СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность исследования. Тема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем изучаемых современной наукой. Эту проблему можно рассматривать с различных сторон. В центре нашего внимания будут лежать теоретическое исследование влияния защитных механизмов на развитие совладающего поведения личности при построении жизненного пути. Подобный интерес объясняется спецификой изучаемого явления, а также многогранностью развития поведения человека в различных ситуациях, в том числе под влиянием негативных факторов.

Исследуя проблему совладающего поведения учёные пытаются выделить личностные характеристики и другие особенности индивида, которые являются базой для развития такого типа поведения у человека. Но по-прежнему остаётся открытым вопрос природы возникновения механизма совладания и его связи с другими механизмами психологической защиты индивида. Остаётся непонятным тот факт, каким образом проявляется совладающее поведение на определённом возрастном этапе и как происходит его дальнейшее развитие в ходе переживания человеком возрастных кризисов и новообразований, при доминировании той или иной социальной ситуации развития

Теоретико-методологическими основами исследования выступает экзистенциальный подход в психологии основывающийся на идеях о том, что каждый человек автономен и уникален в своем выборе. В частности, нам импонирует идея М. Хайдеггера: «Субстанция человека есть его экзистенция… Человек есть в той мере человек, в какой он экзистирует»1. В этой идее человек рассматривается как уникальное неповторимое существо, для которого находиться в ладу с самим собой более значимо нежели следовать установленным правилам общества.

Совладающее поведение рассматривается в рамках субъектно-деятельностного подхода, как «целенаправленное действие, позволяющее субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией адекватными личностным особенностями способами через осознанные стратегии действий»2. Являясь осознанным, оно направлено на активное взаимодействие субъекта с конкретной ситуацией. Основной смысл функционирования совладающего поведения состоит в том, чтобы наиболее оптимально адаптироваться к трудной жизненной ситуации, перебороть ее, ослабить воздействие или хотя бы смягчить требования внешней среды.

Цель исследования: изучить особенности совладающего поведения в современной психологии.

Объект исследования: совладающее поведение как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: сравнительный анализ совладающее поведение и защитных механизмов личности.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать проблему совладающего поведения в отечественной и зарубежной литературе.

  2. Изучить специфику механизмов психологической защиты личности и соотнести ее с характеристиками механизма совладания

  3. Рассмотреть влияние защитных механизмов на развитие личности

Гипотезы исследования:

  1. Совладающее поведение универсальный процесс, способствующий развитию личности

  2. Защитные механизмы влияют на становлению и особенности развития различных стратегий совладающего поведения

Научная новизна исследования заключается в определении соотношения защитных механизмов личности и механизмов совладания в создании иерархической модели развития контроля и регуляции поведения, которую можно наблюдать в ходе взросления человека.

Теоретическая значимость исследования состоит в детальном изучении и соотношении механизмов психологической защиты и совладания. Исследователь изучает механизм совладания как целостный феномен, имеющий свои составляющие, выделяя критерии успешности использования данного механизма, заключающийся в мотиве, определяющим поведение человека.

Практическая значимость исследования состоит в понимании специфики совладающего поведения в жизни человека, влиянии на его развитие защитных механизмов, существующих у личности, а также особенностей его проявления в различных условиях жизни.Теоретический анализ соотношения совладающего поведения и защитных механизмов личности позволит создать программу исследования позволяющею увидеть зависимость развития совладающего поведения от ряда факторов. Это позволит снизить риск отрицательного влияния ряда причин, влияющих на совладающее поведение и ускорит успешность его дальнейшего развития.

Глава I. Проблема совладающего поведения в современной психологии

Исследования совладающего поведения, начавшиеся во второй половине XX века в отечественной и зарубежной психологии, происходили практически одновременно.

Совладающее поведение или копинг – молодое понятие, введенное в употребление не так давно. Исследования в рамках данной темы проведенные за последние несколько десятков лет смогли ответить на множество поставленных перед ними вопросов, имеющих различный характер и содержание. В рамках данной работы все проблемы, связанные с исследованием совладающего поведения мы условно разделили на две группы:

  • Проблемы теоретического характера включающие: природу, возникновение, сущность и дальнейшие трансформации в новый предмет исследования.

  • Проблемы диагностики и эффективности измерения и применения совладающего поведения, по отношению к индивиду.

В первой группе проблем, на наш взгляд, ключевыми вопросами являются понятие совладающего поведения. В отечественной и зарубежной психологии можно выделить несколько разных терминов используемых для обозначения одного явления, но по-разному его трактующие и понимающие.

В моно психоаналитическом направлении совладающее поведение рассматривается как bewaltigun (преодоление), основанное на эго-процессах, протекающих в личности человека. Они предполагают, что человек, находясь в трудной жизненной ситуации, преодолевает его путем включения когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности в процессе совладания с проблемой.

В тоже время в зарубежной психологии А.Биллинг, Л. Пермен, К. Шулер. Р. Лазарус разрабатывались представления о копинге, как совладание со своим «Я». Ученые исследовавшие возможные стратегии поведения при адаптации личности, делают упор на иное понимание проблемы, считая копинг определенно выбранной моделью действия по отношению к конкретной ситуации.

