ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из важнейших задач детского сада – развитие у детей связной монологической речи на основе овладения литературным языком, а также воспитание коммуникативных навыков. Овладение родным языком является важным элементом формирования личности, оно тесно связанно с умственным, нравственным и эстетическим развитием.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

В основе рассказа повествования лежит непосредственное или опосредованное восприятие окружающей жизни. Для обучения детей построению повествовательных текстов в детском саду широко используются сюжетные картинки, а также литературные произведения и личный опыт детей. Рассказы-повествования детей дошкольного возраста отличаются нарушениями последовательности и полноты.

Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли и не только простыми, но и сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова.

Под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего и пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя и читателя» [1, с. 245]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающие связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказ литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественный опыт детей.

Пересказ – это передача своими словами услышанного, прочитанного, связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения [3]. Роль пересказа высоко оценивалась К.Д. Ушинским и Л.Н. Толстым. Вопросы обучения пересказыванию раскрыты в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Л.М. Гурович и другими. Ребенку дается образец (рассказ), который необходимо воспроизвести своими словами. прежде чем пересказать текст, нужно глубоко осмыслить, продумать и прочувствовать его содержание, идею. При этом ребенок не только запоминает его отдельные эпизоды, но впитывает мысли, устанавливает логические связи между ними. Художественный текст выводит ребенка за пределы непосредственно видимого, знакомит с окружающим миром, явлениями, человеческими отношениями, расширяет кругозор детей.

Пересказывая художественное произведение, ребенок не только вновь переживает те эмоции, которые были вызваны первичным восприятием, но и стремится выразить с помощью слов и интонации свое отношение к прочитанному. При пересказе развивается умение слушать и понимать литературный текст как произведение искусства, обогащается речь детей, совершенствуется ее структур, развиваются выразительные качества речи, ясность произношения. Однако эти возможности будут реализоваться только в том случае, если пересказу систематически обучать. Существуют различные виды пересказа: подробный, близко к тексту; выборочный; сжатый; творческий.

Констатирующий эксперимент проводился для определения исходной позиции исследования, получения базовых данных для разработки проекта технологии по обучению старших дошкольников пересказу литературных произведений. Целью экспериментального исследования было изучение уровня сформированности умений у детей старшего дошкольного возраста пересказывать литературные произведения. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели развития умения пересказывать литературные произведения у старших дошкольников.

Таблица 1

Критерии и показатели развития умений пересказывать литературные произведения у детей 5-6 лет [2]

Критерии

Показатели

Связность

- использование разных способов межфразовой связи;

- соподчинение слов в предложении

Структурированность

- соблюдение структуры повествовательного текста;

- последовательное изложение событий;

- логичное завершение рассказа

Полнота

- передача содержания текста;

- включение описания героев и их действий;

- наличие диалогов персонажей;

- использование языковые средств в соответствие с текстом произведения;

Самостоятельность

- самостоятельное построение пересказа текста.

На основе выделенных критериев и показателей были сформулированы характеристики уровней по определению умений детей пересказывать литературные произведения. Для высокого уровня сформированности умений пересказывать литературные произведения характерно следующее: ребенок пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка (от 18 до 21 балла).

Дети со средним уровнем сформированности умений пересказывать литературные произведения отличались тем, что пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия (от 11до 17 баллов).

Низкий уровень сформированности умений пересказывать литературные произведения проявлялся в том, что пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств (от 7 до 10 балла).

Для выявления уровня сформированности умений у детей старшего дошкольного возраста при пересказе литературных произведений были использованы методы пересказа. Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ ДСКВ № 45 «Искорка». В эксперименте участвовали 10 детей 6-го года жизни, из них 5 мальчиков и 5 девочек.

Для констатирующего эксперимента была выбрана методика – «Пересказ текста» (В.И. Яшина). Для пересказа был взят рассказ К.Д. Ушинского «Бишка». Пересказ детей записывался и анализировался по выделенным показателям. Цель методики: пересказывать произведение близко к тексту.

Собранный материал в ходе диагностических заданий позволил проанализировать степень сформированности умений пересказывать литературные произведения у дошкольников 5–6 лет. Результаты заносились в сводную таблицу проявления умений. На основе собранных данных, их количественного и качественного анализа проявления выделенных показателей и суммарной количественной оценки был определен уровень сформированности умений пересказывать литературные произведения у каждого воспитанника.

Высокий уровень сформированности умений пересказывать литературные произведения продемонстрировали 3-е детей (30%). Для их пересказов было характерно следующее: пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Средний уровень сформированности умений пересказывать литературные произведения продемонстрировали 5 детей (50%). Он характеризовался тем, что пересказ составлен с некоторой помощью. Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, продемонстрировали двое детей. Они нарушили не полностью предали содержание того чем занимается Бишка.

Низкий уровень сформированности умений пересказывать литературные произведения проявлялся в том, что пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. (Меньше 4 баллов). К низкому уровню были отнесены умения пересказывать 2 детей (20%).

Рис. 1. Уровни развития умений пересказывать литературные произведения у детей 5-6 лет

Таким образом, констатирующий эксперимент выявил, что умения пересказывать литературные тексты на высоком уровне продемонстрировали 3 детей, на среднем – 5 детей и на низком зафиксировано лишь у 2 детей. Констатирующий эксперимент, направленный на изучение опыта работы родителей и воспитателей, позволил сделать вывод: в работе по обучению дошкольников пересказу применяются традиционные методы и средства, предложенные разработчиками программы «Детство», родители и педагоги принимают активное участие в обучении детей, применяя методы и средства. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что работа по обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу осуществляется на достаточном уровне и при помощи традиционных методов и средств.

Список литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Просвещение, 2000. – С. 245.

  2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. научных статей / Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. – С. 4-16.

  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/ojegov/p/pereskazat.html.

Просмотров работы: 5419