ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Информационные технологии (ИТ) в образовании в настоящее время являются необходимым условием в информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении.

Постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса вместе с развитием и перестройкой общества, с созданием единой системы непрерывного образования, является характерной чертой обучения в России. Осуществляемая в стране реформация школы направлена на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения.

Основными направлениями применения информационных технологий в учебном процессе являются:

  • разработка педагогических программных средств различного назначения;

  • разработка web-сайтов учебного назначения;

  • разработка методических и дидактических материалов;

  • осуществление поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её сбора, накопления, хранения, обработки и передачи;

  • создание электронных библиотек;

  • организация интеллектуального досуга учащихся.

Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения информационных технологий.

Учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Виды педагогических программных средств весьма разнообразны: обучающие; тренажеры; диагностирующие; контролирующие; моделирующие; игровые.

Цель процесса обучения: научить обучающегося самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. система Задачи обучения:

  1. Сформировать у обучающегося желание учиться и цель обучения.

  2. Поддерживать мотивацию к обучению и творческой деятельности.

  3. Обеспечить каждого учащегося индивидуально-адаптированными учебными пособиями.

  4. Дать каждому учащемуся возможность занятий по индивидуальному графику.

  5. Непрерывно оценивать результаты обучения.

Для решения этих задач служат новые информационные технологии, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Для компьютерных информационных технологий - это:

  •  
    • подготовка, хранение, систематизация, обработка и распечатка информации;

    • демонстрация информации на экране дисплея;

    • возможность использовать новейшие информационные технологии;

    • подключение к любым электронным банкам и базам данных;

    • передача и прием информации с компьютера на компьютер;

    • синхронный обмен информацией с партнером (общение);

    • получение информации от любого количества источников;

    • передача сообщений одновременно любому числу абонентов;

    • синхронный обмен информацией с партнерами;

    • передача информации непосредственно на компьютер другим участникам конференция;

    • прием информации от участников конференции;

    • возможность размещения и хранения своего сообщения без точного указания адресата.

Существуют различные электронные источники для обучения. Например, электронный учебник с текстами и методическими материалами в электронном виде. Все тексты пронумерованы, номер каждого текста связан с его адресом хранения, на каждый текст можно сослаться указанием его номера. На экране компьютера ссылки на другие тексты оформляются выделением (цветом, заливкой, шрифтом) отдельного слова или предложения. Каждой ссылке соответствует номер (т.е. адрес) другого текста. Кроме обычного учебного материала, электронный учебник включает в себя также систему тестов для самопроверки, блок накопления и обработки статистических данных о реальном протекании процесса обучения (например, график обучения, ошибки и т.д.).

В электронных курсах действуют две системы контроля знаний. Первая предназначена для индивидуального обучения, вторая - для аттестации обучаемого. Используется схема выбора вопросов для оптимального определения уровня знаний учащегося. Сочетание учебных пособий и системы электронного контроля знаний, базирующиеся на технологиях Интернета, позволяют создать единую обучающую среду, создающую индивидуальный "электронный учебник" для каждого обучающегося.

Интернет помогает учителю повысить эффективность трех важных элементов педагогического процесса: индивидуальной помощи ученикам, распространения информации и привлечения учащихся к активной работе. Во-первых, электронная почта обеспечивает прямой контакт учителя и обучающегося. Обмениваясь сообщениями, они могут общаться не только в классе, но и после занятий, в любое удобное для них время. Во-вторых, Web-узлы являются средством распространения образовательной информации. Преподаватель размещает текст и иллюстрации на своей домашней Web-странице, а обучающиеся читают информацию, не отвлекаясь на запись учебного материала в тетрадь. В-третьих, телеконференции представляют собой совершенно новую форму взаимодействия между преподавателями и обучающимися. В результате создается виртуальное сообщество людей, объединенных общими интересами. Достаточно иметь компьютерный класс с компьютерами, объединенными в сеть, подключенную к Интернету.

Дистанционное обучение является ещё одним преимуществом новых информационных технологий. Это - образовательный процесс, во время которого преподаватель и обучающийся находятся в различных географических точках. При дистанционном обучении используются современные информационные технологии (компьютеры, телекоммуникации, аудио-визуальные средства). Основной принцип дистанционного обучения - не учащиеся должны двигаться к знаниям, а знания - к учащимся! Использование методов дистанционного обучения позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для учащихся и т.д.

Кроме вышеназванных ресурсов информационных технологий можно перечислить использование интерактивных досок, электронных таблиц, работа с различными текстовыми редакторами, работа с мультимедийными программами при создании презентаций, с электронными словарями. С помощью программы Skype можно разговаривать с миллионами людей по всему миру абсолютно бесплатно!

Итак, информационные технологии играют значительную роль в развитии современного образования. Сущность современных информационных технологий заключается в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность человека. В том, как раскрыть этот потенциал именно для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий. Успешное ее решение будет способствовать повышению качества и степени доступности образования всех уровней: от школы до систем подготовки и переквалификации специалистов, интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Просмотров работы: 2033