Представители непсихоаналитического направления Н.Нанберг и А.Фрейд3, исследуя вновь введенное понятие, разрабатывают теорию, основанную на представлениях о множественном детерминизме и существовании множественной функции, делая предположение присутствия защитных механизмов личности в развитии совладающего поведения. Они представляют защитные механизмы не только как инструмент подавления негативных эмоций, возникающих у человека, но и определенные специфические реакции, которые создают основу для возникновения особого типа поведения личности в условиях кризиса.

Так в своей работе «Я и защитные механизмы» А. Фрейд, исследуя защитные механизмы, описывает их тройственность. Она заключается в работе личности над собой, своими проблемами, появлением способности разрешать конфликты во внутреннем и внешнем мире.

В тоже время автором концепции копинг-поведения является Р.Лазарус4, посвятивший множество исследований этому явлению, пытаясь объяснить его специфику и механизм развития. Копинг с точки зрения Р. Лазаруса динамический процесс, который определяется субъективностью переживания ситуации и другими внешними факторами. Он представлен в виде выработки нескольких вариантов поведения в определенной ситуации, и является эффективным в том случае если ситуация нашла свое разрешение. При этом особенность стратегии вырабатываемой человеком, напрямую зависит от критериев измерения, в ходе работы с проблемой.

В отечественной психологии идеи Р. Лазаруса были положены в основу создания одной из теорий, рассматривающих проблему первопричиной появления копинг-стратегий у человека.

В тоже время необходимо заметить, что проблемы копинга в отечественной психологии, трансформируются в идеи о совладеющим поведении, его сущности и значении употребляемого термина. Но значение этих двух понятий в отечественной и зарубежной психологии расходятся.

Так, по мнению А.Л. Журавлева и ряда других авторов, основавших свои исследования на субъектном подходе: «Совладающее поведение – особый вид социального поведения человека, обеспечивающего и не разрушающего его здоровье и благополучие. Оно позволяет субъекту справиться со стрессом или жизненной ситуацией либо приспособиться к ней»5.

При этом, по мнению тех же авторов: «Копинг поведение – это результат становления сознания и самосознания личности, оно сопряжено со зрелой картиной мира, помогает вписаться в общество, поскольку в существенной мере обусловлено социокультурными традициями»6.

Анализируя эти определения можно увидеть небольшую разницу между ними. Ее суть в том, что копинг это результат, поведение человека в ситуации кризиса, в то время, как совладающее поведение, процесс в котором прибывает человек, возможно, не пришедший к копингу.

Исходя из этого, в дальнейшем мы будем использовать термин рассматривать совладающее поведение, с позиций, которые были приняты в отечественной психологии.

Исследуя становление и развитие совладающего поведения, необходимо отметить, тот факт, что данное явление длительное время рассматривалось как замкнутый механизм, действующий на основе бессознательного. Среди подобных исследований яркими примерами являются работы К.К Платонова7, В.С. Меркина где совладающее поведение было рассмотрено как качество личности – стрессоустойчивость.

В тоже время, в рамках отечественной науки, существует много работ, исследующих совладающее поведение с точки зрения механизма психологической защиты. Среди них наиболее яркими выступают работы Э.Г. Эйдемиллера и О. Михайлова «Терапия межличностных конфликтов»; исследования поведения личности при стрессе В.А.Бодрова8, Л.И. Вассермана9. Все эти работы так или иначе затрагивают совладающее поведение, но не рассматривают его, как предмет исследования. Исследования личностных механизмов совладания и защиты психически больных неврозами, проведенные В.А. Ташлыковым, можно считать первой работой в России исследовавшей совладающее-поведение. В своей работе ученый рассматривал совладающее поведение, как один из механизмов психологической защиты, которые могут самопроизвольно осуществляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Они способствуют активации познавательного процесса и активности по отношению к ним.

Большинство психологов, таких как: Ф.Е.Василюк10, Л.И.Вассерман, Э.И.Киржбаум, А.И.Еремеева, под психологической защитой понимают «подсознательную систему моделей поведения, сформированную на основе жизненного опыта человека и ограждающую его от отрицательных эмоций». 11 В то же время, интегрируя подобные понятия, исследователи находят существенную разницу между собственно защитными механизмами и совладающим поведением. Она состоит в том, что первые неподвластны сознательному контролю человека и, как правило, обращены вовнутрь личности.

В тоже время существует не разрывная связь между определением совладающего поведения и пониманием его спецификой со второй группой проблем носящих прикладной характер.

Один из главных вопросов второй группы проблем — это диагностика совладающего поведения. Суть проблемы заключается в том, что до не давнего времени в России не было инструментария, с помощью которого можно было бы исследовать совладающее поведение. Лишь спустя некоторое время группой исследователей во главе с Т.Л. Крюковой была проведена трудоемкая работа по адаптации зарубежных методик диагностики совладающего поведения. Таких как12: «Опросник способов совладания», «Методика «копинг-поведения в стрессовых ситуациях», «Методика «индикатор стратегий совладающего поведения».

