Пояснительная записка
Проблема адаптации к обучению в вузе обретает актуальность именно в юношеском возрасте, поскольку этот период жизни человека относится к начальному этапу профессионализации. В психологической литературе до сих пор не существует единого подхода к вопросу адаптации. Адаптация выделяется и как условие, и как процесс. Заслуга постановки собственно проблемы адаптации студенчества принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева [9], который определял адаптацию как процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Студенческий возраст является периодом сложнейшего структурирования интеллекта. Степень психолого-педагогической адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в Вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Зачастую трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.
Адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Необходимо минимизировать издержки адаптационного периода обучения, повысить стрессоустойчивость студентов. В дальнейшем это должно положительно сказаться на психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в течение учебного года
Профессиональная деятельность студентов после окончания Вуза во многом зависит от прошлого опыта, уровня адаптации к новой образовательно -воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации психолого-педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора, что и реализуется в данной программе.
Целью программы является осуществление психологических-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в Вузе.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
1) подготовка студентов к новым условиям обучения;
2) формирование позитивных учебных мотивов;
3) установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
4) установление сложившихся личных взаимоотношений студентов в группе;
5) оптимизация стиля общения и взаимодействия в процессе обучения;
6) предупреждение и снятие у студентов психологического дискомфорта методом арт-терапии, связанного с новой образовательно-воспитательной средой;
7) умение выражать свои актуальные чувства, эмоций и переживания;
8) развитие коммуникативных навыков;
9)фиксирование более тесного эмоционального контакта и непосредственно чувства сплочённости между участниками тренинга;
10) укрепление чувства доверия друг к другу.
Контингент программы:студенты-психологи первого курса ВГПУ. Занятия проводятся в учебной аудитории. Противопоказаний к прохождению программы нет.
Оценку результатов и динамики реализуемой программы возможно отслеживать с помощью наблюдения, авторских опросов, анкет, а также психодиагностических методик:
1) тест «Оценка уровня общительности» Ряховского В.Ф. [12];
2) шкала тревоги Спилбергера Ч.Д., Ханина Ю.Л. [13];
3) методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой[11];
4) методика оценки психической атмосферы в коллективе Фидлера Ф. Ф. [14].
Содержание программы. Программа психолого-педагогической адаптации студентов первого курса к обучению в Вузе представляет собой цикл из 10 занятий. Занятия проводятся в группе из 27 человек. Каждое занятие длится 40-60 минут, частота занятий – 2 раза в неделю. Программа является краткосрочной, что позволяет хорошо и тщательно проследить динамику изменений.
Условия реализации.
Программа психолого-педагогического сопровождения реализуется в условиях вуза, в учебной аудитории.
Требования к помещению: просторное, теплое помещение с местом для группового творчества, место для динамических упражнений;
Требования к занятию: занятие должно быть разнообразным, построено в соответствии с целями и задачами программы.
Методы и средства оценки результативности программы:
Для решения поставленных задач были использованы разнообразные методы: беседа; арт-терапевтические техники; социально-психологические игры и упражнения; релаксационные упражнения. Каждое занятие состоит из 2 частей: организационный момент; групповая арт-терапевтическая деятельность.
Оценка эффективности программы психологической программы проводится с помощью:
1) контрольной диагностики групповой динамики;
2) беседы со студентами;
3) заключительная общая арт терапевтическая работа группы;
4) наблюдение за поведением.
Основными прогнозируемыми результатами реализации программы является снижение уровня тревожности, повышение стрессоустойчивости, сплочение студентов, развитие творческого потенциала, как средства самовыражения, а также формирование положительных представлений о будущем в вузе.
Тематический план занятий программы, представленный в Таблице 1, может быть расширен.
