КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Михайлова Ю.Е. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Современное состояние воспитания. В настоящее время благодаря государственной политике в сфере образования наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу. Сегодня под воспитанием понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач. Коренным образом изменилось отношение к содержанию воспитания в современной школе. Воспитательная деятельность рассматривается как важнейшая составляющая педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов.

Основные принципы реализации воспитательной деятельности:

  • принцип целостности означает скоординированное развитие всех составляющих системы образования;

  • принцип открытости предполагает возможность планирования учащимися жизнедеятельности в школе, классе совместно с учителями, родителями;

  • принцип дифференциации предполагает отбор содержания, методов и форм работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса;

  • принцип доверия и поддержки предполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его устремлений к самореализации;

  • принцип творчества и успеха предполагает направленность воспитания на развитие творческих задатков и способностей каждого ребенка, стимулирует стремления личности, направленные на самосовершенствование и самореализацию;

  • принцип гуманизации предполагает приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • принцип социализации способствует самоопределению ребят в социальной среде, приобретению ими социального опыта, путем принятия на себя различных социальных ролей;

  • принцип психологической комфортности предполагает охрану и укрепление психологического здоровья ребенка.

Особенно усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского, патриотического и физического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения обучающихся, к защите прав детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) определяет в качестве главных не предметные результаты, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Они должны обеспечить школьникам умение учиться, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

У подростков формируются универсальные учебные действия: личностные (формируется умение оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; уважение к личности и ее достоинству; доброжелательные отношения с окружающими; потребность в самоуважении и самореализации, социальном признании; способность к саморазвитию) и метапредметные (включают три компоненты: регулятивную (способность к целеполаганию, анализу условий и путей достижения цели; использование диалога в условиях решения проблемных ситуаций; умение осуществлять оценку и самооценку деятельности, определять успешность своей работы и работы группы, команды); познавательную (умение реализовывать проектно-исследовательскую деятельность, осуществлять расширенный поиск информации; пользоваться источниками; преобразовывать информацию для получения нового продукта, строить логическое рассуждение); коммуникативную (умение формировать свою собственную позицию и сравнивать различные точки зрения, организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; умение адекватно использовать речь, организовывать взаимодействие в паре, группе, коллективе).

2. Планирование работы классного руководителя. Умение четко и грамотно планировать свою работу является одним из важных показателей профессионального мастерства классного руководителя. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию воспитательной работы, намечает ее перспективы, обеспечивает реализацию определенной системы воспитания. Составить план – это значит продумать и представить себе в общем, и в деталях весь ход воспитательной работы, ее организацию, предусмотреть результаты. Единой формы планирования воспитательной работы нет, поэтому в разных школах существуют свои подходы и технологии.

При планировании следует руководствоваться сложившимися на практике и обоснованными наукой следующими требованиями.

  1. Комплексное изучение состояния проблем и перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, которое осуществляется на основе диагностики. На основе понимания имеющихся проблем, перспектив, собственных потенциалов и возможностей детей у классного руководителя возникает видение его собственной воспитательной деятельности.

  2. Формулирование воспитательной цели и задач. Классный руководитель должен знать, почему именно такая цель и педагогическая идея актуальны для его класса.

  3. План воспитательной работы должен быть ориентирован на образовательную концепцию школы.

  4. Следует планировать в большей степени не работу с учащимися, а их самостоятельную деятельность, педагогически направленную и организуемую; план не должен представлять собой бессистемный перечень дел, важно, чтобы в нем был «стержень».

  5. План должен быть максимально ориентирован на особенности школьного ученического коллектива, его способности, возможности педагогов, социальной микросреды.

  6. Необходимы конкретность, обязательность выполнения включенных в план дел.

  7. Должно быть разумное сочетание словесных, наглядных, практических форм воспитательной работы, ориентация на активные методы воспитания.

Планированию воспитательной работы предшествует: ознакомление с нормативными документами, определяющими воспитательные задачи школы на современном этапе; определение цели и задачи на основе условий воспитания, личностного потенциала учащихся и педагогов; ознакомление педагогического коллектива с программой воспитания, личностного потенциала учащихся и педагогов; анализ работы за прошедший год; привлечение учащихся, родителей к планированию; изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года, выбор наиболее интересных и важных дат для воспитания учащихся.

Структура плана воспитательной работы, как правило, включает в себя: анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени; цель, стратегические и тактические задачи на будущее; научно-методическую тему исследовательской работы классного руководителя; общешкольные дела (коллективная творческая деятельность); работу с различными ученическими объединениями, лидерами ученического самоуправления; работу по традиционным и инновационным направлениям; вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания; деятельность в рамках принятых воспитательных программ и проектов; совместную деятельность с учреждениями культуры, здравоохранения, правоохранительными органами.

Планы воспитательной работы различаются по содержанию и структуре: планирование по ключевым делам; календарное планирование; план-сетка; планирование по видам деятельности.

План воспитательной работы должен быть разнообразным по содержанию, и максимально учитывать интересы учащихся.

