Устные народные произведения представляют большую общественную ценность. Содержание фольклора, его отдельных жанров и произведений составляют народный быт собственного народа, его миропонимание. Поэтому очень важно обращаться к фольклору на уроках литературного чтения в начальных классах. С помощью фольклорных произведений ребенок расширяет свой кругозор, также воспитывает патриотические чувства. А.В. Коржикова отмечает что, фольклор это устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа [3]. Состав фольклорных произведений разнообразен. В фольклор входят: 1. Бытовой обрядовый фольклор, к ним относят ранний фольклор, который исполнялся во время совершения какого-либо обряда, такие как (рождение, свадебный обряд, похороны и другие). 2. Общемировоззренческий необрядовый фольклор, характеризуется соединением общемировоззренческих начал, включая художественные жанры. 3. Художественный фольклор, по содержанию включает разнообразные произведения [1,с.33]. Более подробная классификация фольклорных жанров представлена в схеме.
Фольклорные жанры |
||
Бытовой обрядовый фольклор |
Общемировоззренческий необрядовый фольклор |
Художественный фольклор |
Заговоры |
Паремии (пословицы, побасенки, приметы, поговорки) |
Сказки |
Причитания |
Устная проза (предания, бывальщины, былички, легенды) |
Загадки |
Календарный фольклор Свадебный фольклор |
Песенный эпос (былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи) |
Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки, считалки, загадки и т.д.) |
Трудовые (рабочие) песни |
Анализ программ по литературному чтению в начальных классах показал, что в программе Школа 21 века уделяется больше внимания изучению фольклора. Учащиеся на уроках литературного чтения изучают наиболее разнообразный жанровый состав фольклорных произведений.
В учебно-методическом комплексе Школа 21 века автор программы по литературному чтению Н.Ф. Виноградова в хрестоматии по чтению включены фольклорные произведения в 1 классе это художественный и общемировоззренческий необрядовый фольклор (загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки). Во втором классе произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Учащиеся продолжают знакомиться с художественным и общемировоззренческим необрядовым фольклором. Также сравнивают произведения фольклора разных народов. В 3 классе учащиеся расширяют свой круг познания изучением пословиц, скороговорок, загадок, русских народных сказок; былин («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»). В 4 классе изучаются произведения устного народного творчества русского народа и народов мира. Продолжается изучение различных жанров: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы.
В программе Школа Россия в 1 классе ребята знакомятся со сказками и загадками. Они относятся как к художественному фольклору. Во 2 классе отводится целый блок на изучение устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки «Сказка по лесу идет...» Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль». В 3 классе отводится 10 часов на изучение блока устного народного творчества, а именно на художественный фольклор. Сюда включили: Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Общемировоззренческий необрядовый фольклор: былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник») и были - небылицы. Летописи, былины, сказания, жития учащиеся узнают в 4 классе.
В программе Школа 2100, авторы отдают предпочтение изучению в 1 и 3 классе - стихотворениям. Во 2 классе ребята знакомятся с художественным и общемировоззренческим необрядовым фольклором (сказки, былины), с художественным фольклором (русские народные загадки). В 4 классе учащиеся изучают русские народные сказки в ранних записях.
В программе по литературному чтению Л. Ф. Климановой М. В. Бойкиной в первом классе дети изучают следующие фольклорные жанры: колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, басни. Во 2 классе: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки. Программа для 3 класса включает художественный фольклор. Учащиеся в 4 классе знакомятся с былинами и сказками, обрядовой народной поэзией.
Анализ программ показывает, что на уроках литературного чтения в начальных классах изучаются различные фольклорные жанры. Каждому жанру присуща своя функция: повествуют об исторических событиях, также раскрывают нравственное начало, необходимое для формирования личности.
Такие фольклорные произведения как былины, педагоги считают наиболее сложными для восприятия младшими школьниками.
В словаре литературных терминов «былина» рассматривается, как один из жанров народного фольклора, песни-сказания о богатырях, героических событиях или примечательных исторических эпизодах истории Древней Руси.
Рассмотрим особенности работы над былиной на уроках литературного чтения в начальной школе. На подготовительном этапе учащиеся получают минимум знаний о произведениях русского народа. Они являются необходимыми для восприятия былин как элемента устного народного творчества. Учитель проводит с учащимися словарно-лексическую работу, так как в былинах встречаются устаревшие слова требующих объяснения (палица, латы, дружина). На данном этапе с учащимися проводятся занятия по музыке, изобразительному искусству и технологии. На уроках музыки (2-3 урока) учащиеся знакомятся с русскими народными песнями (колыбельные, хороводные, плясовые). Это является важным элементом подготовки учащихся к восприятию эмоциональной стороны былин. Уроки изобразительного искусства и технологии (по 2-3 урока на каждый предмет) посвящаются освоению учащимися элементов прикладного искусства (различные виды орнамента, с русской народной живописью).В это же время на уроках литературного чтения учитель знакомит с содержанием былины в пересказе.
Это помогает учащимся освоить суть содержания былины, также вызывает интерес тем, что содержание былин может быть выражено и в другой форме. Таким образом, учитель готовит учащихся к восприятию былин в оригинале.
На основном этапе работы с былиной, происходит знакомство учащихся с содержанием былины в оригинале, то есть показывает, как читать текст былины, созданный сказителем. Основная цель учителя – показать учащимся жанровую специфику былин, вызвать интерес и научить младших школьников видеть ее. Продолжается работа над усвоением образного построения языка былин. На уроке организуется работа соотнесения былин с другими жанрами устного народного творчества. Такая работа позволяет в будущем при встрече с оригиналом былины в новой форме увидеть ее особенности, присущие оригинальному былинному стиху.
На заключительном этапе работы с былиной учащиеся примеряют роль сказителя изученной былины. Этот этап – самостоятельное сказывание былины в оригинале младшими школьниками [2,с.150].
В начальной школе необходимо изучать устное народное творчество. Оно формирует у учащихся чувство любви к родной родине, подталкивают к высказываю своего мнения об исторических событиях, о культуре народа.
Литература
1.Аникин В.П. Русское устное народное творчество [Текст] / В.П.Аникин. – М.:Высш. Шк., 2004. – 33 с.
2. Душкина Н.В. Методика обучения младших школьников чтению былин [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н.В. Душкина.М.,2003.-150с.3. Информационный сайт [http://festival.1september.ru]: преподавание в начальной школе– Электрон. ресурс –Мариинск: МОБУ СОШ №,2009. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/518439/