К ВОПРОСУ О СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ ТЕРРОРИСТКИ-СМЕРТНИЦЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ ТЕРРОРИСТКИ-СМЕРТНИЦЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

События 6 января текущего года , когда 18-летняя Диана Рамазанова, совершила самоподрыв в одном из полицейских участков Стамбула, заставляют еще раз обращатиться к сложной теме террористки смертницы. По версии следствия, она познакомилась в Интернете с мужчиной по имени Идрис, проживающим в Турции, и по всей видимости, являвшимся вербовщиком у террористов. После полугода назад Диана уехала к нему, вышла замуж, и по информации сотрудников правоохранительных органов, в Турции девушку активно «обработали», уговаривая совершить теракт на территории России. Но по невыясненным пока причинам Диана Рамазанова совершила самоподрыв в одном из полицейских участков Стамбула.

Террористические акты с участием смертников в мире, в России и на Северном Кавказе, заставляют общество вновь и вновь обращать свое внимание на тех, кого называют «черными вдовами». Это женщины-самоубийцы, устраивавшие террористические акты в России в начале XXI века. По данным информационного агентства «Кавказский узел», с 2000 года на территории России было совершено 78 терактов с участием смертников (причем женщин среди них – менее половины), в которых погибло почти 1200 человек и более 3200 получили ранения. Что толкает людей в группу радикалов, что заставляет их надевать «пояса шахидов» и кто они, эти женщины, которые добровольно прощаются с жизнью?

Планируя террористические акты, террористы рассчитывают прежде всего на психологический эффект, и он становится значительно выше, если смертник - женщина. В этом одна из причин, почему в последнее время все чаще в роли террористов-смертников выступают женщины. Кроме того, в условиях ужесточения мер безопасности во многих государствах мира женщине значительно проще проникнуть в места массового скопления людей для свершения теракта. Использование смертниц вызывает страх, стресс и негативный эффект на все население и обычно получает широкую огласку, особенно если террористка - женщина, окруженная ореолом мученичества. Организации, которые используют смертников, усвоили вид мучеников и претендуют на самопожертвование как якобы последнее средство против более мощных врагов[1].

Часть исследователей, считает, что можно разглядеть какие-то общие тенденции в личности таких женщин, другие утверждают, что общий профиль не существует. Социальный портрет террористки-смертницы составить слишком сложно. Он формируется под воздействием множества политических и социальных, культурных и религиозных факторов, и поэтому в разных регионах мира различен. На наш взгляд общего портрета не существует, так как он слишком противоречив.

В целом есть согласие по одному пункту - смертники в основном молодые. Возраст террористок — 18-40 лет. Специалисты объясняют молодость смертников теми настроениями, которые господствуют у разных возрастных групп. Так положительное отношение к политическому насилию преобладает у 14,5% молодых людей в возрасте до 17 лет. Этот процент у следующей группы - в возрасте до 24 лет составляет 14,9%, а затем начинает снижаться, достигая 6% у людей в возрасте 64 лет[2]. Многие несовершеннолетние террористы принимали свою новую жизнь в роли подпольных борцов за свободу в качестве увлекательной игры, наполненной тайнами, опасностью, секретами и приключениями. Она же сопровождалась грамотно выстроенной идеалистической риторикой.

Социальная среда, из которой выходят смертницы, разнообразна. Среди них есть безработные и преуспевающие профессионалы, бедные и обеспеченные, студентки и безграмотные. Чаще это - незамужние женщины сложной судьбы. У многих погибли или пропали без вести члены семьи и близкие. Выбор пути смертницы делается как под влиянием каких-либо трагических событий в личной жизни, так и сознательно, в силу идеологических убеждений. Методов вербовки в ряды смертниц существует огромное количество. Среди них - "продажа" девушек боевикам, "накачивание" их наркотиками, изнасилования с последующим шантажом и принуждением согласиться выполнить "очистительную" миссию.