Но создание одних методик и их адаптация не решили проблему до конца. Напротив, они породили новую: это вопрос эффективности данных методик в своём применении.

Т.Л.Крюковой были выделены следующие минусы в использовании данных методик: «Репертуар стратегий совладающего поведения, используемый автором опросника, может оказаться гораздо уже, возможного репертуара стратегий совладающего поведения, используемого обследуемым в реальной ситуации. Так как опросники, как правило, не учитывают последовательности используемых стратегий совладания».13

Таким образом, исследуя проблемы совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии, нами были выявлены две группы проблем. Исследуя каждый вопрос в отдельности, мы пришли к выводу, что совладающее поведение – это целенаправленное действие, особый вид социального поведения человека, призванный обеспечить изоляцию негативного влияния испытываемых переживаний, вследствие воздействия стрессоров из внешней среды, сохраняя здоровье и благополучие личности человека. В тоже время природа и действие совладающего поведения лежат в использовании защитных механизмов иного рода, осознаваемых индивидом и создаваемых на основе ценностных ориентаций, и личностных представлений об окружающем его мире.

На наш взгляд, рассматривая данное явление подобным образом, мы можем открыть и описать процесс разрешения конфликта в кризисной ситуации, а также дальнейшее становление личности и её самосознание через совладающее поведение, используемое личностью.

Таким образом, в ходе написания данного параграфа, направленного на рассмотрении проблем в исследовании совладающего поведения, были сделаны следующие выводы:

- исследования совладающего поведения сочетают в себе разнообразные научные парадигмы, существовавшие в развитии научного знания

- совладающее поведение - это умение, представляющее собой многогранный процесс управления своим поведением посредством личностных особенностей для удовлетворения индивидуальных потребностей посредством урегулирования конфликта с социумом

- наши представления о развитие совладающего поведения личности лежат в рамках диспозиционного подхода

- цель совладающего поведения -это социализация индивида и развитие личности

- основными элементами совладающего поведения являют стратегии совладания, выступающие инструментом при разрешении ситуации

- высшей точкой развития совладающего поведения становится самоконтроль личности над своим «Я» через развитие на промежуточных стадиях в ходе формирования совладающего поведения

Глава II. Защитные механизмы личности как предпосылка в развитии совладающего поведения

Впервые идея психологических защит зародилась в психоанализе, в работах З.Фрейда. Он полагал, что действие человека не всегда подвластно контролю разума, а напротив, в большей степени подчинено бессознательному.

Необходимо отметить, что термин «психологическая защита» и «защитные механизмы» не являются тождественными понятиями. Под «психологической защитой» следует понимать общее состояние, при котором психика человека находится в безопасности, а процессы развития личности менее подвержены каким-либо негативным воздействиям социальной среды, чем обычно. В то время как понятие «защитные механизмы», предполагает под собой некие процессы, не позволяющие негативным факторам окружающей среды и действиям человека разрушить или коренным образом изменить структуру личности. На наш взгляд, защитные механизмы следует рассматривать как инструмент развития психологических защит.

На данный момент тема психологических защит является одной из наиболее актуальных проблем в психологии. Большинство исследователей, занимающихся проблемой психологической защиты личности, стараются придерживаться изначального понимания ее природы и не меняют представлений в предложенных ранее определениях.

Суть понятия «защита» заключается в сохранение целостности личности и помощь в устранении конфликта. Соотнося понятия «совладающее поведение» и защитные механизмы рассмотрим несколько подходов исследующих данную проблему.

В рамках психодинамического направления проблема совладающего поведения исследовалась мало. По мнению ученых процесс адаптации человека проходит через использование механизмов, самим индивидом. Последователи психоаналитической школы З.Фрейда в рамках психодинамического направления, А. Фрейд, Дж. Вайлент и Н. Хаан полагали, что защитные механизмы способны играть адаптивную функцию в жизни человека, при определенных условиях. Сама идея адаптивности защитных механизмов при более глубоком анализе психоаналитических работ просматривается в воззрениях З.Фрейда. Он не выделял понятие «адаптация» как отдельный процесс в жизни человека, но полагал, что использование защитных механизмов приводит к развитию невроза, идея о возможности прохождения процесса адаптации индивидом, выступает как один из вариантов деятельности защитных механизмов.

Анализируя современные представления о психологической защите и защитных механизмах, мы находим подтверждение идеям о различии этих понятий.

В психологических словарях определение психологических защит или защитных механизмов так же мало отличается друг от друга. А.Л. Свеницкий писал: «Психологическая защита – это любая из психологических реакций, которую индивид усваивает и использует на неосознаваемой основе, чтобы защитить свое «Я» от тревоги конфликта, чувства вины, стыда и т.д.»14.

В психологическом словаре С.Я Подопригора психологические защиты представлены как: «Система регулятивных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных травмирующих личность переживаний»15.

