технологий российской федерации» [3] приоритетными направлениями являются:

  1. Безопасность и противодействие терроризму

  2. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники

  3. Науки о жизни

  4. Индустрия наносистем

  5. Информационно-телекоммуникационные системы

  6. Рациональное природопользование

  7. Транспортные и космические системы

  8. Энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика

Перечень критических технологий включает в себя 27 позиций, среди которых: биомедицинские и ветеринарные технологии; клеточные технологии; компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий; нано-, био-, информационные, когнитивные технологии; технологии биоинженерии; технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику; технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды; технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения; технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе и другие.

Одной из программ, связанных с основными направлениями научной деятельности, является «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Основной целью Программы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных исследований и разработок, в том числе [4]:

  • формирование опережающего научно-технологического задела;

  • переход к 2017 году на преимущественное финансирование НИОКР, выполняемых в рамках комплексных программ исследований по приоритетам развития научно-технической сферы;

  • создание эффективной системы формирования тематик с учетом существующих инструментов частно-государственного партнерства и государственной поддержки исследований и разработок на докоммерческой стадии.

Это обеспечит существенное повышение востребованности результатов НИОКР отраслями экономики. В связи с этим, на разработку данной программы было выделено больше 240 миллиардов рублей, что в полной мере позволит реализовать все аспекты программы.

Также Правительством Российской Федерации была утверждена важная целевая программа в области науки и техники - федеральная научно-техническая программа, представляющая комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники, имеющая следующие цели:

  • получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной наук;

  • решение научно-технических проблем;

  • создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

  • существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;

  • принципиальная новизна и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

Руководит программой Научный совет, который несет ответственность за выбор, уровень реализации научно-технических решений, комплексность мероприятий по достижению программных целей. Также его задачами являются организация конкурсного отбора исполнителей и экспертиза результатов.

Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.

России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди них можно выделить: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта.

Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний период) в соответствии с федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" [2]. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется целевым назначением Комитетом по науке и технологиям РФ из средств федерального бюджета.

  1. Государственная поддержка инновационной деятельности в России

Инновационная деятельность – сложный, рискованный и ресурсозатратный процесс, требующий капитальных вложений, которые часто отсутствуют у организаций. Так, Л.Э. Миндели выделяет несколько причин для поддержки инновационной деятельности:

  • невозможность концентрации финансовых ресурсов отдельными хозяйствующими субъектами для реализации масштабных инноваций;

  • нецелесообразность внедрения масштабных инноваций для отдельных хозяйствующих субъектов из-за низкой экономии от масштаба производства;

  • дублирование расходов на НИОКР различными субъектами инновационной активности приводит к удорожанию потенциальных инноваций;

  • большинство инноваций связаны с успехами фундаментальной - почти некоммерциализуемой - науки;

  • неопределенность результата инновационного проекта, длительные сроки окупаемости вложений;

  • сложность оценки сопряженных инновационных эффектов;

  • нецелесообразность монопольного обладания научно-техническими достижениями отдельными компаниями;

  • высокая стоимость новых видов продукции и услуг сильно ограничивает спрос.

Поддержка инновационной деятельности государством может осуществляться непосредственно и косвенно. При непосредственной поддержке государство в лице отдельных органов власти выступает инициатором НИОКР, инновационных проектов, а при косвенной - через различные механизмы стимулирования, поддержки инновационной деятельности, создание экономических, правовых и иных механизмов стимулирования инновационной деятельности.

Можно определить следующие направления деятельности государства по поддержке инноваций:

  • развитие законодательной базы, регулирующей инновационную деятельность;

  • совершенствование механизмов защиты прав на интеллектуальную собственность;

  • создание и развитие инновационной инфраструктуры;

  • содействие укреплению и развитию материально-технической базы организаций научно-технической сферы;

  • способствование формированию здоровой конкурентной среды на рынке товаров и услуг;

  • разработка программ по подготовке квалифицированных кадров для инновационно-активных предприятий;

  • сотрудничество с кредитными организациями относительно вопросов предоставления льготного финансирования;

  • развитие международного сотрудничества в сфере научно-технических разработок и коммерциализации инноваций;

  • способствование созданию положительного имиджа российских компаний на международном уровне;

  • поддержка инновационных предприятий;

  • введение налоговых льгот [11].