Оптимальные условия для развития личности ребенка можно создать лишь при правильном взаимодействии школы и семьи. Общение с родителями – большое искусство, а для классного руководителя – неизбежная и не всегда простая часть работы. Планируя, организуя работу с родителями, нужно руководствоваться следующими требованиями.

  1. Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей. Мы вместе – учителя и родители – делаем одно общее дело. Самой жизнью нам доверено обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей. Мы в определенном смысле являемся коллегами.

  2. Выстраивая концепцию оптимальных взаимоотношений с родителями, необходимо обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы исемьи. В процессе общения происходит обмен опытом, совместная выработка каких-то решений.

  3. Отношения с родителями должны быть построены на доверии. Учащийся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком находится под контролем профессионала, которому он доверяет. Только тогда можно выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Для повышения уровня воспитательной работы в школе необходимо активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность; их сотрудничество с детьми и педагогами. Основными задачами школыпри проведении данной работы являются:

  1. оказание квалифицированной педагогической помощи родителям учащихся;

  2. расширение сфер и форм сотрудничества с семьями, вовлечение их в совместную социально значимую деятельность;

  3. активизация совместной деятельности школы, родительской общественности, родителей по нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни школьников;

  4. решение проблем безнадзорности, наркомании, преступности, профилактика девиантного поведения учащихся;

  5. изучение потребностей семей в образовательных услугах;

  6. расширение сферы услуг дополнительного образования, наиболее полное выявление способностей детей и обеспечение их занятий по интересам;

  7. повышение роли психолого-педагогической службы школы в работе с родителями, индивидуальной работе с неблагополучными семьями;

  8. совместная разработка и реализация модели взаимодействия школы и семьи.

В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для того чтобы совместная деятельность была успешной, необходимо вовлекать родителей в работу классного руководителя по формированию ученического коллектива, контролю учебы, организации внеурочных мероприятий. Можно выделить следующие направления работы с родителями: психолого-педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми; корректировка взаимоотношений в семьях отдельных учащихся; организация работы родительского актива; совместная деятельность по вопросам успеваемости школьников; взаимодействие семьи с организациями дополнительного образования школы; организация диагностической работы по изучению семей подростков; методическая работа. Эти направления работы должны быть отражены в плане работы классного руководителя и наполнены конкретным содержанием.

Формы работы с родителями: родительские собрания и конференции; круглый стол, лекции, мини-лекции, диспуты; консультации родителей; тренинги для родителей, анкетирования; индивидуальные беседы; дни открытых дверей; творческие встречи; клуб молодой семьи; совместные праздники; родительские рейды; проведение брифингов; ведение «папки класса»; деятельность школьного и классных родительских комитетов; заседания, конференции родительского актива; обзоры и выставки литературы для родителей; деятельность совета, комиссии по профилактике правонарушений, наркомании; проведение открытых уроков для родителей, отчетных мероприятий.

3. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками. Одной из функций классного руководителя является организация взаимодействия с учителями-предметниками, преподающими в классе. От этого во многом зависит состояние учебной и внеурочной работы в классе, успеваемость учеников класса, уровень психологического и эмоционального комфорта для каждого школьника. Сущность взаимодействия классных руководителей с учителями-предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе. Наиболее актуальными направлениями, по которым осуществляется профессиональное взаимодействие классного руководителя и учителей-предметников, являются:

  • безопасность образовательного процесса (возможность сделать процесс образования учащихся класса наиболее безопасным, учитывая индивидуальные психологические особенности, показания здоровья класса и прочие специфические черты коллектива и каждой личности);

  • организованность (обеспечение дисциплины, самодисциплины, самоорганизации класса);

  • дифференциация и индивидуализация (учет особенностей при определении ориентиров воспитания и обучения школьников);

  • последовательность и комплексность влияния на развитие учащихся.

Наиболее распространенными формами организации взаимодействия классных руководителей с учителями-предметниками являются: совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе; посещение классным руководителем уроков; приглашение учителей-предметников на родительские собрания; групповые встречи классного руководителя, учителей-предметников и родителей; индивидуальные беседы классного руководителя с учителями-предметниками; совместное рассмотрение адаптационных проблем учащихся (в начале учебного года), итогов учебных четвертей.

Необходимо разработать «Годовой цикл взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками», где должны быть расписаны основные организационные формы совместной работы.

Используемая литература:

  1. Куприянов, Б.В. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками. [Текст] /Б.В. Куприянов. //Справочник классного руководителя. - 2008. - № 4. - С.17-28.

  2. Курганский, С.М. Планирование воспитательной работы в школе.[Текст] /С.М. Курганский //Справочник классного руководителя. – 2012. - №5. - С. 4-12.

  3. Осин, А.К. Системно-деятельностный подход во внеучебной работе в условиях перехода на ФГОС. [Текст] /А.К. Осин //Научный поиск. - 2012. - № 2.1. - С. 67-68.

Просмотров работы: 2524