В представленных определениях очевидна схожесть в понимании самого термина. Большинство авторов, основной функцией выделяют защиту, установление «барьера» между проблемой и самой личностью. При этом термин «психологическая защита» выступает как система защитных механизмов, включающая конкретные способы или механизмы преодоления трудностей. Это в очередной раз доказывает, о существенных различиях между понятиями «психологические защиты» и «защитные механизмы».

Другие направления зарубежной психологии: социокультурная теория К.Хорни, телесно-ориентированное направление сохранили основные положения психоанализа в своих теориях, уточняя способы защиты, выражая их в мышечных зажимах и анализе других стратегий защиты.

Новизну в исследованиях защитных механизмов принесли динамический и структурный подход в психологии. Их принципиальное отличие заключалось в понимании психики, как динамически изменяющейся системы, где защитные механизмы призваны помогать человеку, преодолевать сложные жизненные ситуации, возникающие при взаимодействии с окружающей средой. Один из представителей динамического подхода, основатель телесно-ориентированной терапии В. Райх, исследуя проблему защитных механизмов, выделил такое явление как «постоянная защита». Он рассмотрел действия защитных механизмов не только во внутреннем мире человека, но и их проявления в телесных характеристиках, таких как: скованность, напряженность, однотипность движений, постоянная улыбка, высокомерие, ироничное и дерзкое поведение – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом. Они отделились от своих исходных ситуаций и стали чертами характера человека. В своей концепции В. Райх отмечал их как «броню характера».

Уникальность закрепления защитных механизмов в действиях человека дает возможность изучения психологических защит через опосредованное наблюдение поведения человека. Еще одним наиболее значимым представителем динамического подхода является Э.Эриксон и его теория «Эго-идентичности». В своей работе автор описывает восемь стадий развития «Эго». В каждой из стадий Э. Эриксон описывает изменения конфликтов, способы их разрешения и гармонизации личности, конкретно не выделяя отдельно взятых защитных механизмов, как это сделано в работах Зигмунда и Анны Фрейд. Однако его теория наводит на размышления о развитии защитных механизмов и их динамичности в силу возрастных особенностей личности. Идея развития защитных механизмов подчеркивается в работах представителей психодинамического направления Дж. Вайлента и Н. Хаан.

Представитель гуманистической психологии К.Роджерс поддерживал идею, о том, что использование человеком защитных механизмов может привести к утрачиванию индивидом его жизненной энергии. При благоприятных условиях отказ от них приводит к усилению адаптивных процессов. Однако он вынужден прибегнуть к ним в тот момент, когда представления о своих силах не соответствует реальной ситуации. К. Роджерс отмечал: «Клиентом реже использовались защитные механизмы, а отсюда – он был более открыт своему и чужому опыту. Его восприятие стало более реалистичным и дифференцированным»16.

Заметим, что все представленные концепции, так или иначе, отводят роль защитным механизмам как средству в борьбе с агрессивно настроенным миром. Однако их значимость для человека в ходе взросления меняется. Чем старше становится человек, тем более зрелыми становятся защитные механизмы. В тоже время адаптация представляя собой, многогранный процесс приспособления человека к окружающему миру, вынуждает индивида использовать защитные механизмы разного уровня.

Идея иерархичности защитных механизмов прослеживается в различных концепциях. Наиболее популярными в рамках данного направления можно выделить теории Р. Валерстайна, Дж. Вайлента, Н. Хемермана, Н.А. Конте. Психоаналитик Р.Валерстайн отмечал: «В развитии человек поднимается по эпигенетической лестнице к более зрелому и реалистичному миру. Каждая ступень представляет собой иерархию защит, подходящих для этой фазы развития»17.

Изучая защитные механизмы в жизни человека, психоаналитик Дж. Вайлент, на основе результатов проведенного им лонгитюдного исследования выделил восемнадцать видов защитных механизмов, наиболее известных и общепринятых среди ученых. Основываясь на идее о развитии психологических защит в ходе эволюции человека, автор разбил защитные механизмы на 4 группы, подчеркивающие значимость каждого механизма в определенный период развития и особенности его функционирования при разрешении различных проблем. Классификация защитных механизмов представлена в ниже приведенной таблице.

Таблица 1.

Иерархическая классификация защит и свойственных им способов коррекции Дж. Вейлланта

Психологическая защита

Уровень

Механизмы

Разновидности

Характерные проявления

Коррекция

1

Психотические механизмы

– иллюзорная проекция

– отрицание внешней реальности

– искажение реальности

Вплетена в мечты и фантазии взрослых

В результате принятия существующей реальности

2

Инфантильные механизмы

– проекция чувств

– шизоидное фантазирование

– ипохондрия

– пассивно-агрессивное поведение

– компульсивное поведение

Для взрослых с нарушениями характера

В результате освоения навыков создания близких и благоприятных взаимоотношений с окружающими

3

Невротические механизмы

– интеллектуализация

– репрессия

– перенос чувств

– наигранное поведение

– разотождествление, или невротическое отрицание

Для здоровых людей в возрасте от 3 до 90 лет при острых стрессовых состояниях

В ходе психотерапии

4

Зрелые механизмы

– альтруизм

– юмор

– подавление импульсов

– антиципация худшего

– сублимация

Своеобразный способ интеграции реальности.

