ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Словарная работа в детском саду – это закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов [1]. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать и в конкретных условиях общения.

В общей системе по развитию речи в ДОО обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Словарная работа занимает в работе с дошкольниками важное место, и ей праву должно уделяться серьезное внимание. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование речевого общения ребенка, т.к слово обеспечивает его содержанию. Работа по развитию слова в ДОО тесно связана и с познавательным развитием, поскольку усвоение новых слов выражает усваиваемые ребенком знания и представления. Результаты педагогических исследований (В.И. Логиновой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, А.Г. Арушановой) и практические наблюдения показывают, что уровень развития словаря детей дошкольного возраста недостаточный.

Словарь ребенка значительно уступает по объему словарю взрослого человека, т.к. объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Исследованием количественного состава словаря в разное время занимались В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.В. Гербова, Д.Б. Эльконин и др.

Особенность словарной работы в ДОО состоит в том, что она проводится в процессе всей воспитательно-образовательной работе с детьми, в том числе на занятиях. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, а систематично, чтобы педагог управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для детей, обеспечивая правильность и полноту усвоения слов.

Перечислим конкретные задачи словарной работы в детском саду, предложенные [2].

1. Обогащение словаря детей, т.е. усвоение тех новых слов, которые дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности.

2. Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своим особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания.

3. Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами.

4. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношения.

Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

Содержание словарной работы в ДОО определяется программой развития и воспитания детей. Дошкольники усваивают обществоведческий словарь (слова и словосочетания, обозначающие явления общественной жизни: «родная страна», «армия» и т.д.); природоведческий словарь (названия животных, растений, явления неживой природы); бытовой словарь (названия игрушек, мебели, одежды, помещений, частей тела и лица); эмоционально оценочный словарь (слова, обозначающие эмоции, чувства, переживания); лексику, связанную с математикой, физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством; лексику, необходимую для общения друг с другом, с взрослыми, для выражения собственных мыслей.

Основными источниками развития словаря являются:

- наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, играми детей и т.д.);

- общение со взрослыми и сверстниками;

- речь взрослых – дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражают всему, что слышат;

- художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.

В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав детей дошкольного возраста, исследователи выделили наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей. Так, среди существительных в словаре преобладают слова, обозначающие людей; регулярно повторяются прилагательные со значением размера и цвета («большой», «маленький», «черный», «красный», «синий»). Важное место занимают местоименные прилагательные («такой», «который», «этот», «всякий», «каждый», «мой», «свой», «наш»); преобладают отрицательные оценки над положительными; активно употребляется сравнительная степень прилагательных.

В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. [3]

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

Сущность словарной работы в детском саду заключается в том, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом; 2) связи слова с определенным понятием; 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка. Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

Роль словарной работы в обучении родному языку дошкольников была раскрыта М.М. Кониной. Вычленяя обогащение, закрепление и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, она писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей» [4]. Картинку она рассматривает как средство, способное вызвать у ребенка интерес к слову, являющийся необходимым условием развития связной речи, а затем можно подводить ребенка к активному использованию словарного запаса и без наглядных средств.

Существуют различные подходы к разработке технологии словарной работы с детьми дошкольного возраста. Среди них можно выделить накопительный подход, когда в процессе ознакомления с окружающим миром словарь детей обогащается, актуализируется и уточняется всеми возможными словами, из разных частей речи.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить критерии и показатели для определения уровней развития словаря шестого года жизни, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии и показатели развития словаря детей пятого года жизни

Критерии

Показатели

Объем словаря

- количество слов в активном словаре ребенка;

- количество понимаемых слов;

Состав словаря

- соотношение разных частей речи;

- наличие литературной лексики;

Осознанность смысловой стороны слов

- предметная точность употребления слов;

- умение заменить слово равнозначным;

- умение подобрать слово с противоположным значением;

- умение обобщающей функции слова

На основе выделенных критериев и показателей сформулированы уровни развития словаря детей пятого года жизни: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень. Словарь ребенка характеризуется полным объемом словаря (как активного, так и пассивного), в словаре присутствуют все части речи, нелитературная лексика отсутствует. Слова употребляются точно по смыслу, при необходимости ребенок пользуется синонимической заменой, умеет также подбирать слова, противоположного значения. Понимает слова с переносным значением и использует их в речи.

Средний уровень. Объем словаря близок к допустимому, в активном словаре преобладают глаголы и существительные. Иногда встречаются жаргонизмы. Подбор слов не всегда соответствует точному обозначению признаков (частей тела животного), затрудняется в подборе слов сходных или противоположных по значению.

Низкий уровень. Объем активного словаря ниже уровня допустимой нормы, недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных и прилагательных местоимениями. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.