Одним из самых главных моментов поддержки инновационной деятельности государством является предоставление финансовой помощи через оптимальное инвестирование и предоставление налоговых льгот.

  1.  
    1. Различные виды финансирования инноваций в России

Для достижения максимальной отдачи, фирмам необходим оптимальный портфель инвестиций. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в проекты, которые не приносят высокой прибыли, но для общества и государства они бывают жизненно необходимы. Таким образом, финансируя создание инноваций и инновационную деятельность в целом, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем – ускорение НТП.

Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-фз "О науке и государственной научно-технической политике», финансовое обеспечение научной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования [1].

Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов поддержки научной деятельности и в порядке долевого участия. Наиболее важные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы и в других регионах, могут финансироваться за счет средств федерального бюджета, в том числе в порядке долевого участия.

Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на финансирование научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [1].

В Российской Федерации действуют государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности [14].

Государственные источники финансирования инновационных проектов в России подразделяются на бюджетные фонды, внебюджетные фонды, а также государственные конкурсы и государственные заказы.

Негосударственными источниками финансирования являются российские венчурные фонды и компании, инвестиционные организации и инвестиционные фонды.

Венчурные инвестиции - это рискованный капитал, направленный в развитие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта.

Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период. Современным компаниям выгоднее именно венчурное инвестирование, чем получение кредита, эмиссия собственных бумаг.

Инвестиционные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. Их основная цель - концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инвестиционные фонды предоставляют инновационным проектам финансы на возвратной или безвозвратной основе.

Если проект носит особо рискованный характер и высокий уровень неопределенности результата, то инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Иностранные инвестиции в технологические проекты в России включают в себя международные венчурные фонды, международные инвестиционные организации, иностранные компании венчурного капитала, иностранные инвестиционные фонды, иностранные некоммерческие организации, иностранные бизнес-ангелы.

За последние несколько лет наибольшую популярность приобрели так называемые «неформальные инвесторы» или «бизнес-ангелы» (business angels), которые инвестируют свои личные финансовые ресурсы в новые и растущие малые фирмы. Одно из существенных отличий венчурных компаний от бизнес-ангелов заключается в том, что первые управляют чужими средствами, в то время как последние инвестируют свои собственные средства.

  1.  
    1. Налоговые льготы для инновационной деятельности

Налоговые льготы - одна из форм государственной поддержки инновационной деятельности организаций. Их можно разделить на две группы:

  • льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью

  • льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

В Налоговом кодексе РФ прописаны следующие виды льгот:

  • Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

  • Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности

  • Упрощенный учет расходов на НИОКР

  • Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники

  • Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности.

  • Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования

  • Установлен новый порядок учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства

  • Инвестиционный налоговый кредит

  • Создание резерва расходов на НИОКР

  • Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам

  • Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций

  • Пониженный тариф страховых взносов

  • Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения

Помимо финансовой составляющей государственной поддержки инновационной деятельности важное место занимает создание территориальных структур, обеспечивающих благоприятную среду для развития и функционирования новых идей.

  1.  
    1. Создание и развитие технопарков в России

Технопарки занимают важное место в области развития науки и инноваций в стране, так как основной их функцией является преобразование новых знаний, подкреплённых финансовыми ресурсами, в готовый, полностью проработанный инновационный продукт или услугу.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7], а также Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, одним из приоритетов инновационного развития является реализация политики по инновационному развитию регионов и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Технопарк можно определить как территориальный кластер, в котором объединены научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия с целью создания благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

Создание технопарков преследует цель стимулирования социально-экономического развития РФ, а также развитие, продвижение инноваций на существующие рынки.

На рисунке 3.1 показана динамика развития технопарков в России. Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - "Томский научно-технологический парк". Затем их образование резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8, 1992 г. - 24, 1993 г. – 43. В 2000-х гг. было создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах. В настоящее время на территории Российской Федерации существуют более восьмидесяти восьми технопарков. Из них одиннадцать развиваются по комплексной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», два по ежегодному конкурсному отбору, утверждаемого приказом Министерства экономического развития РФ.

