ВОЗМОЖНОСТИ ПАЛОЧЕК Х. КЮИЗИНЕРА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОЗМОЖНОСТИ ПАЛОЧЕК Х. КЮИЗИНЕРА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На необходимость специальной математической подготовки детей дошкольного возраста указывается в работах многих педагогов (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др.). Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей и логического мышления.

Средством обучения дошкольников математике являются разнообразные развивающие пособия, дидактические игры (Е.А. Носова, М. Фидлер, Н.И. Непомнящая и др.). В исследованиях З.А. Михайловой, А.А. Смоленцевой, А.А. Столяра, Л.И. Тихоновой и др. показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике и развитии интереса к обучению. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике.

Для активизации самостоятельных игр предлагается создавать специальную развивающую среду, с разнообразными дидактическими пособиями, благодаря которой у детей закрепляется интерес к играм математического содержания.

Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную деятельность ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Сегодня проблема состоит в том, что современные дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужные педагогические возможности. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. И родители, и воспитатели сталкиваются с затруднительной ситуацией: те игры, в какие играли они и годами применяли на практике воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать.

От современного педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него. Соединение полезных игрушек и развивающих пособий с игрой – одно из условий реализации на практике идеи автодидактизма игры. Этой идее как нельзя лучше соответствуют игры, с так называемыми, цветными палочками бельгийского математика Х. Кюизенера.

Палочки Х. Кюизенера – это полифункциональное пособие, широко известно во всем мире. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования палочек Х. Кюизенера, расширяя горизонты их возможностей. Палочки Х. Кюизенера предназначены для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Х. Кюизенера называют цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Велика роль палочек Х. Кюизенера в реализации принципа наглядности, при демонстрации сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач, наконец, для постепенного перехода от материализованного, конкретного к абстрактному.

Палочки Кюизенера как полифункциональное пособие в полной мере соответствуют уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное математическое представление. Возникновение представлений как результат разнообразных практических (материализованных) операций, создают предпосылки для математического развития детей. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Особенности цветных чисел Х. Кюизенера предоставляют замечательную возможность конструировать педагогам модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

— познакомить с цветом (различать цвет, классифицировать по цвету);

— познакомить с величиной, длиной, высотой, шириной (упражнять в сравнении предметов по протяженности);

— познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок;

— осваивать прямой и обратный счет;

— познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

— помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа;

— научить делить целое на части и измерять объекты;

— развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу;

— познакомить со свойствами геометрических фигур (выкладывание фигур из палочек);

— развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

— развивать логическое мышление, внимание, память, комбинаторные способности;

— воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.

Дети усваивают математические представления через игру с палочками и сказку. Например, они выстраивают разноцветные заборчики для трех поросят: у Ниф-нифа маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — красный, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — коричневый.

По заданным схемам из палочек дети выкладывают человечков и животных, а могут составить целый сюжетный рисунок.

Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и воспринимают его в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел.

Таким образом, палочки Х. Кюизенера, как дидактическое средство соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Технология работы с палочками Х. Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Благодаря этим играм у ребенка развиваются мыслительные операции, способность к моделированию и конструированию, формируются математические представления, идет успешная подготовка к школе. Не случайно этот уникальный материал активно и широко применяется в детских садах Венгрии, Польши, Бельгии, США, Франции и других стран.

Просмотров работы: 2715