ВАРИАТИВНОСТЬ ДЕТСКИХ ИГР КУЙБЫШЕВСКОГО, БАРАБИНСКОГО И ЧАНОВСКОГО РАЙНОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВАРИАТИВНОСТЬ ДЕТСКИХ ИГР КУЙБЫШЕВСКОГО, БАРАБИНСКОГО И ЧАНОВСКОГО РАЙНОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Терентьева О.Г. 1, Терентьев А.А. 2, Матюшенко А.А. 1, Сивкова О.А. 1, Волкова В.В. 1, Поздняк Т.Н. 1, Ратиловская Е.А. 1, Колесников А.А. 1
1Барабинский филиал Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области «Новосибирского областного колледжа культуры и искусств»
2АГАКИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Terentiev Olga Georgievna Candidate of pedagogical Sciences, honored worker of science and educationTerentyev Alexey AnatolievichPhD student AGAKI, member of the Petrovskaya Academy of Sciences and artsMatyushenko Anna Aleksandrovna4th year student of the Department of "Folk art"Sivkov Oksana Aleksandrovna4th year student of the Department of "Folk art"Volkova Veronica V.4th year student of the Department of "Folk art"Pozniak Tatiana Nikolaevna4th year student branch of "Folk art"Ratulowski Elena4th year student of the Department of "Folk art"Kolesnikov, Aleksandr Aleksandrovich4th year student of the Department of "Folk art"Baraba branchstate Autonomous educational institutionsecondary vocational educationNovosibirsk region"Novosibirsk regional College of culture and arts"

Не секрет, что подвижные игры современными детьми забыты и не востребованы, но ещё 5-10 лет назад ситуация была иной: играющих было много, причём все они были весьма сведущими в вопросах игры. Игроки точно знали правила, регламент, считалки и жеребьёвки, атрибутику и элементы театрализации. Сегодняшние информанты – бывшие активисты детских игр – студенты колледжа культуры решили провести исследование своих собственных воспоминаний. В ходе совместных бесед было обнаружено следующее:

1.Общеизвестная игра Кошки-мышки имеет, безусловный принцип – кошке необходимо догнать мышку, но в каждой местности происходит добавление или убавление каких-либо действий.

Например, в селе Венгерово выбирают кошку и мышку по считалке. Чертят одну линию, где стоит кошка, мышка становится возле кошки и говорит: «От врага три шага!» И убегает. (У кошки глаза не завязаны.) Кошка догоняет, все остальные ожидают очереди. Пойманная мышка становится кошкой.

В деревне Осинцево Чановского района имеются 2 варианта этой игры.

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Мышка становиться в круг; кошка - за кругом. Цель кошки - догнать мышку, при этом играющие мешают кошке догнать мышку, то опуская, то поднимая руки. После того, как кошка поймала мышку, выбирают новую кошку и мышку.

Возможен и вариант, о котором игроки договариваются: кошке завязывают глаза, а все остальные играющие являются мышками: при этом они бегают и хлопают. Пойманные мышки становятся кошкой, т.е. водящим.

Городские дети упорядочивают игру так: устанавливают заранее количество игроков, их может быть от 10 до 30. Перед началом игры нужно выбрать двух водящих: кошку и мышку. Остальные играющие становятся в круг, примерно на расстоянии одного шага друг от друга, и берутся за руки, образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку.

При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них.

Играющие стараются не пропустить кошку внутрь круга. Если же кошке удастся пробраться в круг, играющие сразу открывают ворота и выпускают мышку. А кошку стараются из круга не выпускать.

Игра заканчивается победой кошки и соответственно поражением мышки.

Правила игры:

1. Играющие встают лицом друг к другу и берутся за руки так, чтобы между ними оставалось достаточное расстояние.

2. Когда кошка пытается пробраться внутрь круга, или наоборот выбраться из него, играющим запрещается сдвигать плечи.

3. Мышка, оказавшись за пределами круга, не имеет права убегать далеко.

В городах Барабинске и Куйбышеве необходима была считалка, которая начинала ещё один вариант игры. Сначала выбирают кошку, завязывают ей глаза, и раскручивают. Задают вопрос:

-Где стоишь?

-На мосту.

-Что пьёшь?

-Квас.

-Лови мышей, а не нас.

Все разбегаются, а у кошки кружится некоторое время голова. Мышки начинают хлопать. Пойманная мышка садится на лавку.