Рисунок 3.1. Динамика развития технопарков в России

В таблице 3.1 представлено распределение технопарков в России согласно сферам их специализации.

Таблица 3.1

Специализация технопарков России

Специализация

Технопарки, %

Информационные технологии

10

Сельское хозяйство

8

Медицина и биотехнологии

8

Многоотраслевая

36

Научные исследования и разработки

18

Приборостроение и машиностроение

24

Аренда и консалтинговые услуги

16

10 марта 2006 года распоряжением Правительства РФ была одобрена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», рассчитанная на реализацию в течение 2006 - 2014 годов. По результатам конкурсного отбора в комплексную программу вошли четырнадцать технопарков. Однако эффективность реализации программы оказалась на низком уровне. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации выделили следующие причины данного результата:

  • длительные сроки подготовки субъектами РФ правоустанавливающей документации на земельные участки, а также градостроительной документации;

  • инертность механизма принятия решений в отношении вопросов финансирования создания технопарков.

В настоящее время профинансировано за счет средств федерального бюджета в размере 433 065,41 тыс. рублей 2 проекта по созданию технопарков, расположенных на территории Республика Саха (Якутия) и Пензенской области. Технопарк в Пензенской области введен в эксплуатацию и функционирует, объем финансирования составил 347 622,85 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет – 278,1 млн. руб.; областной бюджет – 70,8 млн. руб. Годовой оборот резидентов технопарка – 240,04 млн. руб. [15]

9 апреля 2010 года Постановлением Правительства РФ № 219 было утверждено «Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». По результатам конкурсного отбора реализуется семьдесят восемь программ семьюдесятью семью образовательными учреждениями.

На реализацию данной программы объемы бюджетных ассигнований, направленных ВУЗам, составили 1881 млн. руб. в 2010 году, 2934 млн. рублей в 2011 году и 2959 млн. рублей в 2012 году. Вложения собственных средств ВУЗами составили 2,8 млрд. рублей.

Поддержку технопаркам и их резидентам в рамках имеющихся полномочий могут оказывать власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, в виде пониженных ставок по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, освобождения от уплаты налога на имущество организации, снижения или освобождения от уплаты налога на землю. Однако данные меры поддержки принимаются только в 4 из 10 субъектов Российской Федерации, где есть технопарки.

Технопарки являются главным источником технологических инноваций, который стимулирует появление новых компаний, и побуждает к технологической модернизации уже действующие хозяйствующие субъекты. Такое влияние способствует созданию и поддержанию конкурентной среды региона и страны в целом.

  1.  
    1. Формирование законодательной базы для инновационного развития в России

Значимость инновационных процессов, как для экономики, так и для общества постоянно растёт. Этот факт вызывает необходимость их эффективного регулирования.

Инновации меняют структуру экономики, выступая причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенной ликвидации уже существующих.

Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития государства на сегодняшний день признается в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Инновационная деятельность представляет собой разновидность общественных отношений, возникающих в процессе создания и внедрения инновационных товаров в общество. Правовое регулирование подразумевает целенаправленное воздействие на какой-либо вид общественных отношений, следовательно, и на инновационную деятельность, с целью их упорядочивания и развития.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством использования различных правовых методов, средств и форм:

  • правовые акты, регламентирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры.

  • Инновационные прогнозы - предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий). Являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ в целом.

  • Инновационная стратегия - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.

  • Инновационные программы и проекты.

Значимое место в правовом регулировании инновационной деятельности занимают принципы государственной политики в сфере науки и новаций, а именно:

  1. Свобода научного и научно-технического творчества;

  2. Правовая охрана интеллектуальной собственности;

  3. Поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

  4. Стимулирование деловой и научной активности;

  5. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики страны;

  6. Развитие международного сотрудничества.

Также на политику государства влияют нормативно-правовые факторы.

