Разрушение биосферы в самых разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Экологически чистые материалы, вторичная утилизация, энергосбережение и экономия воды становятся основополагающими принципами жизни во многих развитых странах. Человечеству необходимо перестроиться, отказаться от привычных, унаследованных от прошлых поколений, стандартов в отношении к природе. Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека.
Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне и рекламе. Она не имеет четко обозначенных границ — экологическим может быть названо любое направление в дизайне и рекламе, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром, в нашем учебном заведении забота об окружающей среде нашла выражение в trash-дизайне.
Тrash-дизайн - это направление, направленное на защиту окружающей среды, в котором наравне с требованиями красоты, удобства и цены, уделяется особое внимание экономии природных ресурсов, безвредным и безотходным технологиями, утилизации с учетом возможности повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом. Главная идея этого направления, дав мусору второе рождение, избавить природу и людей от необходимости его перевозить, зарывать, сжигать или перерабатывать.
Идеологической основой эко-рекламы в мире являются принцип: потребитель должен покупать все, что ему необходимо, не вредя себе и не испытывая чувства вины за усугубление экологических и социальных проблем человечества.Поэтому, эко-реклама, в отличие от многих других, порядком порой поднадоевших рекламных экзерсисов, воспринимается людьми с интересом и благожелательностью.ВАкадемии маркетинга и социально-информационных технологийпроводиться ежегодный конкурс по trash-дизайнуи эко-рекламе среди студентов дизайнеров и специалистов по рекламе.
При выполнении проекта студентам было необходимо с показать свои профессиональные умения, знания и навыки в области определения концепции работы, которая была бы достаточно креативна; благоприятно воздействовала на психику человека, вызывала положительные эмоции, с учетом использования отходов производства и бытового мусора (таблица 1).
Таблица 1
Творческая активность и направленность работ студентов
Направление |
Всего работ, % |
||
2011-2012 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|
Гламур-дизайн (фото 1) |
13 |
12 |
14 |
Дизайн одежды (фото 2) |
2 |
12 |
|
Предметы бытового назначения (фото 3, 4) |
6 |
18 |
12 |
Новогодние сувениры (фото 5) |
4 |
15 |
12 |
Детские игрушки (фото 6) |
4 |
18 |
3 |
Элементы интерьера (фото 7, 8) |
47 |
31 |
22 |
Коллажи и картины (фото 7) |
12 |
3 |
17 |
Эко реклама |
12 |
1 |
8 |
Фото 1 «Лесная сказка» (работа Айриян Л.)
Материалы: фисташки, ткани, магниты, шишки, квилинг, стразы, ветки
Фото 2 «Свадебное платье» (работа Грачевой Я.)
Материал: салфетки, проволока, клей
Фото 4. Подставки (работа Соколовой Л.)
Материалы: пластиковые бутылки, журналы, листовки, клей
Фото 4 «Светильник в виде черепа» (работа Шимловского Р.)
Материалы: пластик, пластмасса, шнурки, светодиодные лампы.
Фото 5 «Мебель для Барби» (работа Захаровой А.)
Материалы: банки из под пива, тканевый лоскут
Фото 6 «Пингвинята»» (работа Толок А.)
Материалы: пластиковые бутылки, остатки пряжи, краска
Фото 7 «Франкенвилли» (работа Тагайкуловой А.)
Материалы: проволока, пуговицы, пробка от бутылки, сломанные ложки, вилки, ершик для посуды
Рис. 8«Фиона» (работаКлючниковой А.)
Материалы: банка из под майонеза, газета, оберточная бумага, краски
«Полет фантазии» (работа Шулумбы С.)
Материалы: пластиковая бутылка, одноразовые ложки, лампочки, шпильки, веревка, краски
Фото 9. (работа Мананниковой Т.)
Фото 10. (работа Терещенко А.)
*Фотографииработ сделаны студентамифакультета СПО Черновым А. и ЮдинымС. (спец. Техника и искусство фотографии)
(Установлено, что
при выполнении проекта все авторы использовали бытовой мусор и твердые отходы;
самыми популярными материалами оказались: пластиковые и стеклянные бутылки, цветные полиэтиленовые, кульки, бисер, бумага (80% работ использовали указанный материал);
основная масса работ имеет декоративное назначение, однако некоторые из них имеют практическое применение;
Очевидно, что trash трешь дизайн и эко реклама привлекливнимание, к проблемам защиты окружающей среды, так как представленные работы вызвали большой интерес у студентов и преподавателей Академии,
По результатам анкетирования было установлено, что около 25% студентов обсуждают свои проекты с родными и близкими, более 50% экспертов не отказались бы иметь в домашнем интерьере работы из мусора.
Выйти из экологического кризиса можно, только изменив отношение человека к окружающему миру, поэтому продукция дизайна должна выступать стимулятором экологического сознания в соответствии с требованиями экологической эстетики, основывающейся на признании главенства экологических ценностей: охраны природы, защиты естественных потребностей, поддержания экологического равновесия, развития творческого потенциала человека.Современный человек обязан не только заботится о сохранении природных ресурсов, выбирая при этом для своего жилища экологически чистые материалы и предметы интерьера, но и сохранить красоты и разнообразия окружающей среды в интересах следующих поколений.
Список литературы
Цымбал М.В. Инновационные образовательные технологии при изучении курса «Экология» в системе среднего профессионального образования.//Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в ВУЗе, кн. 2/ под ред. Д.В. Гулякина. Георгиевск: Изд-во ГТУ. 2010, Гл.5. С.146-157.