ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценностью любого современного государства традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни–дети [2, с.34]. Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Для России, как и большинства других стран, проблема воспитания детей остается одной из самых острых [3, с.23].

Актуальность темы связана с тремя обстоятельствами. Во – первых, социально–экономические, политические преобразования в нашей стране, наряду с положительными изменениями, привели и к росту негативных явлений. И самыми беззащитными и неподготовленными к этим изменениям оказались дети. Растёт число неполных семей, в них воспитывается каждый седьмой ребёнок. Однодетные семьи составляют третью часть от общего числа, лишь 20% семей имеют двоих детей, 4% приходится на многодетные семьи. Число семей, проживающих за чертой бедности, по статистическим данным 2013г. составляло примерно 15,7 млн. или каждая третья семья. Снижается воспитательный потенциал семьи. В течение последних лет наблюдается тенденция увеличения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц. Самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» – сироты при живых родителях [1, с.12].

Во – вторых, всё чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослых, но и становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов. Дети стали объектом интереса криминальных структур, которые увидели в них свою «смену» и поэтому стали вовлекать в свой преступный промысел. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований, проведённых в различных областях, приходится констатировать, что родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребенка, в неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет [4, с.3].

В – третьих, ввиду вытекающей отсюда необходимости формирования основ правовых знаний у детей, так как многие взрослые и дети не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни [4, с.4].

Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, начала движение в направлении исполнения ее главной задачи: приоритетное и наилучшее обеспечение прав интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Анализ психолого–педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в детском саду и семье изучалась не в полной мере. Имеются лишь отдельные социологические исследования, которые в той или иной мере затрагивают вопросы защиты прав детей, однако в них не отражена специфика дошкольного детства. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных воздействий. Государство делает последовательные шаги по изменению политики в области обеспечения охраны и защиты прав детей [3, с.27]. Возникает необходимость активизировать работу по формированию правовой воспитанности детей, правовой грамотности родителей, повышения уровня знаний педагогов в вопросах правовой защиты детей, правовому воспитанию старших дошкольников.

С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника [7]. Вместе с тем, анализ исследований показал, что проблеме формирования правовой воспитанности старших дошкольников в системе дошкольного образования уделено недостаточно внимания. В связи с этим, рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения требований общества к правовой социализации дошкольников в современных условиях.

Старший дошкольный возраст является периодом первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности детей. В этот период детства ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке, сосредоточение общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представление о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного оценочного отношения к происходящему). Однако наблюдается противоречие между потребностями современной практики в правовом воспитании детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью технологий, диагностического инструментария.

Основы правовой воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста представляют собой совокупность элементарных нравственно – правовых знаний о правах человека, нравственно – правовые суждения о событиях окружающей действительности, ценностные ориентации и отношения, адекватные представлениям, суждениям, ценностным ориентация модели нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых людей [6]. Результатом правового воспитания является их правовая воспитанность. Но само понятие «правовая воспитанность» не получило ещё однозначного научного толкования, нами за основу взято определение правовой воспитанности как интегративного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества [5, с.254].

Компоненты правовой воспитанности мы связываем с основными сферами личности: когнитивной, эмоционально–оценочной, поведенческой.

Таблица 1

Структурные компоненты, критерии и показатели правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста

Компоненты

Критерии

Показатели

  1. Когнитивный

1.Знания детей о правах

2.Знания детей о своих обязанностях.

1.Полнота (объем) знаний.

2.Потребность в получении новых знаний.

  1. Эмоционально–оценочный

1.Оценка дошкольником собственного поведения.

1.Умение адекватно оценивать свои поступки.

2.Проявление эмоционального отношения к собственному правовому поведению.

2.Оценка дошкольником поведения другого человека с точки зрения норм права.

1.Умение объяснять и оценивать поступки людей.

2.Проявление эмоционального отношения правовому поведению людей.

  1. Поведенческодеятельностный

1.Оперирование правовыми знаниями в поведении.

1.Осознание правовых действий.

2.Умение оперировать знаниями в реализации правового поведения.

2.Реализация правового поведения в деятельности.

1.Сформированность качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности.

2.Умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Исходя из данных критериев и показателей правовой воспитанности старших дошкольников, можно выделить характеристики уровней правовой воспитанности старших дошкольников.

Высокий уровень правовой воспитанности характеризуется наличием у ребёнка достаточно полных и конкретных знаний о правах и обязанностях, свободным оперированием понятиями «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность». Ребёнок осознаёт необходимость этих знаний, проявляет интерес к их усвоению, его знания точны и конкретны. Он умеет оценить и объяснить свой поступок и поступки других людей, охотно помогать всем, кто нуждается в его помощи. Умеет создавать эмоционально-положительную атмосферу, поддерживает радостное настроение товарищей. Осознаёт необходимость совершения правовых действий, правильно приходит к выводу, что так нельзя, и объясняет почему. В семье имеет постоянные обязанности. Общественные поручения выполняет охотно, ответственно и с желанием. Созидательно относится к окружающему миру. Самостоятельно соблюдает правила поведения в детском саду, требует этого от других. Активно оказывает помощь в организации жизни группы.