Исходным моментом в методике обследования является отбор слов для проверки. Для этого можно воспользоваться примерными словарями-минимумами, которые (целиком или частично) будут выступать своеобразными тест-словарями. Для обследования использовали методику В.И. Яшиной. На основе выбранных методик составлены словари-минимумы по теме «Дикие и домашние животные». В словарь вошло 159 слов общеупотребительной лексики, из них существительных 56, прилагательных 52, глаголов 21, наречия 6, числительные 19.

Эксперимент проходил в детском саду МБДОУ ДСКВ № 76 «Подснежник» в 2014 году. Было обследовано 20 детей шестого года жизни. На основе выделенных критериев и показателей с помощью диагностических заданий были определены характеристики уровней развития словаря дошкольников. Данные по развитию словаря у детей пятого года жизни оценивались количественно и качественно.

Качественный анализ результатов словаря у дошкольников экспериментальной группы по первой методике, направленной на определение активного словарного запаса ребенка показал, что в основном были продемонстрированы умения, отнесенные нами к среднему уровню развития словаря.

Анализ высказываний показал, что количественная и качественная составляющая словаря у большинства дошкольников ниже нормы. Типичными особенностями детской речи являлись: частая замена различных частей речи, неточное обозначение некоторых объектов или действий, смешение близких по смыслу понятий, наличие упрощенных слов. Однако у двух детей (Регина и Саша) наблюдался более широкий активный словарный запас, который они использовали при высказываниях описательного типа. Часть детей (Лаура, Сайдулла, Саша и София) не справились с заданием, их активный запас очень беден.

Качественный анализ результатов развития словаря у дошкольников по второй методике, направленной на подбор синонимов показал, что в группах преобладает средний уровень развития словаря.

Рассмотрим качественные и количественные показатели уровней развития словарного запаса в группах по третьей методике, направленной на выявление умения подбирать определения. У детей с низким уровнем развития словаря наблюдалось отсутствие интереса к предложенному заданию. Некоторые дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании. Дети не могли сразу рассказать о том, что они представляли. Только с помощью наводящих вопросов они смогли выполнить задание.

Обобщая полученные по трем заданиям, количественные результаты развития словаря представлены в таблице 2.

Таблица 2

Количество слов в активном словаре детей 5-6 лет по теме «Животные».

Части речи

Кол-во в ориентировочном словаре-минимуме

Среднее количество слов в словаре детей

ЭК

в % соотношении

Существительные

56

34

60,7%

Глаголы

21

6

28, 5%

Прилагательные

52

25

48%

Наречия

6

2

33,3%

Числительные

24

15

62,5%

Всего слов

159

82

51,5%

К высокому уровню развития словаря отнесли 10% детей их экспериментальной группы. Словарь этих детей характеризуется полным объемом словаря (как активного, так и пассивного), в словаре присутствуют все части речи, нелитературная лексика отсутствует. По таблице мы видим, что наименьший запас слов присутствует в глаголах и прилагательных у детей 5-6 лет.

Слова употребляются точно по смыслу, при необходимости ребенок пользуется синонимической заменой, умеет также подбирать слова, противоположного значения. Понимает слова с переносным значением и использует их в речи.

К среднему уровню развитиясловаря отнесли 50% детей экспериментальной группы и 60% из контрольной группы. Словарь этих детей характеризуется тем, что объем словаря близок к допустимому, в активном словаре преобладают глаголы и существительные. Иногда встречаются жаргонизмы. Подбор слов не всегда соответствует точному обозначению признаков (частей тела животного), затрудняется в подборе слов сходных или противоположных по значению.

К низкому уровню развитиясловаря отнесли 40% детей из экспериментальной группы. Словарь этих детей характеризуется тем, что объем активного словаря ниже уровня допустимой нормы, недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных. Наблюдаются значительные трудности в подборе слов сходного или противоположного значения.

Рис.1. Уровни развития словаря у детей 5-6 лет

Таким образом, исследование показало, что преобладает средний уровень развития словаря – это 5 детей из экспериментальной группы, что составляет 50% детей группы. Для данных детей характерно: редкое использование в речи синонимов и антонимом; в речи присутствуют существительные, прилагательные, глаголы, но соотношение разных частей речи не равномерное; немного ниже нормы слов в активном словаре ребенка.

Список литературы:

  1. Гербова, В.В. Учусь говорить [Текст] / В.В. Гербова.- М.: Просвещение, 2001.-159с.

  2. Арушанова, А.Г. Истоки диалога [5-7] [Текст]: книга для воспитателей / Л.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С.Рычагова; под ред. А.Г. Арушановой.- М.: Мозаика-Синтез.2004.-208с.

  3. Михайленко, Н.Я. Проектирование образовательного процесса: из опыта совместной работы практический педагогов и научных сотрудников [Текст] / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание.-1997.-№12.-с.13-17.

  4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / .В.Н. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой.- СПб., 1995.-134.

Просмотров работы: 17192