ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ.

Беца Ю.С. 1
1Воронежский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пояснительная записка

Проблема адаптации к обучению в вузе обретает актуальность именно в юношеском возрасте, поскольку этот период жизни человека относится к начальному этапу профессионализации. В психологической литературе до сих пор не существует единого подхода к вопросу адаптации. Адаптация выделяется и как условие, и как процесс. Заслуга постановки собственно проблемы адаптации студенчества принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева [9], который определял адаптацию как процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Студенческий возраст является периодом сложнейшего структурирования интеллекта. Степень психолого-педагогической адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в Вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Зачастую трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.

Адаптация продолжается от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от социальной зрелости студента. Необходимо минимизировать издержки адаптационного периода обучения, повысить стрессоустойчивость студентов. В дальнейшем это должно положительно сказаться на психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в течение учебного года

Профессиональная деятельность студентов после окончания Вуза во многом зависит от прошлого опыта, уровня адаптации к новой образовательно -воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации психолого-педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора, что и реализуется в данной программе.

Целью программы является осуществление психологических-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в Вузе.

Программа ориентирована на решение следующих задач:

1) подготовка студентов к новым условиям обучения;

2) формирование позитивных учебных мотивов;

3) установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;

4) установление сложившихся личных взаимоотношений студентов в группе;

5) оптимизация стиля общения и взаимодействия в процессе обучения;

6) предупреждение и снятие у студентов психологического дискомфорта методом арт-терапии, связанного с новой образовательно-воспитательной средой;

7) умение выражать свои актуальные чувства, эмоций и переживания;

8) развитие коммуникативных навыков;

9)фиксирование более тесного эмоционального контакта и непосредственно чувства сплочённости между участниками тренинга;

10) укрепление чувства доверия друг к другу.

Контингент программы:студенты-психологи первого курса ВГПУ. Занятия проводятся в учебной аудитории. Противопоказаний к прохождению программы нет.

Оценку результатов и динамики реализуемой программы возможно отслеживать с помощью наблюдения, авторских опросов, анкет, а также психодиагностических методик:

1) тест «Оценка уровня общительности» Ряховского В.Ф. [12];

2) шкала тревоги Спилбергера Ч.Д., Ханина Ю.Л. [13];

3) методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой[11];

4) методика оценки психической атмосферы в коллективе Фидлера Ф. Ф. [14].

Содержание программы. Программа психолого-педагогической адаптации студентов первого курса к обучению в Вузе представляет собой цикл из 10 занятий. Занятия проводятся в группе из 27 человек. Каждое занятие длится 40-60 минут, частота занятий – 2 раза в неделю. Программа является краткосрочной, что позволяет хорошо и тщательно проследить динамику изменений.

Условия реализации.

Программа психолого-педагогического сопровождения реализуется в условиях вуза, в учебной аудитории.

Требования к помещению: просторное, теплое помещение с местом для группового творчества, место для динамических упражнений;

Требования к занятию: занятие должно быть разнообразным, построено в соответствии с целями и задачами программы.

Методы и средства оценки результативности программы:

Для решения поставленных задач были использованы разнообразные методы: беседа; арт-терапевтические техники; социально-психологические игры и упражнения; релаксационные упражнения. Каждое занятие состоит из 2 частей: организационный момент; групповая арт-терапевтическая деятельность.

Оценка эффективности программы психологической программы проводится с помощью:

1) контрольной диагностики групповой динамики;

2) беседы со студентами;

3) заключительная общая арт терапевтическая работа группы;

4) наблюдение за поведением.

Основными прогнозируемыми результатами реализации программы является снижение уровня тревожности, повышение стрессоустойчивости, сплочение студентов, развитие творческого потенциала, как средства самовыражения, а также формирование положительных представлений о будущем в вузе.

Тематический план занятий программы, представленный в Таблице 1, может быть расширен.

Таблица 1

Тематический план занятий

№ п/п

Тема, цель занятия

Содержание

Кол-во часов

Методическое обеспечение

1

«Будем знакомы»

Цель: знакомство со студентами

1. Обсуждение ожиданий участников.

2. Установление правил занятий [15]

3.Упражнение «Автобиография» [15]

4. Игра «Молекулы» [15]

5. Обсуждение занятия

1час

Флип-чарт для записей. фломастеры.

2

«Я среди других»

Цель: выражение своих актуальных чувств, эмоций и переживаний

1.Упражнение «Приветствие» [15]

2. Упражнение «Что мне в себе нравится» [15]

3. Изготовление из шерсти «Мой автопортрет »[авт.].

