В настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков [2].
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что познавательные возможности, художественно-творческие проявления младших школьников интенсивно развиваются в процессе продуктивных видов деятельности (Л.С. Рубинштейн, H.П. Сакулина, Т.С. Комарова и др.).
Познавательная активность как качество личности имеет ведущее значение не только в деятельности, но и способствует формированию социального опыта детей, их идейно нравственной направленности личности (Л.И. Бажович, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Г.Ковалев, A.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская, Б.М. Теплов и др.). Естественная для ребенка младшего школьного возраста познавательная потребность, любопытство перерастают в определенных условиях в любознательность, в постепенно формирующийся познавательный интерес, а затем и в потребность к систематическому усвоению знаний.
Необходимым условием для развития творческой активности является разнообразие форм и видов деятельности, в которых участвует сам ребенок. Понятие синтеза искусств означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне. Общество требует уровня невиданного ранее синтеза и сплава нескольких, ещё недавно противоположных, знаний и умений. Творец новой формации обязан не только уметь тонко чувствовать прекрасное и одухотворяющее начало в жизни, но так же рационально и расчётливо доносить найденное до зрителей. Наиболее ярким представителем такого синтеза следует считать компьютерную графику. В практике педагогики сложилось явное противоречие между накопленным теоретическим и практическим опытом развития творческой активности и недостаточности исследований с позиции применения современных компьютерных средств [3].
Компьютерная графика - это область информатики, которая занимается проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей или мультипликации) на компьютере. Основными областями применения компьютерной графики являются деловая и научная графика, иллюстративная и конструкторская графика, художественная и рекламная графика, а также компьютерная анимация. Слово «анимация» означает «оживление».
Исходя из сущности понимания познавательной активности как свойства личности ребенка, ее проявления в компьютерной графике мы связываем со следующими показателями:
наличие познавательного интереса и познавательной потребности к деятельности;
проявление нравственно-волевых усилий, направленных на усвоение новых знаний и способов деятельности;
реконструкция и трансформация усвоенного опыта в новых ситуациях;
элементы поисковой деятельности на основе сотрудничествасо взрослым, входящие в «зону ближайшего развития»;
степень проявления самостоятельности и творчества в изображении.
В компьютерной графике решаются следующие задачи [1]:
представление изображения в компьютерной графике;
подготовка изображения к визуализации;
создание изображения;
осуществление действий с изображением.
С решением таких задач обучающимся в дополнительном образовании могут помочь детские киностудии или мультлаборатории. В муниципальном бюджетном образовательном учреждении районном центре дополнительного образования детей «Спектр» (Нижневартовский район ХМАО – Югры) реализует работу объединение «Творческая киностудия», в рамках которой дети знакомятся с различными анимационными техниками, в том числе и компьютерной анимацией - получение движущихся изображений на дисплее.
Наша рабочая программа разработана на основе программы дополнительного образования детей Л.М. Баженовой «Азбука кино» [4, с. 152-166]. Программа состоит из 4 разделов:
Раздел 1. «Всё о кино и мультипликации» - цикл занятий об основах кино и мультипликации («История создания кино», «Что такое кадр?», «Образ героя в кино и в книге», «Сюжет фильма и мультфильма» и т.д.);
Раздел 2. «Это всё мультики» - цикл занятий о видах мультфильмов, о различных анимационных техниках («Принципы съемки. Организация рабочего места», «Как заставить двигаться предметы», «Анимационные техники: живые картины» и т.д.);
Раздел 3. «Создаем свой мультфильм» - цикл практических занятий по созданию своего «мультфильма» в одной технике на выбор обучающегося (пластилиновая перекладка, объемная анимация, живая картина, сыпучая техника);
Раздел 4. Социальная практика – участие в мероприятиях Центра (возможность продемонстрировать свои работы).
Первый раздел – теоретическая база, которая обогащает обучающихся новыми знаниями в области компьютерной анимации и мультипликации. Второй раздел – практическая часть, каждый ребенок не только знакомится, но и выполняет коллективные работы, а вот с помощью практической работы, предусмотренной третьим разделом ребенок, проявляя творческую активность, разрабатывает не только образ своего персонажа и декораций, но и продумывает сюжетную линию его истории.
Подводя итоги сказанному, отметим, что существенным фактором для успешной реализации программы является наличие познавательного интереса и познавательной потребности к деятельности, реконструкция и трансформация усвоенного опыта, проявления самостоятельности и творчества. Таким образом у компьютерной графики для развития творческой активности в УДОД есть большие возможности.
Литература
1. Сайт «Studfiles. Все для учебы». Лекции по компьютерной графике [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj117/file9654/view93166.html (дата обращения: 2.12.2014)
2. Web-ресурс «Методическая копилка учителя информатики» [Электронный ресурс]. URL: http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-58.html (дата обращения: 2.12.2014)
3. Бердюгин В.С. Развитие творческой и познавательной активности учащихся на уроках компьютерной графики // Научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика», 2013 №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/11/2577 (дата обращения: 3.12.2014)
4. Баженова Л.М. Азбука кино. Учебная программа для детей 7-10 лет // Программы дополнительного образования детей. М.: Просвещение, 2005. С.152-166