Таблица 1
Тематический план занятий
№ п/п |
Тема, цель занятия |
Содержание |
Кол-во часов |
Методическое обеспечение |
1 |
«Будем знакомы» Цель: знакомство со студентами |
1. Обсуждение ожиданий участников. 2. Установление правил занятий [15] 3.Упражнение «Автобиография» [15] 4. Игра «Молекулы» [15] 5. Обсуждение занятия |
1час |
Флип-чарт для записей. фломастеры. |
2 |
«Я среди других» Цель: выражение своих актуальных чувств, эмоций и переживаний |
1.Упражнение «Приветствие» [15] 2. Упражнение «Что мне в себе нравится» [15] 3. Изготовление из шерсти «Мой автопортрет »[авт.]. 4. Обсуждение занятия |
1 час |
Шерсть, фоторамки, клей, ножницы |
3 |
«Мы с тобой одной крови» Цель: сплочение коллектива студентов |
1.Упражнение «Приветствие» [15] 2. Упражнение «Никто не знает, что…» [15] 3. Динамическая игра «Веселый массаж» [15] 4. Упражнение «Пять вопросов» [15] 5. Обсуждение занятия. |
1 час |
Флип-чарт для записей. фломастеры. |
4 |
«Единство непохожих» Цель: расширение представлений о себе и одногруппниках |
1.Упражнение «Необычное приветствие» [15] 2. Упражнение «Кто я» [15] 3. Изготовление групповой картины из шерсти «Какой мы видим нашу группу» [авт.] 4. Обсуждение занятия |
1 час |
Листы картона формата А4, цветная шерсть, фоторамка. |
5 |
«Слушать и слышать» Цель: установление контакта и коммуникативных навыков студентов в микро группах |
1.Упражнение «Необычное приветствие» [15] 2. Упражнение «Сказка по миру» [15] 3.Выполнение фото-коллажа на тему «Наша группа» [авт] 4. Обсуждение занятия |
1 час |
Фотографии, листы картона А4, краски |
6 |
«Ты, да я, да мы с тобой» Цель: развитие коммуникативных навыков. |
1. Упражнение «Приветствие» [15] 2. «Сказка» [15] 3. Обсуждение занятия |
1 час |
Флип-чарт для записей. Фломастеры, листы бумаги. |
7 |
«Своими руками» Цель: развитие гармонии с собой |
1.Упражнение «Проводник». [15] 2.Упражнение «Испорченный телефон». [15] 3.Создание портрета группы в глиняном поле. [авт] 4. Обсуждение занятия |
1 час |
Глина, деревянный ящик |
8 |
«Мы-будущее» Цель: гармонизация взаимоотношений в группе |
1.Упражнение «Пирог» [15] 2. Упражнение «Тик-так» [15] 3.Рисунок группы «Мы в будущем» [авт.] 4. Обсуждение занятия |
1 час |
Краски , кисти, ватман |
9 |
«Я верю в тебя» Цель: Укрепление чувства доверия друг к другу |
1.Приветствие [15] 2. Упражнение «Качели» [15] 3. «Куст роз» [15] 4. Обсуждение занятия |
1 час |
листы для рисования, краски, цветные карандаши, фломастеры, ручка, кисти, ножницы, журналы, скотч. |
10 |
«Команда» Цель: Фиксирование более тесного эмоционального контакта и непосредственно чувства сплочённости между участниками тренинга. |
1. Упражнение «Путаница». [15] 2. Создание заключительного фото-коллажа «Теперь наша группа» [авт]. 3. Рефлексия 4. Обсуждение занятия, подведение итогов |
1 час |
Фотографии, листы картона А4, краски гуашь, карандаши, клей, кисти |
Список литературы, использованной при разработке программы
и рекомендованной к использованию
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М: Издательство "Ось-89", 1999. – 138 с.
Гришанов Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев, 1990 - C.29-41.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов / Т.И. Ронгинская. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1987 – 16 с.
Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А.В. Сиомичев Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1985 – 17 с.
Панфилова М.А Игротерапия общения / М.А. Панфилова М.: Гном, 2012. – 153 с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. – 672 с.
Чикина Т. Е. Адаптивное обучение первокурсников [Электронный ресурс] / Т. Е. Чикина. – Режим доступа: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf.
Ананьева Б.Г. Ананьевские чтения / Б.Г. Ананьев. – СПб.:-Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 1998 — 219 с.
Особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Электронный ресурс] Управление организационно-воспитательной работы со студентами. URL: http://uovr.istu.ru/curator/p-adaptation.html
Дубовицкая Т.Д. Методика «Адаптированность студентов в вузе» [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая. URL: http://www.vash-psiholog.info/psih/20487-metodika-issledovaniya-adaptirovannosti-studentov-v-vuze.html
Ряховский В. Ф. Тест «Оценка уровня общительности» [Электронный ресурс] / Р.Ф. Ряховский -URL:http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.htm
Спилбергер Ч.Д.Шкала тревоги [Электронный ресурс] / Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.- URL:http://psylab.info/Шкала_тревоги_Спилбергера/
Фидлер Ф.Ф. Методика оценки психической атмосферы в коллективе. [Электронный ресурс] / Ф.Ф. Фидлер.- URL:http://vsetesti.ru/109/
Бука Т. Л. "Психологический тренинг"[Электронный ресурс] / Бука Т. Л., Митрофанова М. Л.- URL:http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/-trainings/682-psychological-training