По Тойн А. ван Дейку: «Дискурс – это коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим (наблюдателем и других) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и прочем контексте. Это коммуникативное действие может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие» [3].
Н. Д. Арутюнова отмечает, что дискурс мыслится как речь, вписанная в коммуникативную ситуацию, и в силу этого — как категория с более отчетливо выраженным социальным содержанием по сравнению с речевой деятельностью индивида, иными словами, «дискурс — это речь, погруженная в жизнь» [8].
Воплощая реализацию своего «я», собственных идей и представлений об идеальной организации общества и общественных отношений в государстве, проявляя свои, как личные, так и социальные намерения для осуществления определенных целей, дискурс является действенным инструментом для решения конкретных задач и намерений коммуникантов. Таким образом, дискурс, реализуясь в качестве социально упорядоченных, регламентированных коммуникативных актов (процессов и результатов) в рамках государства, и выражаясь в текстах определенного типа и в особых способах их применений, является уникальным орудием для осуществления и развития социального взаимодействия в обществе, в процессе которого происходит формирование имиджа [1].
Дословный перевод английского слова image это «образ». В социологии под имиджем подразумевается внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других, и совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и тому подобное, объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему [6]. О.А. Феофанов определил имидж как «образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, эстетическими, психологическими и т.д.), не имеющих основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего такой образ» [6].
Имидж граждан Российской Федерации на данный момент имеет неоднородное значение, но можно отметить факт популяризации и осознания ценности здорового образа жизни среди населения. Ведь он помогает людям приходить к тому, что несбалансированное питание, вредные привычки, огромное количество стресса, отсутствие достаточного количества физических нагрузок негативно сказываются на самочувствии, количестве заболеваний, продолжительности жизни. По большому счету понятие здоровый образ жизни так волнует современное общество, потому что люди хотят дольше жить и чувствовать себя при этом хорошо. «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие, даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья» - так сказал известный немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр [4]. Действительно, здоровье среди жизненных ценностей занимает наиболее важное место.
Проблему сохранения и укрепления здоровья, поддержание здорового образа жизни осознавали еще наши предки, ведь любой народ желал видеть будущее потомство здоровым, смелым и сильным. Свидетельством этого является устное народное творчество (эпосы, сказки, пословицы, поговорки, песни), в которых воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя – идеал человека могучей физической силы, мужества и отваги.
Разумеется, будет вести человек здоровый образ жизни или не будет, во многом определяет его психические качества, как сплав врожденных, наследственных свойств и свойств которые приобретает человек в процессе своей жизнедеятельности. Психические качества человека формируются в огромной степени под влиянием СМИ, семьи и соседского окружения, системы образования и приятельской компании. Иными словами, то, как мы говорим о вещах — наши фразы, наши акценты, то, что мы выделяем — вызывает определенные ощущения у других людей. Поступая, таким образом, мы оказываем влияние на восприятие и понимание окружающих, а, таким образом, на их и нашу реальность, на отражение социального мира в сознании (на создание дискурса).
Анализ феномена имиджа показывает, что из всего многообразия подходов к определению данного понятия, выделяют один существенный для описания имиджа населения признак. Это возможность влиять на поведение. О.А. Феофанов отмечает, что «имидж блокирует рациональное познание объекта, и в то же время, своим внушающим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку действия» [6]. В связи с этим, формирование имиджа здорового образа жизни населения очень важно для благополучия всей страны. Ведь при условии доминирующего влияния негативного фактора в определенный отрезок времени, в определенной ситуации, способен изменить имидж, или проще говоря, «картинку» до полной своей противоположности. Например, Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века. В настоящий момент Россия заняла четвертое место в рейтинге стран по потреблению алкоголя, составленном ВОЗ. Больше нас пьют только в Белоруссии, Молдавии и Литве [9].
Таким образом, коммуникативный дискурс имеет огромное влияние на формирование имиджа россиян, ведущих здоровый образа жизни.
Список литературы:
Алексютина О.А. Основы теории коммуникации. Учебно-методической комплекс. – Брянск: БГУ, 2008.
Гойхман О.Я. Основы теории коммуникации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
Григорьева В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты : монография – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
Евсеев, Ю. Физическая культура / Ю. Евсеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Макаров М.Л. Основы теории дискурса. – М.: Прайм 2009.
Почепцов Г.Г. Имиджелогия М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2010.
Проблемы и реалии управленческого дискурса в целевых коммуникационных системах транзитивного общества (коллективная монография с участием зарубежных ученых). – Брянск: «Курсив», 2013.
Толстихина Е.В. Коммуникативный дискурс в межкультурной коммуникации// Социально-гуманитарные знания. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008.
http://www.who.int/substance_abuse/publications/global_alcohol_report/msb_gsr_2014_3.pdf
Discourse - is deposited and secure the sign system in the way of seeing and experiencing the world, a way of ordering social reality, implemented in a variety of social practices. [5]
Decent for A. Van Dyck: "Discourse - a communicative event that occurs between the speaker and the listener (the observer and others) in the process of communicative action in a specific temporal, spatial and other contexts. This communicative action can be verbal, written, have verbal and nonverbal components "[3].
