ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ДИСГРАФИИ) У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (ДИСГРАФИИ) У ДОШКОЛЬНИКОВ

Лоева Е.Н. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для того, чтобы правильно понять и продуктивно влиять на речевой недостаток, подобрать более оптимальные и экономные пути его преодоления, нужно иметь навык раскрывать характер речевых патологий, их глубину и уровень, иметь навык анализировать, каких элементов речевой концепции они касаются - подмечает Р.Е. Левина (1968).

Корректировка дисграфий более удачна при раннем её начале, а профилактика – ещё наиболее эффективная мера, позволяющая предотвратить формирование дисграфии. Отсюда очень важно ещё в дошкольном возрасте предотвратить вероятность появления дисграфии у детей посредством ликвидации у них ранее возникнувших её предпосылок.

Как показывает Л.Г. Парамонова (2001), присутствие предпосылок дисграфии – это уже патология, один с ключевых заметных показателей которой считается отклонение от стандартного хода речевого формирования. Данное несоответствие выражается в этом, то что у детей оказывается несформированной какая-то психологическая функция (либо несколько функций), что ранее должна быть сформирована к этому возрасту. Прецедент наличия посылов дисграфии говорит о том, что она ранее как бы имеется, однако сейчас ещё в скрытом варианте. «Скрыта» ведь она только вплоть до этих пор, пока малыш никак не принялся за ручку и тетрадь. В труде Л.Г. Парамоновой рассматриваются предпосылки любого с ключевых типов дисграфий, а кроме того описываются определенные методы их профилактики, выявления и преодоления.

Отставание многочисленных обучающихся по русскому языку – подобное проявление совсем никак не случайное. Его предпосылки отходят своими корнями в дошкольный и в том числе и более ранний возраст и в первую очередь, чем заявлять о профилактике дисграфии, необходимо рассмотреть профилактику напрямую речевых патологий, что формируется в основном из таких двух факторов:

1. Забота о физическом и нервно-психологическом здоровье детей и о сохранности его речевых органов, а непосредственно:

– предотвращение ушибов в сфере головы;

– предотвращение разных болезней и младенческих инфекций, проходящих с большой температурой (выполнение сроков предупредительных прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

– защита органа слуха детей от простудных болезней, от попадания инородных тел, с чрезмерного шума (в том числе и в период сна), а кроме того своевременное излечение и неприменное вылечивание ушных болезней;

– защита артикуляторных органов, заключающаяся в следующем: а) предотвращение (и терапия) рахита и вероятного возникновения отклонений костных частей речевого аппарата; б) исключение ситуации сосания пальца либо непрерывного подкладывания ручки под щеку в период сна (что может послужить причиной к формированию таким образом называемого перекрестного прикуса); в) раннее протезирование зубов в случае их ранней утраты, так как утрата зубов у ребят побуждает немаловажную деформацию располагающихся рядом зубов и челюстей (тут не имеется в виду возрастная перемена зубов); г) уместное оперирование расщелин верхней губы и неба; д) уместное укорачивание короткой уздечки языка (никак не позже 4-5 года, так как к данному времени в речи обязаны возникнуть эти звучания, правильному артикулированию каких препятствует короткая уздечка);

– защита голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (слишком громогласные рыдания, чрезмерно громкая и усиленная речь и т.п.);

– защита нервной системы детей (исключение оглушительных окриков, ужасных рассказов и разного рода запугиваний, облегченный подход к ребенку в период любой болезни и в протяжение какого-либо периода уже после её завершения и т.д.); данный тип профилактики в особенности значителен с целью предотвращения каждого рода невротических речевых расстройств и в первую очередность – заикания.

