ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Устные народные произведения представляют большую общественную ценность. Содержание фольклора, его отдельных жанров и произведений составляют народный быт собственного народа, его миропонимание. Поэтому очень важно обращаться к фольклору на уроках литературного чтения в начальных классах. С помощью фольклорных произведений ребенок расширяет свой кругозор, также воспитывает патриотические чувства. А.В. Коржикова отмечает что, фольклор это устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа [3]. Состав фольклорных произведений разнообразен. В фольклор входят: 1. Бытовой обрядовый фольклор, к ним относят ранний фольклор, который исполнялся во время совершения какого-либо обряда, такие как (рождение, свадебный обряд, похороны и другие). 2. Общемировоззренческий необрядовый фольклор, характеризуется соединением общемировоззренческих начал, включая художественные жанры. 3. Художественный фольклор, по содержанию включает разнообразные произведения [1,с.33]. Более подробная классификация фольклорных жанров представлена в схеме.

Фольклорные жанры

Бытовой обрядовый фольклор

Общемировоззренческий необрядовый фольклор

Художественный фольклор

Заговоры

Паремии (пословицы, побасенки, приметы, поговорки)

Сказки

Причитания

Устная проза (предания, бывальщины, былички, легенды)

Загадки

Календарный фольклор Свадебный фольклор

Песенный эпос (былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи)

Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки, считалки, загадки и т.д.)

Трудовые (рабочие) песни

   

Анализ программ по литературному чтению в начальных классах показал, что в программе Школа 21 века уделяется больше внимания изучению фольклора. Учащиеся на уроках литературного чтения изучают наиболее разнообразный жанровый состав фольклорных произведений.

В учебно-методическом комплексе Школа 21 века автор программы по литературному чтению Н.Ф. Виноградова в хрестоматии по чтению включены фольклорные произведения в 1 классе это художественный и общемировоззренческий необрядовый фольклор (загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки). Во втором классе произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Учащиеся продолжают знакомиться с художественным и общемировоззренческим необрядовым фольклором. Также сравнивают произведения фольклора разных народов. В 3 классе учащиеся расширяют свой круг познания изучением пословиц, скороговорок, загадок, русских народных сказок; былин («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»). В 4 классе изучаются произведения устного народного творчества русского народа и народов мира. Продолжается изучение различных жанров: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы.

В программе Школа Россия в 1 классе ребята знакомятся со сказками и загадками. Они относятся как к художественному фольклору. Во 2 классе отводится целый блок на изучение устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки «Сказка по лесу идет...» Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль». В 3 классе отводится 10 часов на изучение блока устного народного творчества, а именно на художественный фольклор. Сюда включили: Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Общемировоззренческий необрядовый фольклор: былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник») и были - небылицы. Летописи, былины, сказания, жития учащиеся узнают в 4 классе.

В программе Школа 2100, авторы отдают предпочтение изучению в 1 и 3 классе - стихотворениям. Во 2 классе ребята знакомятся с художественным и общемировоззренческим необрядовым фольклором (сказки, былины), с художественным фольклором (русские народные загадки). В 4 классе учащиеся изучают русские народные сказки в ранних записях.

В программе по литературному чтению Л. Ф. Климановой М. В. Бойкиной в первом классе дети изучают следующие фольклорные жанры: колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, басни. Во 2 классе: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки. Программа для 3 класса включает художественный фольклор. Учащиеся в 4 классе знакомятся с былинами и сказками, обрядовой народной поэзией.

Анализ программ показывает, что на уроках литературного чтения в начальных классах изучаются различные фольклорные жанры. Каждому жанру присуща своя функция: повествуют об исторических событиях, также раскрывают нравственное начало, необходимое для формирования личности.

Такие фольклорные произведения как былины, педагоги считают наиболее сложными для восприятия младшими школьниками.

В словаре литературных терминов «былина» рассматривается, как один из жанров народного фольклора, песни-сказания о богатырях, героических событиях или примечательных исторических эпизодах истории Древней Руси.

Рассмотрим особенности работы над былиной на уроках литературного чтения в начальной школе. На подготовительном этапе учащиеся получают минимум знаний о произведениях русского народа. Они являются необходимыми для восприятия былин как элемента устного народного творчества. Учитель проводит с учащимися словарно-лексическую работу, так как в былинах встречаются устаревшие слова требующих объяснения (палица, латы, дружина). На данном этапе с учащимися проводятся занятия по музыке, изобразительному искусству и технологии. На уроках музыки (2-3 урока) учащиеся знакомятся с русскими народными песнями (колыбельные, хороводные, плясовые). Это является важным элементом подготовки учащихся к восприятию эмоциональной стороны былин. Уроки изобразительного искусства и технологии (по 2-3 урока на каждый предмет) посвящаются освоению учащимися элементов прикладного искусства (различные виды орнамента, с русской народной живописью).В это же время на уроках литературного чтения учитель знакомит с содержанием былины в пересказе.

Это помогает учащимся освоить суть содержания былины, также вызывает интерес тем, что содержание былин может быть выражено и в другой форме. Таким образом, учитель готовит учащихся к восприятию былин в оригинале.

На основном этапе работы с былиной, происходит знакомство учащихся с содержанием былины в оригинале, то есть показывает, как читать текст былины, созданный сказителем. Основная цель учителя – показать учащимся жанровую специфику былин, вызвать интерес и научить младших школьников видеть ее. Продолжается работа над усвоением образного построения языка былин. На уроке организуется работа соотнесения былин с другими жанрами устного народного творчества. Такая работа позволяет в будущем при встрече с оригиналом былины в новой форме увидеть ее особенности, присущие оригинальному былинному стиху.

На заключительном этапе работы с былиной учащиеся примеряют роль сказителя изученной былины. Этот этап – самостоятельное сказывание былины в оригинале младшими школьниками [2,с.150].

В начальной школе необходимо изучать устное народное творчество. Оно формирует у учащихся чувство любви к родной родине, подталкивают к высказываю своего мнения об исторических событиях, о культуре народа.

Литература

1.Аникин В.П. Русское устное народное творчество [Текст] / В.П.Аникин. – М.:Высш. Шк., 2004. – 33 с.

2. Душкина Н.В. Методика обучения младших школьников чтению былин [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н.В. Душкина.М.,2003.-150с.

3. Информационный сайт [http://festival.1september.ru]: преподавание в начальной школе– Электрон. ресурс –Мариинск: МОБУ СОШ №,2009. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/518439/

Просмотров работы: 11219