В результате адекватного поведения

Дж. Вайлент писал: «Такое упорядочивание подчеркивает, что созревание человека, сопровождаемое эволюцией и развитие адаптивных процессов, происходят от уровня к уровню»18.

На первом уровне автор поместил самые простые механизмы, такие как «психологическое отрицание» и «искажение». Эти механизмы возникают у людей до пяти лет. Также они могут присутствовать в мечтах и фантазиях взрослых.

Механизмы второго уровня наиболее распространены в подростковом возрасте и являются незрелыми. Их цель трансформировать существующее бедствие.

На третьем уровне располагаются невротические механизмы, такие как «перемещение» и «диспозиция». Эти механизмы встречаются у здоровых людей от детства до старости. Они способны изменять чувства или инстинктивные переживания. Внешне они проявляются в отдельные причуды или невротические зависимости.

На четвертом уровне находятся зрелые защитные механизмы, такие как «юмор», «угнетение», «ожидание» и «сублимация». Эти защитные механизмы присутствуют у любого человека от юности до старости. Для стороннего человека эти механизмы выглядят как добродетели человека. Заметим также, что механизмы последней группы, ведут к адаптации личности в большей степени, нежели остальные группы.

В отечественной психологии исследования защитных механизмов начались сравнительно недавно. Одними из первых стали работы Ф.В. Бассина. В них автор критически отнесся к идеям, выдвинутым в рамках психоанализа, и предложил свою теорию в понимании психологических защит. Ф.В. Бассин под защитными механизмами понимает преобразованную систему психологических установок, основная функция которых, нейтрализация эмоционального нарушения после пережитой человеком травмы.

В работах других отечественных психологов, среди которых хотелось бы выделить Ф.Е. Василюка, Р.М. Грановскую, Д.А. Леонтьева, Б.Д. Карвасарского, Р.Плутчика, В.А. Ташлыкову, В.В. Столина, выделено множество определений защитных механизмов, приведем в качестве примера лишь некоторые из них.

Д.А. Леонтьев дает следующее определение: «Защита психологическая – система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта»19.

Р.М. Грановская понимала защитные механизмы как «систему ограждающею сознание от информации, нарушающей внутреннее равновесие человека, опирающиеся на сложившуюся картину мира»20. А.В. Ташлыкова представляла защитные механизмы как «механизмы адаптивной перестройки восприятия и оценки, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, не может справиться со стрессом»21. Несмотря на разнообразие приведенных определений можно увидеть множество повторяющихся элементов, заключающих в себе специфику защитных механизмов личности.

А.В. Котенева выделила следующие особенности психологических защит:

• Всегда связаны с ситуацией конфликта

• Оказание помощи в разнообразных конфликтах при защите личности

• Предотвращение дезорганизации личности и сохранение ее изначальных представлений о мире.

Другие исследователи, такие как Б.В. Зейгарник, Е.Т. Соколова, В.К. Мягер, Е.С Романова рассматривают защитные механизмы, как повседневное явление взаимодействующие с механизмами человеческого сознания. Б.В. Зейгарник отмечала, что проявляющиеся на уровне бессознательного, различные виды защит способны привести деформацию поступков человека к искажению реальности в представлении индивида. В то время как наличие цели и контроля над поведением не позволяет привести к нарушению социальных норм, а защитные механизмы будут играть вспомогательную роль в решении конфликтной ситуации. В то же время в отечественной психологии также существует идея иерархизации защитных механизмов. Идеи иерархичности защитных механизмов в рамках отечественной психологии мы можем подчеркнуть в работах Р. Плутчика и Р.М. Грановской. Р.Плутчиком была выделена еще одна иерархия защитных механизмов. Он выделил восемь типов психологических защит, отметив также, что в основе их развития лежат человеческие страсти.

Р.М. Грановская представляет защитные механизмы не как единую субстанцию, а как различные элементы, отличающиеся друг от друга и имеющие разные функции. В одной из своих работ Р.М. Грановская рассматривает несколько линий защиты:

- первая линия защиты происходит на уровне бессознательного. Поведение человека управляется архетипом – одним из элементов бессознательного. В этот момент, он полностью контролирует поведение человека и вступает в конфликт не только с обществом, но и с доводами рассудка. Цель такого поведения добиться желаемого любыми путями.

- вторая линия защиты подразумевает подсознательную психологическую защиту, то есть защитные механизмы находятся на уровне подсознания и выполняют функцию отчуждения сознания от различных переживаний, не только внешних, но и внутренних.

- третья линия защиты- это осознаваемые стереотипы. По мнению Р.М.Грановской: «Осознаваемые стереотипы – результат не столько внутренних психических травм, сколько напряжения, возникающего от давления общественных норм на поведение и оценку ситуаций, личностью»22. Социальные стереотипы появляются в результате необходимости приспособления к социальной среде. Выступая в роли правил, которые нельзя переступить.