В основе нормативно-правового регулирования инновационной деятельности лежит правовая охрана результатов, полученных в ходе создания инноваций. Она осуществляется на основании требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Кроме этого, регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; на выполнение проектных и изыскательских работ; страхования инновационных рисков и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ [13].

В то же время к проблемам правового регулирования инновационной деятельности следует отнести:

  • большое количество федеральных нормативных правовых актов, не отличающихся единообразием и не содержащих положений о субъектах и объектах инновационной деятельности, о механизме ее осуществления, о видах или формах такой деятельности;

  • отсутствие разграничений между научной деятельностью, научно-технической деятельностью и инновационной деятельностью.

Анализ существующего законодательства и практика его реализации показывают, что эффективные концептуальные подходы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности, на сегодняшний день в масштабе российского законодательства отсутствуют.

Такое положение можно объяснить тем, что не существует единого федерального закона, который бы точно определял понятия инноваций, инновационной деятельности, а также устанавливал общие принципы реализации инновационной деятельности в стране и разрешал другие вопросы, связанные с указанными категориями.

Законодательная база субъектов РФ должна совмещать в себе регулирование форм и способов поддержки инновационной, научной и научно-технической деятельности. Это создаст возможность применения единых форм и методов такого рода поддержки.

На сегодняшний день необходимо принятие федерального закона, направленного на регулирование инновационной деятельности. Как отметил в своем выступлении В. В. Путин: «Должно существовать единое правовое пространство страны. Региональная правовая база должна быть приведена в соответствие с федеральным законодательством, которое в свою очередь получит серьезное развитие, включая систематизацию законодательства». Именно к единому правовому пространству необходимо стремиться при совершенствовании законодательства, регулирующего отношения в сфере инновационной деятельности.

Так, в основе законодательной базы и правового регулирования США находится единое правовое пространство в сфере науки и инноваций. Этим обусловлен высокий рост передовых компаний, диктующих развитие различных сфер экономики. Одной из таких фирм является корпорация Microsoft - одна из крупнейших транснациональных компаний по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники, разработчик наиболее широко распространённой на данный момент в мире программной платформы - семейства операционных систем Windows.

Практическая часть
  1. Влияние научного подразделения на работу организации в компании Microsoft
    1. Общая характеристика компании Microsoft

Microsoft – мировой лидер в области информационных технологий, поставляющий широкий диапазон устройств и сервисов, программного обеспечения и ИТ-услуг. Это одна из крупнейших в мире корпораций, работающая в более чем 190 странах мира. Штат компании превышает 90 тысяч человек. Согласно ежегодному исследованию агентства Millward Brown, по результатам 2013 года Microsoft входит в десятку самых дорогих брендов мира (69 млрд долларов). В число наиболее приоритетных для Microsoft областей входят исследования и инновации: ежегодно компания вкладывает в это направление около 9 млрд долларов США.

Microsoft реализует свои идеи согласно следующим пунктам:

  • Приоретизация

  • Мозговой штурм

  • Фиксация

  • Постановка

  • Анализ

  • Определение

  • Отбор и реализация

Данная структура похожа на воронку действий, которая реализуется внутри компании несколькими командами: Microsoft Futures, Microsoft Research, Microsoft Labs, Product Groups.

Microsoft Futures - неформальная группа людей, которая занимается прогнозированием того, как будут выглядеть наука и общество через 20-25 лет и на базе этого предоставляет рекомендации по использованию этой информации для будущих разработок

Microsoft Research, Microsoft Labs, Product Groups занимаются реализацией процесса разработки, изучением сфер, которые могут создать инновационные идеи, их апробации и реализации.

  1.  
    1. Научная структура

В течение многих лет Б. Гейтс являлся главным управленцем всех процессов в компании, в том числе и инновационных. Также он принимал непосредственное участие в анализе работы над разработками, их успешности, регулировал каждую идею и стратегическое решение.

