СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РОССИИ

Азарян К.А. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с Федеральным законом (от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ)«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Система социальных служб в России - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Но кроме государственных предприятий и учреждений социального обслуживания социальное обслуживание в РФ осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Социальная служба является структурой, которая создается для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений. Социальная служба может быть создана там, где есть штатная должность хотя бы одного специалиста-профессионала.

В нашей стране социальная работа «как профессиональная деятельность» зародилась в начале 1990-х гг.

Основания для деления социальных служб на типы приобретает особую значимость. В основе классификации, которая делит службы по видам и формам социальной работы могут лежать различные основания, но все они, в конечном счете, сводятся к следующим:

- решение проблемы клиента;

- взаимодействие с другими службами, учреждениями, организациями.

В зависимости от этих форм социальная работа подразделяется на виды.

Так, в первом случае имеется возможность рассуждать, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, утрата работы, потеря родного человека, инвалидность и так далее); с обратной - особенностях клиента, так как в виде клиента может выдвигаться и личность, и объединение, в том числе и сообщество как большая социальная группа. С другой стороны, мы рассуждаем о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с другими службами, учреждениями, ассоциациями (скажем так, сфера образования, здравоохранения, быта и т.д.); а так же - о статусе этих организаций (государственные, частные, общественные, благотворительные и так дальше).

В случае если принимать за основу классификаций социальных служб проблему клиента, то в этом случае классификация социальных служб представлена следующей последовательностью:

а) занятие социальной помощью населению: обнаружение семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и другой необходимой помощи, с привлечением специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.;

б) служба социальной реабилитации: социальная услуга лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, лечебно-воспитательных учреждений;

в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации; службы знакомств; разные виды семейного просвещения и самообразования; сексологические и педиатрические кабинеты; педагогические консультации и др.

Если за основание классификации взять сферу деятельности, то существуют следующие службы:

а) службы социально-бытовой помощи. Такие службы оказывает услуги престарелым, одиноким, инвалидам. Содействует строительству для данной категории людей специальных жилых домов; участвуют в развитии и совершенствовании системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;

б) службы семейного досуга. Данные службы стимулируют семейный туризм, семейные экскурсии, организованных отдых семей, создают центры семейного досуга, семейные клубы, клубы молодых и многодетных семей;

в) службы социальной профилактики отклоняющегося поведения. Такие службы ведут борьбу с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидами, бродяжничеством, правонарушениями и другими асоциальными явлениями среди несовершеннолетних. Данные службы содействуют созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Основой работы системы учреждений социальной службы и ее дифференциации служат различные законодательные акты. Основным документом, на базе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является Положение, разработанное на основе действующего законодательства.

Основная информация, которая в нем заключена:

1) определение статуса социальной службы, источников ее финансирования;

2) основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы;

3) основные направления деятельности;

4) формы работы.

Так же в данном Положении определены приоритетные направления социальной работы:

- упорядочивание и систематизирование диагностических данных о потребностях и возможностях населения; дифференцированный анализ по различным его группам (возрастным, разновозрастным, по интересам, состоянию здоровья и так дальше);

- составление перечня социальных услуг, организация условий для их реализации и подталкивание клиентов в решении собственных проблем;

- информирование и консультирование населения;

- организаторская служба по оказанию социальных услуг населению.

Специальная работа социальной помощи: поддержка в поиске и устройстве на работу, во время профессиональной адаптации, формирование детских и молодежных социальных инициатив, службы реабилитации и социальной помощи инвалидам, престарелым и другим нетрудоспособным гражданам - работает с конкретными категориями населения, опираясь на медико-психолого-педагогическую семейную службу в повседневном контакте с клиентом и его семьей.

Главное направление социальной работы заключается:

- в сборе и изучении информации о клиентах, их семьях и характере проблем;

- в создании прогнозов и вырабатывании банка данных о возможностях решения проблем;

- в координационной посреднической работе по оказанию социальной помощи нуждающимся;

- в организации финансовой опоры, а так же в защите прав и интересов клиентов.

Важность нахождения социального работника в службах занятости сводится, во-первых, к оперативному учету предложений на рабочие места; информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным; во-вторых, к содействию организации переобучения или повышения квалификации работников с целью их оптимального включения в социально полезную активность; наконец, в-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто работает не постоянно; к контролю за исполнением законодательных актов, регулирующих поддержку отчасти или целиком безработным. Помимо того, в круг обязанностей и полномочий социального работника служб занятости входит поиск причин, которые порождают проблемы трудоустройства, их правовые, социологические, социально-психологические и этические аспекты.

