ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать».

Американские исследователи Р. Берон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессии (в какой бы форме она не проявлялась) как поведению, направленному на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой. [1, стр.27] Э. Фромм понимает агрессию несколько шире: как любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.[2 стр. 397] Л. М. Семенюк видит в агрессии стремления к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, а также действия, которые вредят другому лицу или объекту [3, стр.18-23]. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского предлагает следующее определение: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности)». [4, стр.1]

Проблема агрессивного поведения детей находит отражение в исследованиях Л.И. Божовича, Н.А. Волкова, А.И Захарова, А.А. Люблинской, А.А Назаретяна, Е.А. Рогова, М.П. Якобсона, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам (воспитателям, психологам, социальным педагогам). К ним относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии – как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, дерутся и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

  • Медико-биологические (наследственные, врождённые и приобретенные причины);

  • Социально-психологические (семейное неблагополучие);

  • Психолого-педагогические (искажение взрослыми представлений ребёнка о нормах поведения; несоответствие между пожеланиями, утверждаемыми взрослыми и реально наблюдаемым поведением этих же взрослых; отсутствие учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей).

Детское агрессивное поведение может иметь две основные формы. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, исследователи выделяют:

- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях со сверстниками [5].

Проявления агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, – после чего агрессивные действия прекращаются.

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов – в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детского агрессивного поведения. Большинство взрослых отождествляют агрессивное поведение с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в ребенке. При этом детское агрессивное поведение вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей социально запущенных, отвергаемых родителями.

Дети дошкольного возраста легко вовлекают в свои конфликты взрослых – родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось изучение проявлений агрессии в поведении старших дошкольников. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДСКВ №66 «Забавушка» г. Нижневартовска. В эксперименте приняли участие восемнадцать детей старшего дошкольного возраста. Мы использовали следующие эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа. Для изучения наиболее часто наблюдаемых агрессивных проявлений в поведении у детей было проведено анкетирование (авторы Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). Воспитателю и родителям предлагалось отметить, какие виды агрессии в поведении проявляются у ребёнка: скрытая, вербальная, в мимике, реакция на ограничение, агрессия, направленная на себя.

Было выявлено, что старшие дошкольники чаще всего проявляют в физической, скрытой, в виде угрозы, в мимике, реакция на ограничение виды агрессии в поведении. Кроме того, результаты анкетирования показали, что в 70 % оценка родителей совпадает с мнением воспитателя. Стоит отметить, что 30 % родителей не отмечают у своих детей тех агрессивных проявлений, которые наблюдает воспитатель. Это говорит о том, что родители лояльно относятся к поведению своих детей, часто готовы не замечать их агрессивных проявлений.

Так же нами была проведена беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина).

Целью беседы являлось выявление уровней проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста. Результаты беседы позволили выявить, что шесть детей в группе имеют низкий уровень проявления агрессии в поведении, что составило 30%. Они отличались интересом к доброжелательным и познавательным телевизионным программам, мультфильмам и фильмам. Средний уровень проявления агрессии в поведении продемонстрировало десять детей - 50%, так как у них проявился интерес к программам и т.д. с моментами проявлении агрессии (драки, столкновения положительного и отрицательного героя с последствиями и т.д.. Высокий уровень проявления агрессии в поведении был выявлен у двоих детей - 20%. у этих детей был замечен интерес к фильмам, мультфильмам, программам включающие отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, убийства, проявление жестокости, мести.

Таким образом, дальнейшая работа с данной категорией детей должна, на наш взгляд, проводиться в трех направлениях:

1. Ознакомление с психологическими особенностями агрессивных детей.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию может проходить через ролевую игру, в процессе которого ребенок получает возможность поставить себя на место других, оцени свое поведение со стороны.

Список литературы
  1. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2000. – С. 26-27.

  2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 2002.

  3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. – М., 1998.

  4. Психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.

  5. Смирнова Е., Хузеева Г. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / http://www.kid.ru/32002/index6.php3

  6. Смирнова Е., Хузеева Г. Агрессивные дети. // Дошкольное воспитание. – №4. – 2003. – С. 62-67.

  7. Пасечник Л. Тревожный ребенок //Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 89–95. – № 10. – С. 64–71.

  8. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб, 2006.

  9. Ермолаева М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «Модек», 2008.

Просмотров работы: 3679