СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРЕДМЕТЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ПРЕДМЕТЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход на новые стандарты начального образования актуализировал проблемы педагогической диагностики.Зачастую учителя пытаются реализовать громоздкие и узконаправленные диагностики, разработанные для педагогических исследований. В результате полученные данные носят формальный характер и не учитываются в проектировании работы с классом на последующий период.Эти недостатки позволяет устранить система образовательного мониторинга[5, с. 4].

Вместе с тем, разработка системы отслеживания познавательных УУД у учащихся начальной школы требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику развития познавательных УУД у учащихся. При этом все составляющие диагностики необходимо задать в системе объективных инструментальных показателей, допускающих однозначную интерпретацию, понятную всем субъектам образовательного процесса.

К сожалению, к настоящему времени отмечается отсутствие единой системы критериев познавательных универсальных учебных действий и механизмов адекватной его оценки у младших школьников. С целью выявления исходного уровня сформированности познавательных УУД обучающихся экспериментального и контрольного классов нами был проведен педагогический эксперимент.Достижению данной цели способствовали реализация следующих задач исследования:

  1. выявить уровнисформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов на предмете «Окружающий мир».

  2. определить представления учителей начальных классов о познавательных УУД, в том числе о формировании познавательных УУД, степени использования групповой творческой работы в процессе формирования познавательных УУД и особенностях работы с ней.

На этапе констатирующего эксперимента были использованы такие методы, как: письменный опрос учащихся 4 классов, анкетирование учителей начальных классов, анализ результатов деятельности школьников, статистические и графические методы [2, с. 11].

На основании концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования, разработанной на основе системно – деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов), выявили критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов на предмете «Окружающий мир»[3, с. 90].Основные критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели уровней сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир»

Критерии

Показатели

1.Общеучебные универсальные действия

1.1.

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

1.2.

Умение самостоятельно находить и выделять информацию из естественно – научных текстов, словаря по естествознанию, в том числе с помощью компьютерных средств, с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений;

1.3.

Умение ориентироваться в своей системе знаний по естествознанию: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

1.4.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание процессов и явлений живой и неживой природы в устной и письменной форме;

1.5.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

1.6.

Умение проводить рефлексию способов и условий действия, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности на предмете окружающего мира;

1.7.

Умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты естественно - научного, публицистического стилей;

1.8.

Умение самостоятельно ставить и формулировать проблемы, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем

творческого и поискового характера в окружающем мире

2. Знаково - символические действия

2.1.

Умение преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графическую или знаково - символическую)

2.2.

Умение преобразовывать модель с целью выявления общих законов объектов и явлений живой и неживой природы;

3.1.

Умение анализировать объекты живой и неживой природы с целью выделения существенных и несущественных признаков

3.Универсальные логические действия

3.2.

Умение осуществлять логическое действие «синтез»

3.3.

Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным или самостоятельно выбранным критериям

3.4.

Умения подведение под понятие, выведение следствий

3.5.

Умения устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы;

3.6.

Умение строить логическую цепь рассуждений

3.7.

Умение осуществлять «доказательство»

3.8.

Умения выдвигать гипотезы и их обосновывать

4.Постановка и решение проблемы

4.1.

Умение формулировать проблемы

4.2.

Умение самостоятельно создавать и решать проблему поискового характера.

Выделенные критерии выступили основанием для оценивания уровней сформированности познавательных УУД.Характеристика уровней составлена на основе анализа работы Г.В. Репкиной и Е.В.Заика, в которой тщательно прописаны оценки уровня сформированности учебных действий и даны описания различных качественных особенностей учебных действий ученика [7, с. 11]. Характеристика представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир»

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Общеучебные универсальные действия

Учащийся самостоятельно умеет выделять и формулировать познавательную цель, создает алгоритмы деятельности при решении проблем, находит и выделяет информацию из разных источников, свободно ориентируется в своей системе знаний, осознано и произвольно строит речевое высказывание в письменной и устной форме, проводит рефлексию способов и результатов деятельности.

Учащийся самостоятельно умеет выделять и формулировать познавательную цель, создает алгоритмы деятельности при решении проблем, находит и выделяет информацию из разных источников, свободно ориентируется в своей системе знаний, при этом требуется помощь.

Отсутствуют общеучебные действия, либо учащийся не может выполнять общеучебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные умения.

Знаково- символические действия

Учащийся самостоятельно умеет использовать знаки и символы как условные заместителей реальных объектов и предметов, преобразовывать графические модели в словесную форм.

Учащийся осознано приступает к выполнению знаково- символических действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.

Отсутствуют знаково – символические действия, или учащийся не может выполнять действие кодирования, может выполнять лишь отдельные умения.

Универсальные логические действия

Учащийся самостоятельно умеет осуществлять логические действия, доказательство, сравнение, анализ объектов, синтез, классификацию. Умеет самостоятельно строить гипотезу и обосновывать, обобщать.

Учащийся осознано приступает к выполнению универсальных логических действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.

Отсутствуют универсальные логические действия, или учащийся может выполнить отдельные операции без внутренней связи с друг с другом.

Постановка и решение проблемы

Учащийся самостоятельно умеет формулировать и создавать проблему, и решать ее.

Учащийся осознано приступает к формулированию проблемы, ищет пути ее решения, но без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно.

Учащийся затрудняется в формулировке проблемы, в поиске ее решения, или же может выполнить только отдельные операции действий.

Опытно - экспериментальное исследование было проведено в 4 классах МБОУ «Гимназия №2» г. Нижневартовска. В исследовании принимали участие 27учащихся4 «в» (экспериментального) класса и 27 учащихся 4 «б» (контрольного) класса.

