В стремительно меняющихся условиях действительности приходит понимание необходимости пересмотреть роль и значение исследовательских умений в жизни человека. В современном мире становится очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуется всем людям, а не только тем, чья деятельность связана с научной работой. Такие исследовательские умения, как умение быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, преобразовывать и творить. Основы исследовательских умений начинают закладываться уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности и активностью дошкольника – познавательной и исследовательской. Участвуя в исследовательской работе, дошкольники проявляют любознательность и желание экспериментировать.
Исследовательское поведение – универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая другие виды деятельности.
В настоящее время А.И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения выстроенному на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации» [1].
В основе исследовательского поведения лежит поисковая активность, являющаяся, по мнению И.П. Павлова, безусловным рефлексом и рассматривающаяся как первоначальная психическая реакция на новый стимул.
Потребность в поиске, получение удовольствия от результатов творчества, от процесса «сотворения» являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца. Неудовлетворённая потребность в исследовательском поведении является причиной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям.
Дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом для формирования произвольности, активности, самостоятельности и инициативности, служит хорошей базой для развития исследовательского поведения.
В настоящее время одним из эффективных способов развития такого поведения у детей в детском саду, по мнению А.И. Савенкова, является предложенная им методика проведения детских исследований. В данной методике акцент делается на обучение ребёнка самостоятельному приобретению знаний путём собственного исследовательского поиска. Автор методики доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам детей дошкольного возраста, доступна им, а, следовательно, продуктивна.
В воспитательно-образовательном процессе наиболее эффективно возможна организация, направленная на включение исследовательской деятельности на процесс развития ребёнка [2].
А.И. Савенков выделяет следующие исследовательские умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске:
> видеть проблемы;
> задавать вопросы;
> выдвигать гипотезы;
> давать определения понятиям;
> классифицировать;
> наблюдать;
> умения и навыки проведения экспериментов;
> структурировать полученный в ходе исследования материал;
> делать выводы и умозаключения;
> доказывать и защищать свои идеи.
Таким образом, развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современности.
Список литературы
Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.
Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности // Исследовательская работа школьников. 2004. №2.