ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной лингвистике в последние десятилетия отмечается значительно возросший интерес к проблематике речевых жанров. Эта область научного исследования обычно затрагивается в свете проблем определения понятия речевых жанров, принципов их разграничения, классификации речевых жанров. Однако при всем внимании, уделяемом лингвистами речевым жанрам, особенности использования различных речевых жанров младшими школьниками образуют до сих пор не изученную зону лингвистического знания.

Речевой жанр – это вербально-знаковое оформление типических ситуаций социального взаимодействия людей. Человек сталкивается с жанрами, которые свойственны разным возрастным периодам его социально-психологического развития – поэтому, можно говорить о жанрах младшего школьного возраста, о жанрах подростковой речи и др. В младшем школьном возрасте наблюдается активное развитие речи ребенка, встает проблема соответствия развитости речевых функций у детей и требованиями, предъявляемыми школой. Одним из магистральных подходов к исследованию речи считается изучение речевых жанров[1].

Актуальность заявленной темы определяется, прежде всего тем, что несмотря на интенсивное развитие языковой личности, в частности овладение детьми речевыми жанрами, продолжается в младшем школьном возрасте, но изучение речи детей младшего школьного возраста с позиций использования детьми речевых жанров, развития жанровых форм в языковом сознании ребенка в отечественной науке о языке до сих пор практически не осуществлялось. Таким образом, можно говорить о диспропорции в лингвистической и психолингвистической интерпретации жанроориентированного речевого поведения детей различных возрастных групп. Цель работы состоит в определении особенностей развития речевых жанров в языковом сознании младших школьников в возрастной динамике с 1 по 4 класс.

Вопрос исследования речевых жанров прослеживается в работах таких авторов как М.М. Бахтин, Н.А. Лемяскина, Е.Б. Чернышова, В.В. Дементьев, С.Ю. Толмачева, И.Н.Горелов, К. Ф. Седов и др. Однако при всем внимании, уделяемом лингвистами речевым жанрам, особенности использования различных речевых жанров младшими школьниками во многом остаются до сих пор не изученной зоной лингвистического знания, по этой причине, считаем заявленную тему весьма актуальной. Известно, что впервые М.М. Бахтин отделил жанры художественной литературы от жанров, используемых в жизни, указав на то, что речевой жанр – это разновидность устных и письменных текстов, которые существуют в самых различных сферах общения, воспроизводятся говорящими и пишущими и узнаются по их языковым средствам [2]. Тематика наиболее часто используемых детьми речевых жанров определяется своеобразием детской картины мира, отмеченной антропоморфизмом, условностью, преобладанием игрового и сказочно-фантастического начала над объективно-реалистическим (животные, сказочные персонажи, герои мультфильмов). Тематика речевого жанра подчинена также ведущей деятельности (школа, игра). С.Ю.Толмачева отмечает, что для языкового сознания младшего школьника наиболее распространенными являются такие речевые жанры как жанр рассказа, болтовни, анекдота, комплимента, разговора по душам [3].

Интересны работы, посвященные оценке речевых жанров в устах младшего школьника К.Ф. Седова и О.Б. Сиротининой [4], которые, вслед за М.М. Бахтиным, делят речевые жанры на первичные (нериторические: рассказ-история, болтовня, разговор по душам), т.е. обслуживающие типические ситуации неофициального, непубличного, бытового по преимуществу поведения и вторичные (риторические) жанры – это способы оформления публичного, преимущественно «в непрактического», социально значимого взаимодействия людей. В своей работе С.Ю. Толмачева отмечает что, ядром жанра рассказа-истории в языковом сознании учащихся начальной школы является составляющая «текст небольшого объема». Кроме того, к 4 классу исчезает отождествление рассказа со сказкой, появляется более глубокое понимание этого речевого жанра с многочисленными пояснениями: функция рассказа, название, объем, настроение, тематика рассказа. Таким образом, автор указывает, что в языковом сознании учащихся 4 класса речевой жанр рассказа сформирован.

Одним из нериторических жанров, который широко используется младшими школьниками, является болтовня. К.Ф. Седов отмечает, что «...болтовню характеризует особая коммуникативная обстановка говорящих: участники общения обмениваются информацией, при этом в значительной степени коммуникация осуществляется ими ради самой коммуникации». Каждая тема в болтовне возникает совершенно случайно, и ход разговора вполне мог бы изменить свое течение или затронуть другие столь же необязательные темы [5].

Риторическими речевыми жанрами являются те речевые жанры, наиболее часто употребляемые младшими школьниками в устной речи: жанр комплимента и жанр анекдота. К 4 классу значительно уменьшается число детей, у которых не сформировано представление о комплименте. В языковом сознании учащихся 4 класса комплимент представлен как «приятные слова», «хорошие слова», что приближает представления детей к представлениям взрослых носителей языка. Анекдот в сознании детей 4-го класса представлен как небольшой забавный, смешной рассказ. Дети школьного возраста отмечают следующие особенности такого речевого жанра: «бывают поучительными, короткими или длинными, большими или маленькими, самое смешное содержится в конце анекдота, он взят из жизни, это народные смешинки, его кто-то придумывает».

Существует еще один нериторический речевой жанр как письмо или переписка. Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. Следует отметить, что в современном мире с появлением компьютерных технологий, мобильной связи и интернета можно заявить о развитии жанра письма в виде электронной переписки. Здесь можно отметить следующую тенденцию: что к 4-му классу школьники уже активно используют различные социальные сети для общения.

Таким образом, проведенный анализ научно-исследовательской литературы позволил подвести некоторые итоги: разным возрастным периодам социально-психологического развития человека свойственны свои речевые жанры. Для решения проблем соответствия развитости речевых функций у детей и требованиями, предъявляемыми школой важную роль играет изучение речевых жанров в языковом сознании младших школьников. Отмечено, что дети, учащиеся в начальных классах, наиболее активно используют нериторические жанры: рассказ-историю, болтовню, разговор по душам, письмо, реже риторические жанры – комплимент, анекдот. Авторы отмечают, что уже сформированные жанровые формы способны развиваться, совершенствоваться или же, наоборот, редуцироваться и стираться в сознании за ненадобностью. Отмечено так же, что к 4 классу значительно уменьшается число детей, у которых не сформированы представления о тех или иных речевых жанрах, они схожи с представлениями взрослых. Перспективы исследования связаны с изучением и выявлением динамики тематических предпочтений и характеристики особенностей наиболее часто используемые младшими школьниками в устной речи речевых жанров, а так же определить возрастную специфику развития речевых жанров и их составляющие в языковом сознании младших школьников.

Список используемой литературы

1. Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие /И.Н.Горелов, К.Ф.Седов. 3-е изд. М.: Лабиринт, 2001.71 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

3. Толмачева С.Ю. Использование речевых жанров детьми младшего школьного возраста. / С.Ю. Толмачева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета Сер. Филологические науки. – 2009.

4. Сиротинина О.Б., Кормилицына М.А. (Ред.). Хорошая речь. 3-е изд. 2009. 320 c.

5. Седов.К.Ф. Нейропсихолингвистика. - М.: Лабиринт, 2007. 224 с.

Просмотров работы: 1540