В ходе письменного опроса учащихся 4 классов, мы установили, что 38% четвероклассников умеют самостоятельно находить информацию в научном тексте, осознанно строить речевые высказывания процессов живой и неживой природы в письменной форме, умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, проводить рефлексию, самостоятельно формулируют проблему, создают алгоритмы деятельности при решении задач творческого и поискового характера в окружающем мире.Лишь 10% учащихся 4 классов затрудняются свободно ориентироваться в своей системе знаний по естествознанию, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, оценивать результат своей деятельности.

Анализ знаково – символических действий у учащихся 4 классов показал, что высокий уровень проявили 38%учеников, средний уровень 50%учеников, низкий уровень 12% учеников. Учащиеся 4 классов умеют самостоятельно преобразовывать объект из чувственной формы, где выделены существенные и несущественные характеристики графического объекта. К сожалению,78% учащихся 4 «в» класса овладели данными умениями эпизодично.

Самые большие затруднения у учащихся 4 «в» (60%) класса вызвало задание на выявление умений анализировать объекты живой и неживой природы, устанавливать причинно – следственные связи. В этом же классе большой процент (30%) детей, которые не умеют осуществлять логическое действие «сравнение». Достаточно уверенно справлялись с заданиями универсально – логического блока учащиеся 4 «б» класса.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что группа умений универсальных логических действий сформирована на высоком уровне у31%учеников, на среднем уровне у 46% учеников, на низком уровне у 23% учащихся 4 классов.

Вызывает тревогу уровень сформированности постановки и решения проблемы в 4 «в» классе (40% с низким уровнем). Задание на формулирование проблемы застройки микрорайона вызывали трудности не только у ребят 4 «в» (22%) класса, но и у ребят 4 «б» (12%) класса. В целом, учащиеся 4 классов умеют самостоятельно создавать и решать проблемы поискового характера на высоком уровне 37% , на среднем уровне 44%, на низком уровне 19%»[4, с. 47].

Количественные результаты эксперимента проведенного в экспериментальном и контрольном классе представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов начальной школы на предмете «Окружающий мир»

уровни

Общеучебные универсальные действия

Знаково - символические действия

Универсальные логические действия

Постановка и решение проблемы

ЭК

КК

ЭК

КК

ЭК

КК

ЭК

КК

высокий уровень

33%

44%

22%

55%

18%

44%

12%

30%

средний уровень

52%

52%

60%

41%

58%

44%

48%

40%

низкий уровень

16%

4%

18%

4%

33%

12%

40%

30%

Полученные данные говорят о том, что количество учащихся с низким уровнем сформированности познавательных УУД 4 «в» (ЭК) больше, чем в 4 «б» (КК) классе.На низком уровнесформированностипознавательных УУД,учебные действия отсутствуют, либо выполняются лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом. Большое количество учащихся 4(ЭК) и 4 (КК) имеют средний уровень сформированности познавательных УУД. Ребята осознано выполняют общеучебные универсальные действия, знаково – символические действия, универсальные логические действия, действия постановки и решения проблем, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не могут; в сотрудничестве с учителем работают относительно успешно. На высоком уровне сформированности познавательных УУД, выпускники начальной школы самостоятельно выполняют общеучебные универсальные действия, знаково – символические действия, универсальные логические действия, действия постановки и решения проблем. В таблице 3 количество учащихся с высоким уровнем 4 (КК) значительно выше, чем в 4 (ЭК) классе.

В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость целенаправленной работы с учащимися 4 (ЭК) по формированию познавательных УУД на уроках «Окружающий мир».

Анкетирование 12 учителей начальных классов позволило определить уровень компетентности педагогов в вопросах формирования познавательных УУД.Наибольшее количество респондентов создают проблемные ситуации на этапе целеполагания. Используют на уроках задания для развития умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно - следственные связи, умения классифицировать, умения формулировать проблемы и нахождение способов решения -66%. Предлагают преобразовывать информацию в знаковую и в табличную форму – 41 %, на основе анализа информации делать выводы, обобщать - 16%.

Анализ показал, что 55% респондентов отмечают важность влияния групповой формы на формирование познавательных УУД.Учителя начальных классов рекомендуют использовать современные образовательные технологии для формирования познавательных УУД: информационные технологии - 16%, коммуникационные технологии – 16%, игровые технологии – 50%, технологию проблемного обучения предложили – 16%, метод интеллект – карт – 8%, базовые образовательные технологии -8%, технологию деятельностного метода – 25%, традиционные технологии – 60%.

В своих анкетах педагоги отмечают трудности, которые испытывают в работе: недостаточно диагностического инструментария, конкретных критерий УМК «Школа 2100».

Таким образом, проведение констатирующего эксперимента позволило выявить уровни сформированности познавательных УУД у учащихся 4 классов на предмете «Окружающий мир», обозначить проблемы формирования познавательных УУД в 4(ЭК).

На этапе формирующегося эксперимента с помощью различных форм и методов, предстоит задача поднять уровень познавательных УУД у обучающихся экспериментального класса.

Литература

  1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»): учебник : в 2 ч. Ч. 1. / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. :Баласс, 2011.

  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Человек и природа»)/ А.А.Вахрушев, О.В Бурский и др. -М.:Баласс, 2011

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя/Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008

  4. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Тренажер для учащихся 4 класса. Формирование универсальных учебных действий/ Т.Л. Мишакина, С.А. Гладкова. – М.: Ювента, 2013.

  5. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование/авт.-сост. Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова.-2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012.

  6. Планируемые результаты начального общего образования //[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой. О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.

  7. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993.

  8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998.

10

Просмотров работы: 7384