После того, как Б. Гейтс перестал играть эту роль, компания поменяла свою стратегию на коллективную. В связи с этим, в компании появилась система, включающая в себя большое количество людей, участвующих в совместном процессе разработки. Данная система получила название NPDI - New Product Development and Introduction. Её главная задача - создание и апробация новых продуктов в рамках компании. Такое положение отражает основное содержание подхода компании по организации инновационных процессов. Таким образом, место этих процессов - внутри деятельности компании. Они начинаются с генерирования идеи, выбора концепции, установления требований, управление портфелем инноваций, планирование, концептуальный дизайн и заканчиваются инжинирингом продукта. Далее процесс переходит непосредственно в производственный цикл.

В 1991 году MS принял решение вести внутри себя целенаправленные научные исследования и начал его развивать для того, чтобы:

  •  
    • Содействовать развитию компьютерных наук

    • Определить потенциально новые сферы технологий

    • Создавать новые продукты и их функционал

Научную структуру корпорации можно увидеть на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1. Научная структура Microsoft

Microsoft Research – организация, которая подхватывает или разрабатывает первичные идеи, которые могут привести к созданию новых продуктов.

MSR включает в себя новые технологии и новые клиентские подходы. В неё входят порядка 900 человек, распределенных по всему миру - 900 учёных, как и всемирно признанных специалистов, так и перспективную молодёжь, которые работают в широком спектре исследований – порядка 55 направлений. Также MSR имеет широкую кооперацию с ведущими научными центрами мира.

Есть 3 фактора, определяющих сферы приложений усилий этих учёных:

  •  
    • Основные направления совершенствования программных продуктов - какое будущее у программной индустрии, и какие принципиально новые продукты необходимо создать?

    • Основные области развития computer science - новые тенденции, технологии и алгоритмы, новые способы использования электронных устройств.

    • Основные области применения computer science - как ИТ-технологии изменяют жизнь, в каких отраслях применение ИТ принесет наибольшую пользу, на разработке решений для каких отраслей следует сосредоточиться?

На данный момент MSR занимаются:

1. Конструктивная математика

2. Методы оценки и анализа сложных систем

3. Вычислительные эксперименты

4. Фундаментальные аналогии – как можно повлиять на то, каким образом можно продвинуть знания в области ИТ между информационными технологиями и естественными процессами в химии и биологи, между формированием и проверкой гипотез с одной стороны программированием и отладкой с другой.

На данный момент научными группами планируются и разрабатываются проекты, представляющие собой «технологии будущего»:

  • Естественный интерфейс (Телеприсутствие, 3D, наложенная реальность, распознавание речи, онлайновый перевод, передача ощущений)

  • Искусственный интеллект

  • «Разумная пыль» (Дешевые интеллектуальные датчики, связанные в сеть)

  • ИТ как услуга (Облачные технологии, S+S, новые методы анализа данных)

Именно в этих продуктах используются результаты научных разработок, которые внедряются в конечные продукты.

Microsoft Labs – коллектив, который вступает в действие после MSR. Эта группа подхватывает идеи, представленные учёными из MSR, и обеспечивает связь между наукой и производством. Эти лаборатории объединяют в команды ученых, разработчиков и маркетологов, способствующих созданию новых продуктовых групп на базе лабораторий.

Основными задачами MSL является:

  1. Не дать ценным идеям «умереть» на пути к потребителю – сделать так, что бы проблемы, связанные с реализацией идеи, неготовность продуктовых решений, к тому, чтобы воспринимать эту идею, можно было бы устранить или решить.

  2. Не пропустить «сырое» решение – не пропустить идею, которая не может быть реализована эффективно и которая может повредить статусу фирмы, создав негативное впечатление о продукте и о компании в целом.

Работу MSL можно представить в виде цепочки событий, имеющей разветвления на некоторых этапах. Данный цикл описывает основную деятельность MSL:

  1. Фундаментальные исследования – уровень науки.

  2. Прикладные исследования – уровень техники. На этом этапе осуществляется сотрудничество с университетами и научными институтами.

  3. Лабораторный проект - разделяется на два варианта: комьюнити проект или пилотный проект, в рамках которого осуществляется сотрудничество с коммерческими партнерами.

  4. После этого этапа следует выбор: создание коммерческого продукта, вклад в другие продукты или закрытие проекта.

