Менеджер – это «человек, отвечающий за координацию и контроль над организацией труда» [4,410]. Выполняя свои основные функции (постановка целей, принятие решений, контроль за их выполнением), современный менеджер учитывает прежде всего человеческий фактор: поощрение способностей работников, стимулирование их развития, формирование партнерства и сотрудничества, воспитание «корпоративного духа» и.т.п. Таким образом, современный менеджер – это не просто управляющий, а человек, «осуществляющий управление через филигранную работу с людьми» [11,5].
Следовательно, профессия «менеджер» предъявляет высокие требования к желающим овладеть ею. Наряду с наличием профессиональных деловых навыков, менеджер должен обладать определенными психологическими качествами.
В связи со спецификой этой профессии, заключающейся в органическом взаимопроникновении теоретических знаний и практических умений менеджера, психологи разрабатывают и используют в профессиональном отборе менеджеров различные психотехнологии [8;9].
Психотехнологии позволяют претендентам осознать мотивационные механизмы и развить у желающих подлинную мотивацию [9] в отличие от синдрома «белых тапочек».
Таким образом, посредством психотехнологий создается целостное многоуровневое представление о менеджере. Претендент на эту профессию познает свои индивидуальные особенности и учится соотносить их с индивидуальными особенностями будущих подчиненных.
Психотехнологии позволяют выполняющему их продумать и «прожить» то, что будет. Они создают среду успеха, в которой не нужно учиться «для галочки», и потому все материалы усваиваются без напряжения и надолго [10, 7]. Например, наличие у выпускников средней школы такого навыка, как способность к сотрудничеству, выявляется посредством определенных технологий.
Нами разработаны психотехнологии, выявляющие и формирующие необходимые черты менеджера у выпускников средней школы: сотрудничество, уважение, умение слушать собеседника, эмпатия, справедливость, беспристрастность, доброжелательность, честность и др.
Таким образом, создается осознанная технологическая цепочка, осуществляется труд души, и в результате этого труда молодой человек продвигается к осознанному выбору профессии менеджера.
Профессиональный отбор, по нашему мнению, должен начинаться именно с таких психотехнологий.
Список литературы
Волкова Н.В. и др. Менеджер: психология + экономика. Иваново, Ив.ГУ. 1998
Вудкок М., Фэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991.
Грейсон Дж. К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991.
Джери Д., Джери Дж. Большой социологический словарь. В 2 т.т. Т.1. М. Вече.- Акт.1999.
Журавлев А.Л. Социально-психологические проблемы управления// Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука.1983. С.173-188
Обозов Н.Н. Психология менеджмента. СПб: СПбГУ, 1994.
Пряжников Н.С. Игровые и профориентационные упражнения: М.: Инст. практич. Психологии. 1997.
Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб: Речь.2000.
Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: М.: Независимая фирма «Класс». 1997.
Шпалинский В.В. Психология менеджмента. М.: Инст. Практич. Психологии. 2003.