ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Речь – это процесс, формирующийся в процессе деятельности человека, но вместе с тем, сознательная человеческая деятельность есть более или менее осознанное решение определенных задач, поэтому обучение речи младших школьников должно строиться на принципах активного участия каждого участника в образовательном процессе и самостоятельном принятии решений [5]. Качество обучения ребёнка, приобретаемые знания, формируемые умения и навыки по всем предметам зависит от того, как ребёнок овладел связной речью. По мнению М.С. Бессоновой, [2] развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляют один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Сегодня же мы наблюдаем обеднение словарного запаса учащихся, что, в свою очередь, влечёт за собой проблемы в обучении. Поэтому, пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся.

Л.В. Мардахаев даёт такое определение понятию словарный запас: «Словарный запас — совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить [4]. Словарный запас человека распадается на два разряда: активный и пассивный словарь. М.Р. Львов определяет названные понятия следующим образом: «Активный словарь учащегося – та часть его словаря, которая используется им в его самостоятельной устной или письменной речи: в диалогах, рассказах, пересказах прочитанного, в сочинениях и пр., т.е. без специального задания учителя употребить именно указанные слова». Пассивный словарь учащегося – совокупность слов, понимаемых им, но не употребляемых в собственной речевой практике [3].

Эффективными методами для решения задачи обогащения активного словарного запаса учащихся в условиях современного урока являются интерактивные методы обучения, способствующие взаимодействию учителя с учащимися и всех учащихся друг с другом. В процессе интерактивного обучения идёт обмен знаниями, идеями учащихся, что переводит деятельность учащихся на более высокие формы сотрудничества.

Считаем, что для определения учителем стратегии работы на уроках русского языка по активизации словарного запаса учащихся, выбора методов, средств обучения необходимо изучить исходный состав активного словарного запаса и разработать эффективную технологию для его постоянного обогащения. Очень важно, чтобы педагог учитывал в своей деятельности особенности речевого развития детей, достаточность активного словарного запаса для решения коммуникативных и познавательных задач, ошибки учащихся в подборе синонимических, антонимических и прочих сочетаний и т.д.

Для диагностики уровня сформированности активного словарного запаса у учащихся третьего класса использовались методики: «Выявление активного словарного запаса учащихся» И.Н. Садовниковой [6] и «Экспресс – диагностика речи младших школьников» М.В Бажановой [1]. Исследование проводилось на базе из средней образовательной школы города Нижневартовска. Целевая аудитория – учащиеся 3 класса. Количество участников –20 человек.

Были выделены следующие уровни сформированности активного словарного запаса учащихся 3 класса (табл.1).

Таблица 1. Уровни сформированности

активного словарного запаса учащихся 3 класса

Уровни

Содержательная характеристика

I.Высокий

Учащиеся, относящиеся к данному уровню, верно употребляют слова в зависимости от смысла высказывания (знание толкования слова, владение синонимией, антонимией). Употребляют в речи слова, обозначающих предметы: знают видовые и родовые названия, умеют группировать их, сопоставляя со смежными группами, отмечая сходство и различие; владеют обобщающими словами. Учащиеся употребляют в речи слова, обозначающие признаки предметов: цвет, величина, форма, вкус, материал и другие качества предметов; умеют сравнивать признаки предметов. Употребляют в речи слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и др. Умеют выделять в потоке речи слова, обозначающие действия. Умеют подбирать подходящее по смыслу и согласованное грамматически действие, совершаемое предложенным предметом, явлением; умеют подбирать подходящее по смыслу и согласованное грамматически существительное к данным прилагательным и глаголам. Учащиеся выбирают правильные слова для передачи наиболее важных черт описываемого явления; умеют подбирать обобщающее слово, на основе существенных признаков. Исключают неточное употребление слова, повтор слова или сочетания слов, однообразия, неудачного словотворчества.