Microsoft-Novell Interop Lab – лаборатория, основная задача которой – решать проблемы взаимодействия в гетерогенных системах различных операционных сред (Windows и Linux). Это касается не только вопросов об эффективной виртуализации такого рода гетерогенных сред, а также возникающих вопросов по безопасности, защита от атак виртуализации.

Experimentation Lab – еще одна лаборатория, объединяющая в некоторых проектах от нескольких десятков до 10 млн. активных участников. Их основная задача – не пропустить «сырое» решение: продукт проходит полноценное тестирование.

Это социальная структура, которая не могла бы существовать без широкой экосистемы, вовлеченных специалистов. Именно через эту систему MS активно сотрудничает со многими организациями и физическими лицами.

Extreme Computing Group – группа, решающая проблемы в конкретном интегральном подходе. Предметом изучения данной группы является ПО, сетевые устройства, процессора памяти. Одна из проблем: каким образом можно сделать более энергоэффективными такие конструкции как огромные Data-центры, в которых происходит массивная обработка данных, выполняется огромное количество операций. Собственные Data-центры компании MS –это одно из направлений деятельности Extreme Computing Group. Так, учеными из ECG были разработаны экспериментальные платы для облачных Data-центров. Разработчики показали, что при снижении производительности в 2 раза эти платы могут обеспечивать экономию до 20 раз больше по электроэнергии, и, оптимизируя эти конструкции, учёные пришли к эффективным решениям, которые на сегодняшний день позволяют обеспечивать одни из лидирующих показателей энергоэффетивности такого рода Data-центров на рынке.

Облачные технологии также являются сферой активного интереса ECG. Одним из направлений являются экспериментальные операционные системы - микроядерная микрооблачная архитектура, поддерживающая очень большое число процессоров, производящая верификацию приложений перед допуском в среду ОС и в то же время, сохраняющая время исполнения процесса.

Technical Computing – полноценная бизнес группа, занимающаяся подготовкой продукта к его последующему выпуску на рынок.

Сфера применения TC:

  • Междисциплинарные исследования

  • Computer Science

  • Высокопроизводительные вычисления

  • Инжиниринг

  • Биология и биохимия

  • Окружающая среда

  • Физика и астрономия

  • Аграрные науки

Technical Computing – эта та бизнес-группа, у которой установлены тесные связи с Россией. В связи с этим, подразделение MS в России будет непосредственно заниматься разработкой и созданием новых технических элементов.

  1.  
    1. Российский технологический офис Microsoft

Microsoft действует в России с 1992 года. На сегодняшний день компания активно работает в 70 городах страны, офисы расположены в 32 из них. Головной офис находится в Москве, региональные центры — в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске. По всей стране в компании работает порядка 1000 сотрудников, включая постоянных и привлеченных по контракту сотрудников.

Microsoft в России является неоднократным лидером российских и международных рейтингов в номинации «Работодатель мечты». В 2013 году компания Microsoft признана лучшим работодателем Европы среди международных компаний. Согласно исследованию AON Hewitt за 2013 год, Microsoft в России получил второй приз в номинации «Лучший работодатель в Центральной и Восточной Европе» (в категории «Компании среднего размера»). По версии портала Headhunter Microsoft традиционно входит в тройку ведущих работодателей России.

Российский технологический офис Microsoft работает в сфере создания технологических программ, взаимодействует с широким кругом партнёров всей системы, в которую входят исследовательские организации, структура образовании, аутсорсеры, стартапы. Основными направлениями являются исследования и разработки, взаимодействие с государственными органами по вопросам информационной безопасности.

В России существует Microsoft Technology Center – площадка, где заказчик и партнер могут получить возможность проверки и апробации практически любого решения, которое может быть создано на виртуальной структуре MTC, при этом могут использоваться технологии не только компании MS, но и технологии достаточно большого круга партнёров (HP, Intel, DELL APC и другие.)

Microsoft Technology Center это:

  • Совместная работа с партнерами - Проверка правильности

  • Инновационные технологии - Обучение разработке передовой архитектуры; службы развертывания и внедрения.

  • Опыт экспертов - Брифинги по ИТ-стратегии; Службы корпоративной технической поддержки.