Исследования концепций Р. Плутчика и Р.М Грановской возвращают нас к идеям иерархичности психологических защит. Зарубежные и отечественные психологи, придерживающиеся идеи иерархизации защитных механизмов, представляют их как отдельные элементы, встроенные в системы, по определенному принципу, определяющие особенности развития человека.

Несмотря на значимую роль, отводимую защитным механизмам в жизни индивида, в рамках отечественной психологии, многие авторы склоняются к идеи, что психологические защиты не только не совершенны, а напротив, их использование приводит к разрушению жизни человека. Это объясняется тем, что использование защитных механизмов в какой-либо ситуации, обеспечивает, прежде всего, сохранение целостности «Я», не подвергая его каким-либо изменениям. Это тормозит развитие личности, поскольку оно предполагает изменение бытия человека. Его жизненных смыслов и ориентиров в ходе социализации.

В то же время одной из главных особенностей защитных механизмов, по мнению отечественных психологов, является их кратковременность и ситуативность. Л.Д. Демина пишет: «Действие защит обычно не продолжительно и длится до тех пор, пока нужна «перезарядка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности или самообманом»23. Защитные механизмы выступают как средство помогающие человеку на какой-то момент решить ситуацию. В то же время специфика психологических защит, их природа не дает возможности разрешить конфликтную ситуацию, не подвергая личность эмоциональным переживаниям.

В современной психологии понятие защитных механизмов и совладающего поведения находятся в различных степенях сравнения по отношению друг к другу.

Первая группа (представители диспозиционного подхода) полагают, что механизмы психологической защиты и совладающее поведение -два разных понятия, имеющие принципиальное отличие, заключающееся, прежде всего в деятельности защитных механизмов, основанных на работе бессознательных процессов. В то время как совладающее поведение -это осознанный факт взаимодействия человека с обществом.

Вторая группа полагает, что защитное и совладающее поведение, понятия, обозначающие одно явления.

Третья группа основывается на том, что эти понятия схожи, не имеют принципиальных отличий.

Такое разнообразие подходов в понимании соотношения защитных механизмов и совладающего поведения заключается в природе этих двух явлений. При анализе представлений о защитных механизмах в современной психологии не сложно заметить, что все они находятся в человеке фактически в одно и то же время. Умение человека пользоваться различными защитами в конкретных ситуациях, определяет эффективность решения проблемы и формирует определенный тип поведения.

Созревание, специфика функций защитных механизмов формируют стиль поведения индивида при решении проблемы в конкретной ситуации. Из сделанного утверждения, на наш взгляд, возможно предположение о формировании такого поведения, в результате которого личность получает возможность не только адаптироваться в обществе, но и социализироваться. Формирование совладающего поведения на основе совокупности определенных защитных механизмов, представляется нам наиболее возможной специально проявляющейся в поведении человека. Совладающее поведение будет носить ситуативный характер. Присутствие положительного результата при использовании стратегий совладающего поведения, предоставляют человеку возможность укрепить данный тип поведения в разрешении жизненных трудностей. Совладающее поведение в определенный момент жизни способна стать стилем жизнедеятельности человека. Сформированный человеком стиль поведения определяет его дальнейшую деятельность и формируется на основе ранее поставленных целей и мотивов, движимых индивидом.

Таким образом, защитные механизмы представляют собой средство сохранения целостности личности, ограждающие ее от переживаний.

Заключение

Исследуя проблему совладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии, было выявлено две группы проблем. Изучая каждый вопрос в отдельности, мы пришли к выводу, что совладающее поведение – это целенаправленное действие, выраженное в деятельности индивида, формирующий самосознание человека в процессе разрешения конфликта в разных видах субъектно-объектных или объектно-субъектных отношений. В ходе анализа исследований, посвященных проблеме совладающего поведения, была выделена его взаимосвязь с защитными механизмами личности, оказывающими свое воздействие на развитие человека через изменения в его поведении. Исследуя проблему соотношения защитных механизмов и совладающего поведения, мы предположили, что механизмы психологической защиты могут стать предпосылкой для развития совладающего поведения в дальнейшем. Такое предположение дает возможность при построении дальнейших исследований, а также рассмотреть гипотезу о влиянии защитных механизмов личности на развитие совладающего поведения, что открывает новые аспекты исследуемой проблематики.

.

Список литературы

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.

  2. 4. Абрамова Г.С. Возростная психология. – М.: Академический проект, 2001.

  3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. СПБ .: Питер, 1994.

  4. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. – СПб.: СПбГУ, 1998.

  5. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал. 1993, т.14, № 2, С. 3-16

  6. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова. // психол. журнал, 1994.- № 1. – С. 3-18

  7. Анцыферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода //Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Отв. Ред. Б.Ф. Ломов и К.А. Абульханова – Славская. –М.: Наука, 1990

  8. Белорукова Н.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи / Н.О. Белорукова. // Дисс. … канд. психол. наук. – Кострома, 2005

  9. Бинсвангер Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. – М.: КСП; СПб.: Ювента, 1999.