2. Забота о верном речевом формировании детей, в том числе и создание необходимых для этого социально-бытовых условий, то что проявляется в последующем:

– предоставление подходящего речевого окружения как требуемого ребенку эталона с целью воспроизведения (в плане отсутствия речевых патологий у находящихся вокруг ребенка людей);

– вознаграждение лепета детей мимикой веселья;

– формирование ориентированности на понимание выступления находящихся вокруг, с целью чего необходимо как можно больше беседовать с ребенком, начиная с первых суток его существования;

– неторопливое и точное произношение старшими несложных текстов, сопряженных с определенной житейской обстановкой, а кроме того указание находящихся вокруг объектов и выполняемых операций, то что несомненно поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;

– четкое проговаривание старшими ошибочно произнесенных ребенком текстов, рассчитанное на неназойливое и постепенное исправление его произношения;

– приучивание детей смотреть в период беседы в лицо собеседника, так как визуальное понимание артикуляции содействует наиболее стремительному её изучению;

– систематическое формирование подобных ситуаций, при которых ребенок обязан показать собственную просьбу словесно (старшим не следует стараться «осознавать его с полу слова» и тем более с одного только лишь жеста либо взгляда).

Нужно создавать жизнь детей подобным способом, чтобы сама ситуация пробуждала у него потребность речевого общения, в том числе «диалог» с животными, игрушками и пр.;

– абсолютное исключение ситуации «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного эталона для воспроизведения;

– занятия ритмикой, музыкой, пением; последнее содействует формированию верного дыхания и необходимого эластичного и мощного голоса, а кроме того предостерегает невнятность речи;

– формирование тонкой ручной моторики, играющей весьма значительную роль в овладении полноценной речью (Л.Г. Парамонова, 2001).

В целом, предупреждение патологий речи, как и предупреждение различных болезней либо болезненных состояний основывается в устранении, по возможности, из жизни детей тех факторов, какие имеют все шансы приводить к появлению патологий. К сожалению, порой все же никак не получается целиком предотвратить появление речевой патологии, и в данном случае цель профилактики сводится к возможно огромному смягчению негативных результатов уже подействовавших вредных условий и к предотвращению возникновения второстепенных и третичных патологий речи на основе ранее существующих.

А.Н Корнев (2003) делает отличное предложение проводить первичную профилактику дисграфии и дислексии, что заключается в устранении ключевых этиологических факторов, имеющих отношение к данным нарушениям и, советует осуществлять соответствующее мероприятия:

1) Мероприятия по предотвращению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: защита здоровья будущих мам и беременных, подходящая организация наблюдения за беременными и предупреждение осложнений беременности, предотвращение родового травматизма, заражения плода и новорожденного и т.п.

2) Мероприятия по понижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые года существования.

3) Ранняя диагностика и своевременное излечение перинатальной церебральной патологии.

4) Ранняя диагностика и корректировка патологий формирования речи у детей. Весьма немаловажно понимать приблизительные сроки наступления единичных этапов стандартного хода речевого формирования. Позднее возникновение первых слов (уже после 1 года 3 месяцев) либо фраз (уже после 2 года) считается достаточным основанием для вмешательства логопеда. Признаки девиантного формирования фонологической системы детей являются абсолютным свидетельством для проведения курса логопедической и медико-педагогической корректировки.

5) При присутствии билингвизма у детей, нужен выбор соответственных способов обучения грамоте.

6) Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не навещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием способов подготовки детей к школе, формировании у него требуемых сенсомоторных и речевых умений.

К мерам преждевременной профилактики дисграфии Л.Г. Парамонова (2001) причисляет направленное развитие у детей этих психических функций, необходимая развитость каких нужна с целью стандартного освоения процессом письма, а непосредственно: формирование дифференцированного слухового восприятия; формирование акустический дифференциации звучаний; формирование пластических взглядов и визуального анализа и синтеза; обогащение словарного резерва и забота о правильном развитии грамматического строя речи; формирование фонематического анализа и синтеза (в наиболее позднем дошкольном возрасте).

Второстепенная профилактика дисграфий, согласно взгляду А.Н. Корнева (2003), состоит в проведении следующих мероприятий:

1) Своевременное обнаружение детей «группы риска» (в оптимальном виде ещё до обучения в школе) и осуществление с данными ребятами, имеющими повышенный риск появления дисграфии, коррекционно-профилактической работы.

2) Корректировка фонетико-фонематических патологий.

