ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Богомолова А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важных компонентов общего развития ребенка является формирование такого психического познавательного процесса как речь. Дети, у которых отсутствуют проблемы в развитии, имеют хорошие способности в усвоении языка, присущего обществу, в котором они находятся. Речь – это необходимое средство связи, она является своеобразным «проводником» между ребенком и окружающим миром. Речь - совершенная форма общения, обладать ей может только человеку. Известно, что речь — это особая высшая психическая функция, за которую отвечает головной мозг, поэтому любые, возникающие проблемы в ее формировании должны быть выявлены своевременно. Для того чтобы речь формировалась в соответствии с нормой необходимо обратить внимание на некоторые факты: кора головного мозга ребенка должна быть развита на определенном уровне, должен сформироваться артикуляционный аппарат, сохранен слух. Ещё один важный показатель — нормальная, благоприятная речевая атмосфера с самого рождения ребенка.

Детей с тяжелыми нарушениями речи относят к категории отклоняющегося развития, важно отметить, что у них отсутствуют первичные нарушения интеллекта и слуха, но имеются заметные речевые отклонения, которые влияют на психическое состояние ребенка и на формирование психики в целом. Известно множество причин, которые приводят к нарушениям речевой деятельности. Они делятся на факторы внешней среды и на внутренние факторы. Так речевые нарушения могут возникать вследствие следующих причин: патология в утробе матери, отравления, вирусные и инфекционные заболевания матери, а так же вредные привычки и нездоровый образ жизни матери. Затяжные или стремительные роды могут привести к асфиксии или родовой травме соответственно, кровоизлияния в мозг, различные заболевания в первые годы жизни ребенка, черепно-мозговые травмы, неблагоприятные социальные и бытовые условия-всё это может послужить фундаментомвозникновения речевых нарушений. У детей с тяжелой речевой патологией наблюдается заметное отставание во всех сферах познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и др.). Существует два вида классификаций речевых нарушений. Сущность медико-педагогической классификации заключается в определении факторов и аномальных проявлений речевых недостатков. То есть это нарушения голоса, темпа и плавности речи, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, нарушения чтения и письма. Психолого-педагогическую классификацию применяют для формирования специальных групп детей дошкольного возраста. Согласно ей существуют следующие дефекты речи: фонетико-фонематические, фонетические и общее недоразвитие речи.

В современном мире существует большое количество различных учреждений, работа которых сосредоточена на становление и исправление речи. Со всеми детьми, в индивидуальном порядке,занимается группа специалистов разных профессий, в том числе и невропатолог. Важно, что процесс коррекции протекает при содействии всех членов группы. Если у ребенка отсутствует речь вообще или же сводится к произношению отрывков слов, то возникают трудности в определении основания нарушений. Поэтому диагноз ставится не сразу. Он проясняется в процессе самой коррекционной работы. Важным компонентом индивидуальных занятий является релаксация: ребенок должен почувствовать себя комфортно. Необходимо обеспечить «домашнюю» обстановку, чтобы добиться с ним прочного эмоционального контакта. У напряженного ребенка нельзя вызвать никакой речи, потому что у ребенка, прежде всего, надо вызвать доверие. Основную работу с ребенком, у которого имеются проблемы в речи, проводит логопед. Исправление дефекта речи у каждого ребенка логопед производит индивидуально. Закрепляется проведенная работа воспитателем (в дошкольном образовательном учреждении) и родителями. Составляя распорядок дня, график занятий с логопедом и занятия воспитателя, необходимо учитывать возрастные, речевые и индивидуальные особенности детей. Планироваться занятия логопеда и воспитателя должны с учетом принципа тематического отбора материала. Во время изучения каждой темы подбирается такой словарный минимум (пассивный и активный), который так же учитывает речевые возможностидетей. Для большей эффективности новые слова следует закреплять на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). При выборе темыспециалисты советуют основываться на события, происходящие в жизни детей, всевозможные праздники, времена года. При изучении каждой темы логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению словаря,формируют навыки словоизменения и словообразования. Важным требованием к организации коррекционного процесса является необходимость практического использования полученных знаний. Процессы обучения и воспитания детей с тяжелыми речевыми нарушениями должны строиться на познании детьми окружающего мира и усвоении ими сферы социальных отношений.

Литература:

  1. Артеменко О.Н.Принципы коррекционно-развивающей работы детей с отклонениями в развитии // Типология личности в символдаме и других методах психотерапии: Сборник научных работ по материалам Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд - во «Графа» 2009. – 302 с.

  2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992. – 95 с.: ил

  3. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52.

  4. Электронный ресурс: http://libusb.ru/konspekty/programma-kisliakova-vvedenie/

Просмотров работы: 1240