  10. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – М.: КСП, 1996. 156 с.

  11. Богомолов А.М. О человеке в экстремальной ситуации. Эмоциональная и интеллектуальная состовляющая отношения в выборе поведения / А.М. Богомолов. // Журнал прикладной психологии, 2004. – №2. – С.2 - 6

  12. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.,1979.

  13. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. 215 с.

  14. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребносной сферы человека//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.,1978

  15. Божович Л.И. Проблемы развития мотивоционной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1972

  16. Буртова Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: РГИУ, 2002.

  17. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  18. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

  19. Грановская Р.М. Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы / Грановская Р.М. Никольская И.М – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.

  20. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 507 с.

  21. Головина С.Г. Роль психологической защиты в социально-психологических процессах в детском возрасте / С.Г. Головина. // Прикладной психолог, 2003. – №6. – С. 44-48

  22. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.

  23. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциональной психологии / В.Н. Дружинин. – М.; СПб.: ПЕРСЕ, 2000

  24. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. (Кросс-культурное сравнение: Постдам – Санкт-Птербург). Коллективная монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2000. Потсдамский университет. Институт психологии, 2000.

  25. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. — М.: Аспект Пресс. 1995.

  26. Журбин В.и. Понятия психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса/ Вопр. психологии. 2000, №4.

  27. Изард К. Эмоции человека. – М., изд-во МГУ, 1980.

  28. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. – СПб.: Детство-Пресс, 2000

  29. Катаев, Валентин Иванович : Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте : Учеб. пособие / В. И. Катаев; Орехово-Зуев. пед. ин-т Орехово-Зуево : Орехово-Зуев. пед. ин-т , 1992

  30. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. - М.: "Смысл", 2000.

  31. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : монография / Т. Л. Крюкова. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

  32. Крылова Н. Л., Прожогина - М. В. «Смешанные браки». Опыт межцивилизационного общения. - М.: Институт Африки РАН, 2002.

  33. Крысько В.. Введение в этнопсихологию. - М.,1996.

  34. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. -СПб., Речь, 2005

  35. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983

  36. Климова В.И. Значение эмпатийного потенциала в регуляции поведения. Автореф.дис. …канд.психол.наук. – СПб, 2002.

  37. Кляйн М. Ребенок, который не мог спать // Знаменитые случаи из практики психоанализа. — М., 1995, с. 63-96.

  38. Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Сборник переводов. - Екатеринбург, 1998. С. 59-107.

  39. Кон И.С. В поисках себя. – М.: Политиздат, 1984.

  40. Корытова Г.С. Защитное и совладающее поведение личности: теоритически основания / Г.С. Корытова. – Улан-Удэ; Изд-во БГУ, 2006.

  41. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической – деятельности / Г.С. Корытова. // Автреф.дисс.доктора псих.наук. – Иркутск, 2007.

  42. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2002.

  43. Куфтяк С.В. Совладающее поведение супружеской пары. Динамика и структура // психологический журнал. 2010 а. Т.31 № 3

  44. Лазарус А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. -СПб.: Речь, 2001.

  45. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.,ЭКСМО, 2000.

  46. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977

  47. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999

  48. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 2. / Под общ. ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2006. – 511 с.

  49. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. —СПб: Речь, 2000.

  50. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: ЭКСМО, 2008

  51. А.Людвиг. Измененные состояния сознания / под ред. Ч. Тарга. 2003.

  52. Б. Мещеряков, В. Зинченко. Большой психологический словарь. - М., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002

  53. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. - М. Екатеринбург, 2006.

  54. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - Воронеж: Модэк, 1999.

  55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии , Т I - СПб: Издательство "Питер", 2000.

  56. Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А. Контроль поведения как субъектная регуляция. – М. Институт психологии РАН, 2010.

  57. Силаева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2004.

  58. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977.

  59. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во московского университета, 1983

  60. Стрельцова И.П. К проблеме эффективности копинг – поведения // Психология и культура. Ежегодник РПО: В 8 т. СПб: Из-во СПбгу, 2003 – Т.7 С 379 – 383

  61. Стрельцова И.П. Представление подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них / И.П. Стрельцова. – Дисс. …канд. псих. наук. – М., 2003

  62. Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В.И. Моросановой. – М.: Ставрополь: Издательство ПИРАО, СевКавГТУ, 2007. – 431 с.

  63. Тарабакина Л.В. Эмоциональный мир подростка: Монография. М., 2006;

  64. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков: Учебное пособие. СПб., 2007.

  65. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами / В. А. Ташлыков. - СПб. : МАПО, 1997.

  66. Тарт Г. Механизмы защиты. // Самосознанние и защитные механизмы личности // Хрестоматия по социальной психологии личности // Ред. Д.Я.Райгодский. - Самара: "Бахрах-М", 2000.