3) Создание многофункционального базиса письма, а непосредственно:

– формирование речевых навыков и функций, требуемых с целью освоения грамотой (стимуляция осознания звуковой стороны выступления, стимуляции слухового внимания, усовершенствование фонематического восприятия и формирование точных фонематических взглядов, создание навыков фонематического анализа и синтеза);

– формирование визуально-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления (отработка ориентировочной фазы при исполнении перцептивных и конструктивных задач; усовершенствование оперирования сенсорными идеалами и освоение соответствующими словесными понятиями; формирование умений мысленного перемещения и видоизменения визуальных образов; создание навыков схематичного изображения пространственных представлений);

– создание изобразительно-графических способностей (штриховка, обвод, перерисовывание геометрических фигур, дописывание незавершенных рисунков и рисунков с нехватающими элементами, письмо букв и текстов согласно трафаретам и др.);

– формирование сукцессивных возможностей (упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воссозданию временной последовательности явлений.

– формирование возможностей к концентрации, распределению и переключению внимания (в коррекционной работе применяются упражнения, направленные и к слуховой, и к зрительной модальностям; производится упор в создание свободной регуляции внимания).

4) Дети из «группы риска» нуждаются в индивидуализации темпов и способов обучения письму, в соответствии с когнитивным стилем ребенка.

Необходимо выделить, то что более подготовленными специалистами для реализации профилактики дисграфии считаются детские логопеды, основными задачами которых считаются предупреждение патологий речи и её недоразвития у детей раннего и младшего дошкольного возраста; преодолевание патологий речи, усовершенствование речевого формирования, языковых возможностей и предупреждение патологий письма и чтения у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Но, согласно сведениям Е.А. Логиновой (2004) широкомасштабная профилактика дисграфии ведется логопедами сейчас только в условиях дошкольных логопедических групп для детей с единым недоразвитием речи.

Работа с детьми, страдающими ОНР, подразумевает не только лишь создание у детей «инвентаря» языковых средств и усовершенствование их использования в речи. Данная деятельность ориентирована и в многостороннее формирование психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций и свойств, в отсутствии каких невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная работа, а кроме того переключение на новейший высококачественный уровень речевого и умственного формирования - освоение письменной речью. Таким образом, логопед, работающий с дошкольниками, непременно уделяет интерес формированию у ребят моторных функций рук и графомоторных навыков, формированию у их способностей языкового анализа и синтеза. В большинстве ситуации за период присутствия в логопедической группе ребята овладевают и умениями символизации произносимой речи с поддержкой букв.

По другому говоря, в верно созданной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все без исключения направления профилактики дисграфии. При этом деятельность логопеда тем эффективнее, нежели прежде она была начата, так как с возрастом способности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации недостатка сокращаются.

В целом, в профилактике дисграфии у дошкольников возможно отметить базовые тенденции, работа согласно которым с младшими дошкольниками реализуется одновременно и в отсутствии предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может производиться избирательно, на основе диагностики. Можно отметить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

1. Формирование сенсорных функций и психомоторики (визуального и слухового восприятия, визуальных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных взаимодействий и графоизобразительных возможностей).

2. Формирование межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности удержать в памяти и воссоздавать пространственную и временную очередность стимулов, операций либо символов).

3. Формирование психических функций (визуального и слухового внимания, памяти).

4. Формирование умственной работы (мыслительных действий: сравнения, сериации, сопоставления, систематизации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования работы, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

5. Формирование речи и создание навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (формирование складной монологической речи, возможности к предложениям и умозаключениям; усовершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

Согласно данным тенденциям может производиться и диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста в отношении склонности к появлению дисграфии. Безусловно, для любого возрастного этапа должны быть выбраны надлежащие диагностические задания (Е.А. Логинова, 2004).

Список литературы:

1. Артеменко О.Н.Принципы коррекционно-развивающей работы детей с отклонениями в развитии // Типология личности в символдаме и других методах психотерапии: Сборник научных работ по материалам Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд - во «Графа», 2009. – 302 с.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 336с.

3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с.

4. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М.: Просвещение, 1968. - 367с.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001. - 240с.

Просмотров работы: 4172