ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рощенко А.Ю. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Особенности формирования просодического компонента речи у детей с ЗПР в настоящее время является одной из важнейших задач.

Следует отметить, что специалисты накопилиопределенный опытв развитии и формировании этого компонента речевой деятельности детей данной категории. Часть из них касается монологической речи.

Особенностьютакой речи у детей с подобным диагнозом, является то, что их речьчастоимеет ситуативный характер. Это отражается в частом использовании личных и указательных местоимений, употреблении предложений с прямой речью. Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР это только начало перехода к контекстной речи. Вместе с тем отмечается, что словарный запас у них очень мал. В частности речь идет о таких частях речи, как имена прилагательныеи именасуществительные с конкретным значением.

Усвоение такими детьмипростейших знаний о звуковой действительности речи затрудняетсянедостаточной активностью мыслительной деятельности, низкой познавательной активностью. Иное осознание звукового строения речи у детей с задержкой психического развитиявозникает позднее, чем у других. Вместе с тем, возможность осознать речевую действительность, ее элементы, включающие слова, звуки у подобных детей отличаются. Это может быть устойчивая направленность на звуковую часть речевой деятельности и понимания звукового строения слова или отсутствиеэтой направленности и неприятия задачи анализа звукового состава слова.

Просодические элементы речи имеютмелодику, относительную силу произнесения слов и частей слова. Отрезки речи могут соотноситьсяпо своей длительности, иметь общий темп, включать паузы, иметь общую тембральную окраску, а также обязательные для звуков речи и независимые от их качества, создающие речь через противопоставление одних элементов речевого потока другим. Просодические элементы относятся к единицам, большим, чем звук: слогам, словам, синтагмам и предложениям; они собраны в независимые системы, в которых главное соблюдение тона, ударения и интонации.

Одним из нарушений, входящих в структуру речевых, являетсярасстройство интонации. Имеютнесоответствиядети с задержкой психического развитияв таких просодических характеристиках речи, как динамика, модулированность речи, постановка ударения, мелодика, темп, ритм. Функциональный и мотивационный аспекты в обучении определяются главными для методики данными прагматики и теории возникновения речевого высказывания. Обеспечить функционально-мотивационную направленностьпри овладении детьми интонационных и смысловых комплексов является одним из основныхмоментов адекватной реализации интонационного членения высказывания.

Если направить усилия на равномерное усвоение формальных и функциональных признаков интонационных моделей ещев момент восприятия, а позднееи в период выполнения заданий имитативного и аналитического плана, то это даст возможностьсущественно повысить эффективность коррекционной работы по развитию интонационного аспекта речи у детей с ЗПР.

Проблемы, когда нарушается просодический компонент речи у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), в основном связаны с несовершенством их речевой моторики.

Чаще всего нарушения просодического компонента речи связаны с рядом отклонений. Чаще всего это встречается у детей с более поздним, чем по норме, развитием речи.

Утверждается, что отличия в интонационном оформлении высказываний детей зависят от коммуникативной ситуации и их можно объяснить развитием ребенка, как личности. Это значит, что, чем больше развивается личность ребенка, он более активноучаствует в общении, происходит формирование именно его отношения к тому, о чем говорят, а в зависимости от условий и участников коммуникации изменяется его языковое поведение, которое он выражает с помощью интонации.

Следовательно, просодический компонент у дошкольников представляет собой сложное и многогранное явление. Необходимо помнить о том, что просодический компонент речи частоне является ярко выраженным и у детей без отклонений, а у детей, имеющих задержку психического развития, этот момент осложненеще и рядом факторов, включающих в себя недостаточное речевое развитие, замедленное психическое развитие, сложностями, связанными с разными проблемами речевого аппарата.

Таким образом, требуется особое внимание педагогов-логопедов к вопросу формирования просодического компонента речи старших дошкольников с задержкой психического развития.

Просмотров работы: 1061