ND Arutiunova notes that discourse is conceived as it inscribed in a communicative situation, and because of this - as a category with more than a distinct social content compared to the speech activity of the individual, in other words, "discourse - it is immersed in the life "[8].
Embodying the realization of his "I", and their own ideas of the perfect organization of society and social relations in the country, showing their own, both personal and social projects for a particular purpose, discourse is an effective tool to solve specific problems and intentions of communicants. Thus, discourse, realized in a socially ordered, regulated communicative acts (processes and results) as part of the state, and expressed in the text of a certain type and specific methods of use thereof, is a unique tool for the implementation and development of social interaction in society, in the process which is the formation of the image [1].
The literal translation of the English word image is the "image". In sociology, the image is meant by external image generated by the subject, in order to cause a certain impression, opinion, attitude of the other, and a set of properties attributed to advertising, promotion, fashion, prejudice, tradition and the like, object to cause certain reactions in relation to the it [6]. OA Feofanov identified the image as "image representation by associations granting additional object values (social, aesthetic, psychological, etc.), without foundation in the real properties of the object itself, but having social significance for perceiving this image" [6].
Image of citizens of the Russian Federation currently has a non-value, but you can note the fact that the promotion and awareness of the value of a healthy lifestyle among the population. After all, it helps people to come to the fact that an unbalanced diet, bad habits, a huge amount of stress, lack of sufficient physical activity have a negative impact on well-being, the number of diseases, life expectancy. By and large the concept of a healthy lifestyle so worried about modern society, because people want to live longer and feel good at the same time. "In general 9/10 of our happiness is based on the health. When it all becomes a source of pleasure, whereas without it, absolutely no external goods can not give pleasure, even subjective benefits: the quality of the mind, the soul, temperament in disease states weaken and fade. It is not without foundation, that we first of all ask each other about health and wish it to each other, it truly is the main condition of human happiness "- so said the famous German philosopher Arthur Schopenhauer XIX century. [4] Indeed, among the health values in life takes the most important place.
The problem of maintaining and promoting health, maintaining a healthy lifestyle conscious of our ancestors, because people want to see any future offspring healthy, brave and strong. Evidence of this is folklore (epics, tales, proverbs, songs) in which sung the national ideal physically tempered, brave and strong character - the ideal person powerful physical strength, courage and bravery.
Of course, people will lead a healthy lifestyle, or will not, largely determines his mental qualities, as an alloy of congenital, hereditary characteristics and properties that gets people in the course of his life. Mental qualities of man are formed to a large extent influenced by the media, family and neighborhood environment, education and friendly company. In other words, the way we talk about things - our phrases, our accents that we highlight - causes certain feelings of other people. In doing so, we will have an impact on the perception and understanding of others, and thus on their own and our reality, to reflect the social world in the mind (to create a discourse).
Image analysis of the phenomenon shows that from the variety of approaches to the definition of this concept, one major release to describe the image of the population sign. This is an opportunity to influence behavior. OA Feofanov notes that "image blocks rational cognition of the object, and at the same time, his inspiring influence creates a specific social and psychological setting of action" [6]. In this regard, the formation of the image of a healthy way of life is very important for the welfare of the whole country. In fact, provided the dominant influence of negative factors in determining the length of time in a certain situation, able to change the image, or more simply, a "picture" to complete its opposite. For example, Russia has traditionally been one of the most sober of Europe. Less than we saw in Europe only Norway. We stood in the penultimate place in the world in per capita alcohol consumption during three centuries from the XVII to the early XX century. At present, Russia ranked fourth in the ranking of countries by alcohol consumption, compiled by WHO. Most of us drink only in Belarus, Moldova and Lithuania [9].
Thus, the communicative discourse has a profound effect on the formation of the image of the Russians, leading a healthy lifestyle.
References:
1. Aleksyutina OA Fundamentals of the theory of communication. Educational and methodical complex. - Bucharest: BSU, 2008.
2. Goikhman OJ Fundamentals of the theory of communication: Proc. allowance. - M .: INFRA-M, 2012.
3. VS Grigorieva Discourse as an element of the communication process: pragmalingvisticheskij and cognitive aspects: monograph - Tambov Univ Thumb. state. tehn. University Press, 2007.
4. Evseev, Yu Physical Education / Yu Evseev. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2010.
5. Makarov ML Fundamentals of the theory of discourse. - M .: Prime 2009.
6. Pocheptsov GG Imageology M .: "Refl-book" K .: "Vakler" - 2010.
7. Problems and realities of management discourse in the target communication systems transitive society (collective monograph with foreign participants). - Bucharest: "courses", 2013.
8. Tolstikhina EV Communicative discourse in intercultural communication // Socially-humanitarian knowledge. Rostov-on-Don: Izd SFU 2008.
9.http://www.who.int/substance_abuse/publications/global_alcohol_report/msb_gsr_2014_3.pdf