ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В стремительно меняющихся условиях действительности приходит понимание необходимости пересмотреть роль и значение исследовательских умений в жизни человека. В современном мире становится очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуется всем людям, а не только тем, чья деятельность связана с научной работой. Такие исследовательские умения, как умение быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы исследовательских умений начинают закладываться уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника – познавательной и исследовательской. Участвуя в исследовательской работе, дошкольники проявляют любознательность и желание экспериментировать.

Исследовательское поведение – универсальная характерис­тика человеческой деятельности, пронизывающая другие виды де­ятельности.

В настоящее время А.И. Савенков даёт определение исследо­вательскому поведению как «виду поведения выстроенному на ба­зе поисковой активности и направленному на изучение нестан­дартного объекта или разрешения нетипичной ситуации» [1].

В основе исследовательского поведения ле­жит поисковая активность, являющаяся, по мнению И.П. Павло­ва, безусловным рефлексом и рассматривающаяся как первона­чальная психическая реакция на новый стимул.

Потребность в поиске, получение удовольствия от результа­тов творчества, от процесса «сотворения» являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца. Неудовлетворён­ная потребность в исследовательском поведении является причи­ной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям.

Дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом для формирования произвольности, активности, самостоятельности и инициативности, служит хорошей базой для развития исследова­тельского поведения.

В настоящее время одним из эффективных способов разви­тия такого поведения у детей в детском саду, по мнению А.И. Са­венкова, является предложенная им методика проведения детских исследований. В данной методике акцент делается на обучение ре­бёнка самостоятельному приобретению знаний путём собственно­го исследовательского поиска. Автор методики доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам детей до­школьного возраста, доступна им, а, следовательно, продуктивна.

В воспитательно-образовательном процессе наиболее эф­фективно возможна организация, направленная на включение ис­следовательской деятельности на процесс развития ребёнка [2].

А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские уме­ния и навыки, необходимые в исследовательском поиске:

> видеть проблемы;

> задавать вопросы;

> выдвигать гипотезы;

> давать определения понятиям;

> классифицировать;

> наблюдать;

> умения и навыки проведения экспериментов;

> структурировать полученный в ходе исследования материал;

> делать выводы и умозаключения;

> доказывать и защищать свои идеи.

Таким образом, развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современности.

Список литературы

  1. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.

  2. Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. 2004. №2.

Просмотров работы: 2537