II.Средний

Учащиеся, относящиеся к данному уровню, совершают ошибки в произнесении слова. Знают лексическое значение слова, но неверно употребляют его в определённом контексте. У учащихся возникают трудности в подборе синонимов, антонимов, обобщающих слов к заданным. Учащиеся делают ошибки в грамматической сочетаемости определённых слов. Не употребляют просторечную лексику, но используют слова в неправильной грамматической форме. Повторяют слова для определения разных явлений.

III.Низкий

Учащиеся употребляют слова, не подходящие к смыслу высказывания. Не могут объяснить лексическое значение слова. Большую трудность для учащихся составляет подбор к заданному слову синонимов, антонимов, обобщающих слов. Неверно грамматически и по смыслу сочетают слова. Делают ошибки в образовании и использовании морфологических форм слова. Употребляют в речи просторечную лексику. Вызывает затруднение выбор нужных, точных слов для передачи наиболее важных черт описываемого явления. Очень часто повторяют слова или сочетания слов для описания разных явлений. Учащимся свойственно неудачное словотворчество.

В результате проведённой диагностики получены следующие результаты: высокий уровень выявлен у 1 ученика (5%), средний у 10 (50%) учащихся, низкий у 9 (45%) учащихся (рис. 1).

Рис. 1. Исходный уровень сформированности активного словаря у учащихся 3 класса.

Исходя из проведенного исследования, нужно отметить, что для учащихся представляются сложными задания в подборе обобщающих слов: только 25% учащихся справились с данным заданием полностью, 20% учащихся не справились с данным заданием вообще. Это говорит о том, что младшие школьники в большинстве своем не умеют выявлять связи между словами, плохо владеют обобщающими понятиями. Никто из учащихся не справился со всеми заданиями по подбору противоположных по значению слов, что говорит о слабости владения учащимися антонимией. Речь учащихся бедна словами, обозначающими цвет, словами, выражающими оценку, эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой. Для учащихся представляет сложность сравнить между собой предметы по разным признакам. При подборе слов, подходящих по смыслу к заданным, учащиеся нередко не согласуют род и число слов. Сложным для учащихся оказалось задание, в котором, учащимся нужно было отгадать предмет по его признакам или действиям (загадки).

Проведённая диагностика по выявлению уровней сформированности активного словарного запаса учащихся 3 класса показала на необходимость проведения с детьми работы по его обогащению. В этих целях была разработан проект педагогической технологии обогащения активного словарного запаса учащихся.

Цель технологии: обогащение активного словарного запаса у учащихся третьего класса.

Задачи:

1. Формировать представление о семантическом (лексическом значении) компоненте значения слова как способе или форме закрепления знаний (о каком- либо предмете или явлении и др.).

2. Формировать представление о слове в его родо-видовых, синонимических и антономических связях, в его структурно-семантических отношениях с родственными словами.

3. Формировать представление о соответствии употребляемых в речи слов литературной норме.

Содержательный модуль представлен тремя блоками:

1 блок «Секреты слов» (семантизация слова). В данный блок входит создание у детей мотивации к изучению новых слов, наполнению содержательностью ранее усвоенных слов. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов: контекста; подбора синонима или антонима; оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово; описательного оборота. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией). Работа с этимологией слова.

2 блок «Говорим и пишем правильно» (актуализация слова). Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями). Освоение норм употребления конструкций с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающих в себя изучаемые слова и создание таковых самостоятельно. Работа над синтаксическими связями слова, выделение и усвоение парадигматических связей слов.

3 блок. «По тропам языка» (использование слова в речи). Работа над прямым и переносным значением слов, употребление речевых оборотов, работа с загадками, пословицами и поговорками; развитие умения пользоваться лингвистическими словарями.

Технология будет осуществляться в три этапа.

I этап – организация работы по формированию у учащихся представления о семантическом (лексическом значении) компоненте значения слова как способе или форме закрепления знаний (о каком- либо предмете или явлении и др.).