4. Обсуждение занятия

1 час

Шерсть, фоторамки, клей, ножницы

3

«Мы с тобой одной крови»

Цель: сплочение коллектива студентов

1.Упражнение «Приветствие» [15]

2. Упражнение «Никто не знает, что…» [15]

3. Динамическая игра «Веселый массаж» [15]

4. Упражнение «Пять вопросов» [15]

5. Обсуждение занятия.

1 час

Флип-чарт для записей. фломастеры.

4

«Единство непохожих»

Цель: расширение представлений о себе и одногруппниках

1.Упражнение «Необычное

приветствие» [15]

2. Упражнение «Кто я» [15]

3. Изготовление групповой картины из шерсти «Какой мы видим нашу группу» [авт.]

4. Обсуждение занятия

1 час

Листы картона формата А4, цветная шерсть, фоторамка.

5

«Слушать и слышать»

Цель: установление контакта и коммуникативных навыков студентов в микро группах

1.Упражнение «Необычное

приветствие» [15]

2. Упражнение «Сказка по миру» [15]

3.Выполнение фото-коллажа на тему «Наша группа» [авт]

4. Обсуждение занятия

1 час

Фотографии, листы картона А4, краски

6

«Ты, да я, да мы с тобой»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

1. Упражнение «Приветствие» [15]

2. «Сказка» [15]

3. Обсуждение занятия

1 час

Флип-чарт для записей. Фломастеры, листы бумаги.

7

«Своими руками»

Цель: развитие гармонии с собой

1.Упражнение «Проводник». [15] 2.Упражнение «Испорченный телефон». [15]

3.Создание портрета группы в глиняном поле. [авт]

4. Обсуждение занятия

1 час

Глина, деревянный ящик

8

«Мы-будущее»

Цель: гармонизация взаимоотношений в группе

1.Упражнение «Пирог» [15]

2. Упражнение «Тик-так» [15]

3.Рисунок группы «Мы в будущем» [авт.]

4. Обсуждение занятия

1 час

Краски , кисти, ватман

9

«Я верю в тебя»

Цель: Укрепление чувства доверия друг к другу

1.Приветствие [15]

2. Упражнение «Качели» [15]

3. «Куст роз» [15]

4. Обсуждение занятия

1 час

листы для рисования, краски, цветные карандаши, фломастеры, ручка, кисти, ножницы, журналы, скотч.

10

«Команда»

Цель: Фиксирование более тесного эмоционального контакта и непосредственно чувства сплочённости между участниками тренинга.

1. Упражнение «Путаница». [15]

2. Создание заключительного фото-коллажа «Теперь наша группа» [авт].

3. Рефлексия

4. Обсуждение занятия, подведение итогов

1 час

Фотографии, листы картона А4, краски гуашь, карандаши, клей, кисти

Список литературы, использованной при разработке программы

и рекомендованной к использованию

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М: Издательство "Ось-89", 1999. – 138 с.

  2. Гришанов Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев, 1990 - C.29-41.

  3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

  4. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов / Т.И. Ронгинская. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1987 – 16 с.

  5. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А.В. Сиомичев Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1985 – 17 с.

  6. Панфилова М.А Игротерапия общения / М.А. Панфилова М.: Гном, 2012. – 153 с.

  7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. – 672 с.

  8. Чикина Т. Е. Адаптивное обучение первокурсников [Электронный ресурс] / Т. Е. Чикина. – Режим доступа: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf.

  9. Ананьева Б.Г. Ананьевские чтения / Б.Г. Ананьев. – СПб.:-Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 1998 — 219 с.

  10. Особенности адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Электронный ресурс] Управление организационно-воспитательной работы со студентами. URL: http://uovr.istu.ru/curator/p-adaptation.html

  11. Дубовицкая Т.Д. Методика «Адаптированность студентов в вузе» [Электронный ресурс] / Т.Д. Дубовицкая. URL: http://www.vash-psiholog.info/psih/20487-metodika-issledovaniya-adaptirovannosti-studentov-v-vuze.html

  12. Ряховский В. Ф. Тест «Оценка уровня общительности» [Электронный ресурс] / Р.Ф. Ряховский -URL:http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.htm

  13. Спилбергер Ч.Д.Шкала тревоги [Электронный ресурс] / Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.- URL:http://psylab.info/Шкала_тревоги_Спилбергера/

  14. Фидлер Ф.Ф. Методика оценки психической атмосферы в коллективе. [Электронный ресурс] / Ф.Ф. Фидлер.- URL:http://vsetesti.ru/109/

  1. Бука Т. Л. "Психологический тренинг"[Электронный ресурс] / Бука Т. Л., Митрофанова М. Л.- URL:http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/-trainings/682-psychological-training

Просмотров работы: 2604