Социальный педагог «семейного профиля» работает в социуме по месту жительства клиента, автономно выходя на связь с семьей (из расчета 1 социальный педагог на 25-30 семей), личностью, вникает во внутренний мир, взаимоотношения, обстоятельства жизни людей, в те проблемы, к решению которых после подключаются специалисты, социальные работники.

Медико-психолого-педагогическая семейная служба - особенный стержень, базовая инфраструктура в системе социальных служб, преимущественно приближенная к семье, сфере взаимоотношений и общения людей разного возраста, профессий, поколений, взрослых и детей, разворачивающая к семье учреждения различных ведомств, фонды, общество, коммерческие структуры.

Главные направления социальной работы семейной службы:

- осуществлять своевременную комплексную диагностику социума, факторов среды, характера интересов и потребностей семьи, ее возможностей и имеющихся трудностей, проблем;

- изучать и разграничивать проблемы семьи как совокупного клиента социальных служб;

- реализовывать посреднические услуги среди клиентом и службами-исполнителями в оказании семье необходимых видов услуг и социальной помощи;

- предоставлять механизм социальной самозащиты, самообслуживания населения, развития добровольных начал в социальной работе, вовлечение жителей в социальную взаимопомощь и заботу о наиболее незащищенных группах, детях, инвалидах и престарелых.

Другим направлением социальной работы является занятие с инвалидами. Главным результатом социальной работы с инвалидами является принятие такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (социальными умениями) понимаются трудовая активность, образование, умение к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная восприимчивость и др.

Главная задача - с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (в частности, одевание, умывание, способность обладать столовыми приборами, управляться с деньгами, совершать покупки и приготавливать пищу, владеть телефоном, транспортом и т.д.). Детишки-инвалиды школьного возраста имеют шанс в рамках медико-социальной реабилитации усваивать академические дисциплины и настраивать себя к трудовой жизни.

Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; неизменность и стадийность их проведения; единый характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, профессионального, социально-бытового, технического аспектов; личный подход к определению объема, характера и направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов различных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, трудотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования.

В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и преднамеренно оборудованные цеха, облегченный распорядок, надомный труд.

Особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменившие область дислокации части; мигранты. Потому одно из главных и самых востребованных в нынешнее время направлений социальной работы – является предоставление помощи с бездомными.

Бомжам и бродягам уделяют особое внимание – для них открыты дома ночного пребывания, ночлежки, для них организуют «телефоны доверия». Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны и в частности это заключается в организации и открытии для них приютов, столовых и душевых с прачечными; социальные центры и так далее.

В работе с бездомными надлежит отличный подход: не срамить и не отталкивать, предоставить шанс испытать человеческое отношение. Представление элементарных услуг (ночлег, пища, медицинская поддержка) не надо порождать ощущение обиды и горечи за свое состояние, а, наоборот, пробуждать надежду на положительное решение проблемы, как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты.

Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать инвестиции населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты коммунальных услуг, расширения ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству.

Так как в России достаточно насущно стоит вопрос бездомных детей, то для оказания помощи таким детям создаются специально-ориентированные учреждения по их социальной реабилитации, утративших семейные отношения, отказавшихся проживать в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Но, вместе с бездомными существуют и беспризорные подростки. В периоды социальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучное положение, уход детей из дома имеет социально-экономические и социально-педагогические причины, а затем и следствия.

Основными побудителями к уходу из дома являются: принадлежность к социально неблагополучной и не состоявшейся семье; чувство стыда за родителей (в частности, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми, и т.д.); безучастие родителей к трудностям их детей в школе. Удачный выход из таких ситуаций во многом бывает, связан с помощью школьнику со стороны учителей и социального работника. Их обязанность, увидев неблагополучное положение в поведении ребенка, - по серьезному разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объединениях во дворе в домашних условиях и других местах). Социальному работнику при любых конфликтах надлежит всякий раз принимать сторону ребенка и его семьи, непременно их отстаивать.

Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье и коллективе. Соцработник может с помощью товарищей подростка по двору изучить район передвижения, установить связи с проживающими там детьми-бродягами и т.д.

Для предотвращения побегов школьников надо вовлекать в интересную и напряженную социально значимую деятельность, в которой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку.

Социальному работнику нужно не упускать из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.

Для детей-беспризорников организуются приемники-распределители, одна из главных задач которых - предотвращение безнадзорности и противоправных действий.

Просмотров работы: 15159