СУЩНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУЩНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в обществе особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, предполагающая создание условий для максимального развития потенциальных возможностей каждого ребенка, ставящая задачи более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих способностей. Так, необходим широкий подход к проблеме развития творчества, понимание ее как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка [3, 17].

Начало творчества закладывается в дошкольном возрасте, который в современной науке рассматривается как период «первоначального фактического складывания личности» [3, 17]. Эта проблема рассматривалась в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В.М Бехтерева, искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, психологов Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, В.С. Мухиной, О.М. Дьяченко и других [1, 7].

Еще известный психолог Б.М. Теплов отмечал, что каждый ребенок способен к успешному, полноценному художественному творчеству в области искусства, наиболее близкой ему, соответствующей его индивидуальным психологическим особенностям [4, 60].

В.Г. Золотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства» [4, 60].

Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок, лепка; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий и т.п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем [4, 81]

Приобщение человека к художественному наследию начинается с ранних лет. Дошкольный возраст - это наиболее сензитивный период накопления и усвоения индивидуального, социального опыта, знаний и умений. Особое место в этом процессе принадлежит деятельности (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и другие) и, в частности, продуктивной изобразительной (Комарова Т.С., Мухина B.C., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и другие).

Такими исследователями проблемы детского художественного творчества как Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова были раскрыты средства художественной выразительности в рисунках детей, пользуясь которыми они способны передавать художественный образ. В.А. Езикеева писала: «В отличие от образа в профессиональном искусстве художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для своей оценки, цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке» [6,12].

Рисование, как один из видов художественной деятельности не только развивает у ребенка чувство прекрасного, но и является одним из средств развития художественного творчества у старших дошкольников. А.П. Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина не раз отмечали, что ребенок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. [2, 16].

О важном значении рисования для всестороннего воспитания и образования ребенка писал известный немецкий педагог середины XIX века Ф. Фребель ; «... Развитие способности к рисованию в ребенке, - утверждал он, - составляет одну из существеннейших задач развивающе-воспитывающего обучения человека, составляет одно из самых существенных оснований давно предполагаемого общего воспитания человечества, воспитания человеческого рода, для всеобщего единения жизни» [5,8].

Рисование для детей дошкольного возраста является один из самых любимых видов деятельности. Однако в старшем дошкольном возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, понимание разницы между воспринимаемым миром и миром рисунка и как следствие страх, что получится некрасиво, а затем и нежелание что-либо рисовать. Поэтому необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам или усложнять способы выполнения уже знакомых, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать.

Обучение рисованию детей шести-семи лет представляет особую сложность. При правильном руководстве дети этого возраста приобретают умение больше видеть, лучше наблюдать, что требует и соответствующей фиксации в рисовании, требует новых умений. В рисовании начинает всё более проявляться критическое отношение к результатам. Внимание ребёнка и его интересы становятся более широкими и более устойчивыми. Обнаруживается сознательный интерес к ученью. Ребёнок охотно стремится научиться рисовать живые, интересующие его предметы.

Таким образом, рисование в дошкольном возрасте становится средством воспитания элементов творчества в условиях активного, вариативного взаимодействия ребенка и взрослого, которое сориентировано не только на возрастные особенности каждого ребенка, но и на уровень развития и овладения способами изображения, создания условий для творческого поиска и использования разных средств выразительности образа.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб., 1997. – 92 с.

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.,1999. – 344 с.

  3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. – М., 2001. – 304 с.

  4. Художественное творчество и ребенок. Монография /Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1972. – 288 с.

  5. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Корзина Г.И., Милова О.М., Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - с. 8

  6. Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972

Просмотров работы: 3917