РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста обусловлена все более возрастающей ролью искусства в формировании духовной и эстетической культуры современных детей, в необходимости развития у дошкольников способности полноценно изучать произведения декоративного искусства, осваивать народное творчество, сохранять и приумножать достояние народной культуры. От нерешенности данной проблемы у детей дошкольного возраста страдает качество изобразительного творчества, эстетического отношения к прекрасному в действительности и искусстве.

Развитие изобразительного творчества старших дошкольников может достигаться средствами декоративного искусства. Декоративное искусство является «почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей, в которых проявляется творчество» [4, с.7].

В работах зарубежных и отечественных психологов (Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Э.П. Торренса и др.) творчество рассматривается как способность, связанная с развитием воображения, фантазии, глубинным свойством индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. О роли и значении народного декоративного искусства в развитии изобразительного творчества детей писали многие ученые: Т.С. Комарова, Е.М. Торшилова, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др. Они отмечают, что декоративно-прикладное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Большинство педагогов (Т.Н. Доронова, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торшилова и другие) выделяют три ведущие задачи художественно-эстетического развития дошкольников. Первая задача – «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не может возникнуть интерес к эстетически значимым предметам и явлениям» [1, с.21]. Вторая задача – «развитие на основе полученных знаний эстетического отношения, которое обеспечивает возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [1, с.24]. Здесь речь идет о формировании таких качеств ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную (с учетом возрастных возможностей), критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Третья задача – «развитие художественно-эстетической творческих способностей детей» [1, с.27]. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе изобразительной деятельности, одна из задач которой – «содействовать проявлению интереса детей к произведениям декоративного искусства, с которыми можно действовать (матрешка, игрушки, предметы посуды и др.)» [2, с.32]. Декоративно-прикладное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» [3, с.64]. Именно поэтому в образовательные программы детского сада включены разделы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством.

Так, в программе «От рождения до школы» рекомендовано декоративное рисование проводить на основе ознакомления детей с дымковскими, филимоновскими узорами, гжельской, хохломской и городецкой росписью. Например, традиционная гжельская роспись – это выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива. Дошкольники выполняют разнообразные технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской, с разным нажимом. Концом кисти наносят жилки, штриховку, стебельки и усики; кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями», то есть разноокрашенное изображение объемного лепестка или листочка.

В методике ознакомления с декоративным искусством в условиях ДОУ выделяют следующие этапы [5, с.139]. На первом этапе – диагностическом – педагог детского сада выявляет знания, умения, навыки, приобретенные детьми до посещения детского сада. Опора на эти данные и учет индивидуальных психофизиологических особенностей оказывают существенную помощь при планировании работы с детьми, выбор тех направлений декоративно-прикладного искусства, которые интересны и посильны для понимания детям дошкольного возраста.

На втором этапе – ознакомительном – педагогическая работа ведется по трем основным направлениям: 1) расширенное знакомство детей с изделиями мастеров декоративно-прикладного искусства; 2) знакомство с элементами и техникой росписи; 3) самостоятельное создание детьми декоративных изделий в технике разных росписей. На этом этапе используется рассказ о росписи и показ ее образцов. Образцы росписи дети видят на предметах (посуде, игрушках, статуэтках), на фоторепродукциях и в наглядных пособиях. В тоже время они наблюдают за технологией росписи в процессе демонстрационной работы педагога. В целях развития эмоциональной сферы дошкольников необходимо рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства сопровождать художественным словом: прибаутками, потешками, пословицами, поговорками (например, «Терпение и труд – все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит»), образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен.

На третьем этапе – овладения умениями росписи – организуется совместная деятельность детей и взрослого, направленная на развитие художественных способностей детей к рисованию и овладение элементами росписи. Т.С. Комарова советует: «Обучая ребенка рисованию узора и орнамента, необходимо «постепенно от более крупных элементов узора переходить к более мелким. В орнаменте учить детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Надо обратить внимание детей на геометрические элементы, которые входят в изображение ягод, цветов, листьев» [2, с.19].

Таким образом, изобразительное творчество детей дошкольного возраста – это человеческая деятельность по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира, в широком смысле, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Это процесс развития интереса к эстетической стороне действительности, эстетического осознания произведений искусства, эстетического вкуса, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Научить ребенка осознанно использовать элементы народного декоративно-прикладного искусства, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение - одна из важнейших задач развития изобразительного творчества.

Список литературы

  1. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2008. – 189 с.

  2. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 132 с.

  3. Ушинский, К.Д. Избранное. – М.: Владос, 2009. – 465 с.

  4. Шпикалова, Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. – М.: Владос, 2000. – 196 с.

  5. Эстетическое воспитание в детском саду / под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Детство-Пресс, 2005. – 217 с.

Просмотров работы: 4283