Выбор кошки и мышки мог происходить так: все встают в ряд – один закрывает глаза и указывает на кого-либо, называя: «Ты кошка, или ты – мышка».

Другой способ выбора заключался в предварительной пальчиковой игре: один держал руку ладонью вниз – все остальные подставляли под ладонь пальцы. Нужно вовремя убрать пальцы, но одного необходимо за палец поймать.

Причём исследователи-информанты отмечают, что данная игра сопровождается неким перевоплощением в «кошку» и «мышку». Игроки начинают вести себя согласно повадкам этих животных, подражая, имитируя, представляя себя во время игры в новой роли. «Кошка» - обязательно «выпускает» коготки, внимательно осматривает ряд игроков, намечая себе жертву; у «мышки» возникает суетливость, скованность движений, она «пищит», складывает руки как лапки грызуна.

2.Игры часто сопровождаются диалогом.

Городская игра в «Краски», «Красочки» или «Монах в синих штанах» построена в диалоговой форме.

По правилам игры выбирается продавец и покупатель. Все остальные краски. Каждая краска загадывает свой цвет и тихонько сообщает его продавцу.

Итак, краски и продавец садятся на скамеечку. Покупатель подходит к игрокам и говорит:

- Тук-тук.

Продавец:

- Кто там?

Покупатель:

- Я монах в синих штанах. На лбу дырка, в кармане – бутылка, пришёл за красочками.

Продавец:

- Зачем пришел?

Покупатель:

- За краской!

Продавец:

- За какой?

Покупатель называет краску.

Если такой краски нет, продавец отвечает:

-Такой краски у нас нет. Скачи по дорожке на одной ножке!

Тогда покупатель обязательно прыгает кружок на одной ножке вокруг скамейки (или рядом с ней) и возвращается за новой краской.

Или при отсутствии другой красочки:

-Нет такой – иди домой!

Разворачивается и уходит. Потом снова приходит, пока не обнаруживается «нужная» краска, при этом продавец говорит:

-Есть такая. Платите столько-то.

(Называет число, как правило, возраст игрока), но не показывает, кто это. Покупатель должен быстро расплатиться (похлопать по ладошке продавца столько раз, сколько нужно заплатить).

Краска в это время вскакивает со скамейки и убегает так далеко, как может. После этого покупатель должен был поймать краску. Если получалось, то пойманный игрок становился покупателем. Если краске удавалось вернуться на скамейку не пойманной, игра начиналась сначала с прежним покупателем.

Игра «Краски» может быть и в сокращённом варианте. Краски загадывались заранее, и их цвет должен быть на одежде.

Продавец:

-Идёт монах в синих штанах!

Монах:

- Я монах в синих штанах, пришёл за красками

-Какую вам краску надо?

Краска бежит уже тогда, когда денежки считают. Деньги нужно символически передать, ударив по руке продавца, столько раз, сколько он запросил. Когда монах отсчитал нужную сумму, тогда может крикнуть: «Стоп!» Краска останавливается и монах должен угадать, сколько шагов до красочки, если мог достать рукой, то, конечно, себе забирал.

Диалогичность игры также сопровождалась театральностью, эмоциональностью.

3. Игры могли иметь странные названия и задания в которых уже были варианты, о которых игроки договариваются. Так, совершенно разнообразна игра с необъяснимым названием «Халихало!».

Для этой игры нужен мяч. Выбирают ведущего, который говорит: «Угадайте, что я вижу перед собой на букву (например, Т)». Возможно загадывать фильмы, мультфильмы, частично пересказывая сюжет, не называя героев. Все остальные пытаются угадывать, что это за слово, фильм. Ведущий кидает мяч по очереди игрокам. Однако, если игрок угадывает, то ведущий берет мяч и подбрасывает его вверх, крича «Халихало!» и убегает как можно дальше. Тот, кто угадал загадку, должен поймать мяч. (Если игрок поймал, то он становится ведущим) Как только мяч оказывается в руках угадавшего игрока, он говорит: «Стоп!», и в это время ведущий должен перестать убегать и остановиться. Если мяч не пойман, то игрок должен выбить ведущего. Если он его не выбил (не попал мячом), то ведущий загадывает слово заново.

Таким образом, можно отметить, что вариативность, о которой знали дети, помогала им не только разнообразить игру, но и проявить себя во взаимодействии, общении; научиться договариваться, фантазировать.

Просмотров работы: 763