Марьин М.И., Касперович Ю.Г выделяют две большие группы, это «черные вдовы» (вдовы или ближайшие родственницы погибших в боях членов незаконных вооруженных формирований) и «невесты Аллаха»(молодые девушки, чаще всего из ваххабитских семей, где женщине прививается культ преклонения перед мужчиной, или девушки выросшие без отца). Их «похищают», берут якобы замуж, а потом шантажируют. У них нет шанса вернуться в семью и выйти замуж, они опозорены, никому не нужны. Среди таких девушек есть и неиспорченные, богобоязненные, которые готовы принять мученическую смерть после психологической атаки. Жертву отделяют от семьи постепенно, и домом для нее становится ваххабитская община, где все друг другу «сестры и братья». Здесь с ней работают, и если подвижек нет, то используют наркотики[3].

На наш взгляд инструкторы могут в течении определенного времени сформировать личную жизнь и мировоззрение девушек. У девушки формируются ценности микросоциальной среды. Повлиять на оценку микросоциума будущей смертницы могут догматически-религиозные или национальные, политические, социальные явления. Остальной мир, согласно внушаемым будущей «шахидке» представлениям, должен восприниматься как нечто враждебное, инородное, заслуживающее лишь презрения.

Помимо религиозной мотивации семье смертницы обычно выплачивается крупная сумма денег, а ее имя становится святым. Такой поступок поднимает социальный статус и престиж семьи. Фотографии террориста, пожертвовавшего своей жизнью, поднимают моральный дух соплеменников и широко используются при вербовке новых и новых их последователей[4].

К числу социально-психологических факторов, которые способствуют формированию психологических особенностей у лиц, выбирающих террористическую деятельность, относятся: неблагоприятные условия в семье, потеря близких в результате криминальных действий против них, одиночество, комплекс неполноценности, не востребованность, отсутствие самореализации и значимого статуса, пренебрежение со стороны окружающих, нерешительность, неумение принимать самостоятельные решения и в соответствии с этим выбирать варианты поведения, изолированность от внешних положительных связей и влияние позитивной социальной среды, стремление к самоутверждению своей значимости, агрессивность, эксцентричность, зависть и ненависть к преуспевающим людям, корысть, мнимый патриотизм и религиозный фанатизм, обида на правоохранителей, шантаж, запугивание, принуждение.

Что движет террористками? Религиозный фанатизм, который одурманивает сознание. Убийство людей – (самый большой грех в любой религии) - провозглашается лидерами экстремистских исламистских организаций святым делом. Религиозная, патриотическая, националистическая риторика полностью вытесняют из сознания будущих смертников человеческую мораль и здравый смысл. Они укрепляются в своей вере в загробную жизнь.

В недавнем прошлом сам факт использования женщин в качестве смертниц считался несовместимым с нормами и принципами религиозного учения ислама. Ситуация, по мнению западных исследователей, изменилась в связи с военной кампанией в Чечне. Перед исламистскими фундаменталистами встала задача религиозного обоснования такого явления, ибо Коран строго запрещает самоубийство. Такое обоснование было найдено в формуле, гласящей, что женщины-смертницы свершают не акт самоубийства, а акт мученичества, а к мученикам Аллах благоволит. И все же в исламском мире нет единства подходов к этой проблеме.

Можно согласиться с авторами Марьиным М.И., Касперовичем Ю.Г., которые указывают, что тип террориста-смертника формируется под влиянием различных социальных и психологических факторов. Группу социальных факторов составляют политический и экономический уровень развития общества, историко-культурные условия, степень недовольства и обид граждан, вектор направленности обид, эффективность контртеррористических мероприятий.

Примечания:

1.Попов И.М. У терроризма… женское лицо (Неопубликованная статья, октябрь 2004 г.)

2.Debra Zedalis,"Female Suicide Bombers", 2004[Электронный ресурс] www. strategicstudiesinstitute.army.mil/pdffiles/PUB408.pdf

3. Марьиным М.И., Касперовичем Ю.Г. Психология террористов-смертниц//Педагогика в правоохранительных органах, 2012 № 1(48) с. 7

4. Suicide bombers: are psychological profiles possible? By David Lester, Bijou Yang & Mark Lindsay, 2004, Studies in Conflict & Terrorism, 27[Электронный ресурс]www.laits.utexas.edu/tiger/lester.pdf

Просмотров работы: 2315