Одним из важнейших инструментов развития российской ИТ-индустрии и инновационной экономики является поддержка молодых предпринимателей. Благодаря программе BizSpark за пять лет около 4000 начинающих предприятий страны получили возможность демонстрации своих проектов широкой аудитории, а также доступ к средствам разработки программного обеспечения. Помимо этого, созданный в 2010 г. в России Фонд посевного финансирования Microsoft предоставил более чем 40 стартапам финансовую поддержку в виде денежных грантов в размере около 1,5 млн долларов США.

Подводя итоги, можно сделать вывод о высоком уровне развития научной деятельности в компании Microsoft. Лидерские позиции в широком круге деятельности в сфере информационных технологий обеспечены именно эффективной работой всех научных подразделений.

Научные лаборатории, группы, структуры оказывают непосредственное влияние на увеличение не только прибыли, но и соответственного высокого статуса организации посредством разработки инновационных продуктов и услуг.

Вывод

Научная деятельность в инновационном процессе играет одну из главенствующих ролей. Она способствует успешному развитию не только отдельных организаций, но и страны.

В ходе исследования были достигнуты поставленные цели и решены задачи:

В первой главе были рассмотрены виды научных исследований и их роль в инновационном процессе, было дано определение научному потенциалу компании.

Во второй главе были изучены основные государственные научно-технические программы и приоритетные направления исследований и разработок в сфере инноваций, а также способы государственной поддержки высшей школы в Российской Федерации.

В третьей главе были описаны различные виды финансирования и способы государственного регулирования инновационной деятельности в России.

В четвертой главе было проанализировано влияние научного подразделения на работу организации в целом на примере инновационной компании.

В итоге можно сделать вывод о том, что принятие решения об инновационном развитии государства является верным решением правительства РФ. Наука и инновации тесно связаны не только друг с другом, но и с развитием общества, культуры, экономики страны. Однако существуют некоторые недочеты, которые не дают полностью раскрыться научно-техническому потенциалу государства и занять лидирующие позиции в инновационном развитии мира.

Список литературы
  1. О науке и государственной научно-технической политике [Текст] : федеральный закон : [принят Государственной Думой 12 июля 1996 года : одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года] : Собр. законодательства РФ. – 1996 - № 127-ФЗ.

  2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон : [принят Государственной Думой 23 июня 1995 года] : Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2871.

  3. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации [Текст] : Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18, ст. 2241

  4. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [Текст] : постановление правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № 426 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 22, ст. 2810.

  5. О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 219 г. Москва // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1906; 2011, № 23, ст. 3325

  6. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования российской федерации на период до 2015 года [Текст] : одобрена на заседании рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (протокол от 17 декабря 2010 г. N ИР-14/пр).

  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Текст] : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // собрание законодательства РФ. 2008. №47. Ст.5489

  8. Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [Текст] : утвержден президентом РФ В. В. Путиным 30 марта 2002 г. Пр-576

  9. Балабанов В.С. Инновационный менеджмент [Текст] : учебное пособие / Балабанов В.С., Дудин М.Н. - М.: Российская Академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2014. - 246с.

  10. Корсаков М.Н. Экономика, организация и управление на предприятии [Текст] : Учебник / Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской, - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

  11. Марков В.В. Налоговые льготы как способ стимулирования инновационной деятельности: оценка целесообразности и бюджетной результативности их применения [Текст] : диссертация/ Марков В.В./ Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Мотовилов О.В. - Санкт-Петербург 2010. – 204с.

  12. Наумов С.Ю. Система государственного управления [Текст] : учебное пособие / С.Ю. Наумов - М., 2009. С. 131 - 132.

  13. Никонова Я.И. Инновационная политика развития экономических систем: методология формирования и механизм реализации [Текст] : Монография / Я.И. Никонова. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. – 171с.

  14. Огарков С.А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика [Текст] : Монография / Огарков С.А., Кузнецова Е.С.,.Грязнова М.О. - М.: Академия Естествознания, 2011. - 269 с.

  15. Информационная справка по технопаркам [Электронный ресурс] / Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий/ портал;. - Режим доступа: http://nptechnopark.ru / свободный. – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 9837