  67. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002.

  68. Ушакова Т.Н. Теоретические подходы к изучению соотношения механизмов психологической защиты и совладающего поведения / Т.Н. Ушакова. – Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С. 136-138.

  69. Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, «Флинта», 1999.

  70. Фрейд А. Детский психоанализ / Анна Фрейд М. Питер , 2003 - 476

  71. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. / А. Фрейд. – М.: Педагогика-Пресс, 2003.

  72. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: "Просвещение", 2009

  73. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  74. Фромм. Э. Искусство любви. – Минск, ТПЦ "Полифакт", 1990

  75. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего»

  76. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. Пер. с нем. Ю. Лукоянова. М.: Знание, 1981.

  77. Энгельс. Ф Происхождение семьи, частной собственности и государства. По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. – М.: Политиздат, 1986

  78. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии : учебное пособие для вузов по направлению и спец. психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2007.

  79. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. Изд.3. – М.:Академия, 2008.

  80. Психологическая диангостика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича – М., 1981

  81. Психология подростка. Учебник // Под ред. член-кор. РАО А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-Евро-знак», 2003

  82. Русские. Этносоциологические очерки / Под ред. Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, М.Н. Кузьмина, Н.С. Полищук, С.С. Сусоколова. М., 1992.

  83. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы: монография/под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко. – М.: Институт психологии РАН, 2008

  84. Стресс и его преодоление по А. Лазарусу / Б.Д. Карвасарский Психотерапевтическая энциклопедия – 2е изд. – 2009

  85. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. / Под ред. А. А. Журавлёва. – М. Институт психологии РАН.,2011

  86. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. Пер. с нем. Ю. Лукоянова. М.: Знание, 1981.

  87. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Педагогика, 1970. 160 с.

  88. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, фонд «Университетская книга». - 1996

  89. Хухлаева, Ольга Владимировна : Психология подростка : : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 - Педагогика и психология / О. В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. М. : Academia , 2005

  90. Цыбенжапова Е.В. Роль и механизмы формирования защитного поведения в регуляции личности / Е.В. Цыбенжапова. // Материалы международной научно-практической конференции: Психология XXI века. Актуалные проблемы и тенденции развития. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2007. – С.138-140.

  91. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. // Обозр. психиатр. и мед. психол. – 1994. – №1. 63 – 64 с.

  92. Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга. Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2002. 123 с.

  93. Aldwin C.M Coping with chronic stress: The Plenum series on stress on stress and coping. New York: NY: Plenum Press, 1997

  94. Billings A.G., Moss R.H. The role of coping responses and social resources in attenuating the stress of life events // J. of behavioral medicine, 1981. – Vol. 4. – №.2. – P. 139-157

  95. Birbing (Ed.) The conception of the Repetition Compulsion, 1943, In: Psychoanalitic Quaterly, XII, n.4.

Carver C.S., Scheier M.F., Weintrab J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Ibid., 1989. – Vol. 56. – №. 2. – P. 267-283.

1 Хайдеггер М. Бытие и время /Пер. с нем. В.В. Бибина – М.: Ad Marginem, 1997 – С.123

2 Семья: стресс, копинг, адаптация: Проблемы психологии совладающего поведения в семейном контексте / Отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская. – Кострома, 2003. – С.16.

3 Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993. – С 26-27

4 Стресс и его преодоление по Лазарусу А./ Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия – 2е изд. 2009 - С.250

5Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы: монография / под ред. Журавлева А.Л., Т.Л. Крюкова, Е.А. – М., 2008 – С. 8

6 Там же. - С. 9

7 Платонов К.К Структура и развитие личности. – М., Наука, 1986 – С. 123

8 Бодров В. А. Проблемы преодоления стресса. Ч. 1: «coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Психол. журн.- 2006.-№1. С.122-133.

9 Вассерман JI. И. Родители глазами подростка: психол. диагностика в мед.-пед. практике/ JI. И. Вассерман,- С.-Переб. Научн.-исслед. Психоневр. Инт СПб.: ФАРМ индекс, 2001 – С.67

10 Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк,- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- С.123

11 Крюкова.Т.Л Психология совладающего поведения в разные периоды жизни – Кострома., 2010 – С. 12

12 Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни – Кострома КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010 - С. 33-35

13 Там же - С. 35

14 Свеницкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М., 2011 – С.133

15 Подопригор С.Я. Подопригор А.С. Краткий психологический словарь. – Ростов на Дону, 2010 – С.85

16 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становлениеличности. – М., 1994. – С.38

17 Vaillant, Gtorge E. Adaptation to life – Boston, 1995 – P.80

18 Vaillant, Gtorge E. Adaptation to life – Boston, 1995 – P.79

19 Современный психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко – СПб., 2007 – С.208

20 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.,1997 – С.290

21 Ташлыкова В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами. – СПб.,1992 – С.24

22 Грановская Р.М. Психологическая защита – СПб., 2010 – С.179

23 Демина Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. – Барнаул, 2005 – С.62

32

Просмотров работы: 18174