СОДЕРЖАНИЕ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОДЕРЖАНИЕ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИИ ДЕТЕЙ

Дударова Р.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, которые обеспечивают коррекцию нарушенных функций. Семья для таких детей играет очень важную роль, так как эмоционально-положительное общение ребенка со взрослыми обеспечивает его нормальное психическое развитие. Но также особую роль уделяют ранней диагностике отклонений в развитии ребенка.

В первые годы жизни ребенка его мозг развивается наиболее интенсивно, ребенок начинает усваивать двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями данные стереотипы сформированы неправильно, то впоследствии исправить их бывает очень сложно.

Иммунные и адаптационные механизмы организма ребенка еще очень слабые, поэтому многие биологические вредные воздействия могут вызвать серьезные отклонения, в общем и психическом развитии ребенка.

Все это обуславливает необходимость проведения ранней диагностики. Также значение и актуальность проблемы ранней диагностики обуславливаются и рядом социально-педагогических факторов:

- неграмотность родителей;

- отсутствие координированной системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей до трех лет с отклонениями в развитии;

- недостаточно сформированные психолого-педагогические вопросы аномального развития и коррекции в раннем возрасте;

- недостаточное число специалистов для работы с детьми данного возраста [2].

Ранняя диагностика отклонений в развитии является главным условием для эффективного обучения и воспитания ребенка, а также его успешной интеграции в социум. Она основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с различными отклонениями. Ранняя диагностика относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, т.е. к возрасту от 0 до 3 лет.

При диагностике ребенка с отклонениями необходимо не только констатировать интеллектуальную, речевую, двигательную недостаточность, но и установить клинический диагноз, в котором отражается причина и механизм нарушения, прогноз социализации и обучения, а также пути и методы лечебно-коррекционной работы.

Диагностика носит комплексный характер. При ее проведении участвуют такие специалисты как: психологи, педагоги, педиатры, психоневрологи, логопеды. Важно установить структуру ведущего дефекта и вторично связанных с ним отклонений. Чем раньше будет проведена диагностика, тем быстрее начнется и будет более успешной реабилитация.

Специалисты медико-социально-педагогической комиссии и работники дошкольных учреждений должны хорошо ориентироваться вопросах диагностики различных форм аномального развития, а также иметь представления о методах их лечения и психолого-педагогической коррекции [1].

В 70-х годах в нашей стране впервые были разработаны процедуры диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. Впоследствии данная методология была рекомендована к внедрению в дошкольные учреждения.

Современный уровень развития медицины, нейрофизиологии, медицинской психологии позволяет не только диагностировать различные формы аномального развития, но также выявить клинические и психологические механизмы нарушений.

Таким образом, ранняя диагностика отклонений в развитии и медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит предотвратить или ослабить последствия того или иного отклонения, поможет вырастить человека, способного активно участвовать в жизни общества.

Список литературы.

1. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: 1992. - 95 с.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: 2005. - 320 с.

3. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. - 1994.-№ 1.

Просмотров работы: 3232