На данном этапе используем, например, метод дискуссии, так как этот метод повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. Например, используя вид дискуссии «Мозговой штурм», учащимся может быть предложено задание в группах: Составить словарь этнокультуроведческой лексики по тематическому признаку: предметы быта – кочерга, ушат, лежанка; одежда – сюртук, душегрейка; национальные блюда – ши, студень, похлебка, блины и т.д. Учащимся необходимо найти происхождение слов, используя словари, дополнительную литературу, толкование каждого из слов, сгруппировать слова по тематическому признаку. Работа по заданию происходит в малых группах, далее ребята защищают получившиеся словари, соблюдая правила дискуссии.

Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на определение однокоренных слов. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание: Выпиши однокоренные слова, выдели корень (добрый, чуткий, доброта; нежный, ласковый, нежность; отзывчивый, душевный, сердечный). С любым из этих слов устно составь предложение. Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа: подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивость. В толковом словаре найди значения этих слов. После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием и весь алгоритм повторяется заново.

II этап – организация работы по формированию у учащихся представления о прагматическом и синтаксическом компонентах значения слова.

Используя на уроке обучающие игры, например, учащимся предлагается игра – ассоциация на подобии игры «Снежный ком». Учитель включает запись, при прослушивании которой, учащиеся слышат «хруст снега», «ливень», «гром», «шум водопада» и др., далее учащимся предлагается записать слова, ассоциирующиеся с прослушанной музыкой, главное явление, которому посвящена запись, далее составляются два –три предложения на данные темы, предлагается нарисовать слова, вспомнить истории из жизни, связанные с этим словом, рассказать их друг другу в группах, записать ещё слова, связанные с данным по содержанию, цвету, звучанию и т.д. Итогом работы становится коллективное определение понятия, над которым работали на уроке и написание сочинения. Данный метод обучения позволяет учащимся устанавливать связи между словами, подбирать к слову синонимы, антонимы, родственные слова.

III этап – организация работы по соответствию культуры речи учащихся языковой правильности, устранении из речи нелитературных слов.

В рамках метода проектов учащимся, например, предлагается в группах провести мини – исследования на темы «Просторечные слова в произведениях по литературному чтению для 3 класса», «Диалекты и жаргоны в речи моих одноклассников» и др. После представления группами результатов исследований, учащимся предлагается подобрать к данным словам синонимы, соответствующие литературной норме. Для обсуждения данного вопроса возможно использование методов «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Аквариум» и др. Итогом работы выставка плакатов на темы «Можно и нельзя употреблять в речи слова», «Говори и пиши правильно» и др.

Интерактивные методы позволяют создавать среду одновременного усвоения учащимися теории и практики, формировать собственную точку зрения учащегося на решаемую проблему, реализовать его индивидуальные возможности. В процессе интерактивного взаимодействия на уроке, у учащихся возникает естественная коммуникативная среда, мотивация к развитию связной речи, а значит, обогащению своего активного словаря.

Список литературы

1.Бажанова М.В. Методическая разработка «Экспресс – диагностика речи младших школьников» / М.В. Бажанова. – Ярославль, 2009. –20с.

2. Бессонова М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах [Текст] / М.С. Бессонова// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – Майкоп.2010. –№3. – С. 90-94.

3.Львов, М.Р. Словарь -справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. – Изд. 2-е,испр. и доп. – М., 1997. – 256 с.

4.Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике/Авт.-сост.. М., 2002.

5.Рюб В.Ю. Теоретико – методические основания методики обучения учебно – научной речи младших школьников на уроках русского языка.. / Вестник Челябинского государственного педагогического университета, №6. Челябинск, 2011. стр. 117-125.

6.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 184 с. с.133.

7.Хвостова Е.В. Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности (на примере занятий фольклорного ансамбля) [Текст] / Е.В. Хвостова. – Екатеринбург, 2005 . – 160 с.

8.Хвостова Е.В., Закирова А.М. Формирование активного словаря младшего школьника в игровой деятельности на уроках русского языка в 1 классе//VI Международный студенческий научный форум 2014: студенческая научная электронная конференция, Москва, РАЕ, с 15 февраля по 31 марта 2014 г. [http://www.scienceforum.ru/2014/503/4943].

Просмотров работы: 4276