Средний уровень правовой воспитанности характеризуется наличием у ребёнка относительно полных знаний о правах и обязанностях, но недостаточно устойчивых. Ребёнок затрудняется в определении понятий «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность». Он способен с помощью педагога воспроизвести значительную часть этих знаний, но они недостаточно полны и конкретны, отрывочны, интерес к ним поддерживается взрослым. Дошкольник затрудняется в адекватной оценке своего поступка и поступков других людей, испытывает потребность в помощи взрослого, отличается несформированностью оценочных суждений. Умение создавать радостное настроение проявляется, если в этом помогает взрослый. Осознаёт совершение правовых действий, знает о необходимости выполнения своих обязанностей, но эти знания не всегда детерминируют поведение ребёнка. Выполнение трудовых поручений носит нерегулярный характер. Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и сверстников.

Низкий уровень правовой воспитанности характеризуется наличием у ребёнка фрагментарных, отрывочных знаний о правах и обязанностях. Дошкольник затрудняется в дифференциации понятий «право» и «обязанность», не проявляет активности в их усвоении, представления о трудовых поручениях недостаточно осознанны, для их выполнения требуется постоянная внешняя стимуляция. Не может или отказывается объяснить или оценить свой поступок или поступки других людей. Эмоциональное отношение носит нейтральный характер (равнодушие, безразличие). Не осознаёт совершение правовых действий, не оценивает деятельность других людей. Оказывает помощь взрослым в зависимости от настроения. Уклоняется от поручений, проявляет безразличие к своим обязанностям.

Для выявления уровня сформированности когнитивного компонента были подобраны следующие беседы:

Беседа № 1.

Цель: выявление знаний детей о правах и обязанностях. Включает следующие вопросы:

  1. Что такое право?

  2. Какие права человека ты знаешь?

  3. Какие права есть у тебя, твоих мамы и папы?

  4. Что такое закон?

  5. Что такое свобода?

  6. Что такое равноправие?

Беседа № 2.

Цель: выявление уровня знаний о своих обязанностях каждого ребенка. Включает следующие вопросы:

  1. Что такое обязанности?

  2. Как ты считаешь, какие обязанности должны быть у детей?

  3. Какие обязанности ты выполняешь дома?

  4. Какие обязанности ты выполняешь в детском саду?

Для выявления уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента были проведены диагностические задания, в которых ребенку задаются вопросы, отражающие знания о ситуациях, требующих оказания помощи взрослому или близкому.

Задание 1.

Цель: выявление уровня сформированности умения мотивировать и оценивать поступки с точки зрения норм права.

Материал: книга «Ваши права» (под ред. Е.С. Шабелина, Е.Г. Каширцева). Иллюстрации с разным содержанием ситуаций, для того, чтобы установить, как дети могут применить свои знания при реализации поведения сказочных персонажей, как они понимают ту или иную ситуацию, что они о ней думают. Взяты ситуации из сказок знакомых детям с литературными персонажами, так как дети ярче и богаче воспринимают образ художественного героя. Были отобраны 6 иллюстраций к сказкам:

1. Карабас-Барабас сидит за столом, перед ним висит на вешалке Буратино.

2. Бармалей связал детей, к ним идет Доктор Айболит.

  1. Иван Царевич держит в руках иголку, а рядом с ним стоит на коленях Кощей Бессмертный.

  2. Полевая мышь и крот смотрят в след улетающей Дюймовочке с Ласточкой.

  3. Буратино привязан к дереву головой вниз, а рядом с ним кот Базилио и лиса Алиса.

  4. Дети разных национальностей летят на воздушном шаре.

Детям предлагается внимательно посмотреть на картинки, а затем задаются вопросы: Что происходит на этой картинке? (Что случилось?), Как ты думаешь, правильно ли поступают герои сказок? Можно так делать? Почему ты так думаешь?

Для выявления уровня сформированности поведенческо-деятельностного компонента были проведены следующие диагностические задания:

Цель: выяснение того, насколько ребенок относит усвоенные нормы и правила к себе и в какой мере он готов руководствоваться ими в своем собственном поведении, как ребенок реализует собственные правовые нормы, когда он является воображаемым участником известных событий. Предлагались следующие ситуации:

1. Вы случайно заметили, что прохожий обронил денежную купюру. Вы:

а) незаметно возьмете себе;

б) пройдете мимо;

в) вернете хозяину.

2. Ваш друг просит вас взять чужую машинку на хранение до вечера, которую он взял из соседнего шкафчика, вы:

а) возьмете;

б) откажетесь;

в) постараетесь убедить мальчика вернуть машинку хозяину.

С целью изучения уровня правовой грамотности родителей можно использовать анкеты - опросники («Мое отношение к наказаниям», «Хорошие ли вы родители?»), тест «Какой вы родитель?». Для определения понимания воспитателями сущности правового воспитания, а также изучения характера трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в этой области воспитания нами разработана анкета для воспитателей.

Литература

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.,1999.

  2. Антропов, О.О. Знай свои права. – М., 1997. С.78.

  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И., Божович. – М.: Просвещение, 1968. С.464.

  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я – ребенок и я… и я имею право!- М, 2007.

  5. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160с.

  6. Соловьёва, Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка – М.: «АРКТИ», 2005. С.88.

Просмотров работы: 2920