СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Маханько А.В. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Увеличение числа людей с ограниченными возможностями здоровья является неоспоримым фактом. Причинами могут быть различные факторы: вредные привычки родителей (курение, алкоголизм, наркомания), инфекции в пренатальном периоде и травмы в натальном, ухудшение экологии. Однако важнейшей задачей любого коррекционно-педагогического процесса является не только выявление причин, но и своевременное составление индивидуального плана работы с ребенком в зависимости от имеющейся патологии.

В связи с увеличением влияния инклюзии, широкие слои масс относятся к людям с ОВЗ более лояльно, чем раньше, но некоторые проблемы остаются.

Выготский говорил, что при возникновении ограничения здоровья, третичный дефект проявляется в заниженной самооценке, неуверенности, подавленности.

Процесс развития ребенка с нарушением зрения интересует различных ученых (Назарова Н.М., Плаксина Л.И., Феоктисова В.А., Каплан А.И., СеченовИ.М., Ананьев Б.Г.), которые отмечали, что именно посредством зрения происходит ознакомление с окружающим миром. При невозможности восприятия среды появляется сложность в выборе методов взаимодействия, что выражается в замкнутости, скрытности, тревожности, агрессии [5, с. 17].

Основной задачей тифлопедагогики является изучение развития слабовидящих и незрячих детей, особенностей становления их личности, характера, индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей, что позволит преодолеть отрицательные проявления их черт и помочь в успешной социализации.

Фактор социальной депривации неблагоприятно сказывается на развитии ребенка: ограниченный круг общения с окружающим миром и людьми сказывается на познавательной, эмоциональной и личностной сферах [5, с. 2]. Усвоение социальных норм так же затруднено в следствие принятие лишь некоторых социальных ролей. Если же родители воспитывают ребенка с нарушениями зрения в условиях гиперопеки, то на ранних этапах развития проявляется несамостоятельность, замкнутость, а в подростковом возрасте – агрессивность, эгоцентризм.

Возможность адаптации зависит и от компенсаторных возможностей ребенка (была ли слепота врожденной или приобретенной, в каком возрасте она появилась, на какие психические функции повлияла), от знания этих особенностей строится коррекционная работа [4, с. 367].

Основной задачей специалиста является получение доверия ребенка, которое на первом этапе знакомства достигается путем игры. В процессе ознакомления с ребенком, необходимо выяснить, что именно его тревожит, в

Если в семье есть какие-либо разногласия, их устранения важно для создания благоприятной обстановки в доме, что позволит ребенку чувствовать себя защищенным. Социальная адаптация строится на понимании ребенком социальных ролей, которые он перенимает от родителей, поэтому полноценность и стабильность семейных отношений очень важна.

Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья возникает вследствие недопонимания со стороны окружающих, поэтому единственная реакция ребенка с особенностями проявляется в отрицательных эмоциональных всплесках. Поэтому задачами успешной социализации является:

  1. Установление благоприятного климата со сверстниками, участие в общих играх и внеклассных мероприятиях;

  2. Правильное отношение родителей к особенностям ребенка, постоянный эмоциональный контакт и поддержка с их стороны, дружеские отношения не только с ребенком, но и между родителями;

  3. Комплексная помощь специалистов, которые должны проводить консультации, объясняющие особенности ребенка с нарушениями зрения, показывающие его похожесть на остальных детей;

  4. Снятие тревожности, чувства вины, повышение самооценки посредством тренингов как для родителей, так и для сверстников.

Дети с нарушением зрения являются такими же полноправными членами общества, как и все остальные, потому ранняя комплексная помощь, обеспечивающая их адаптацию в обществе необходима. Наблюдение со стороны специалистов, правильное отношение окружающих, повышение самооценки ребенка, все это необходимо для его социализации.

Литература.

1. Коган Б. М., Яковлева А. В.Личностные характеристики слабовидящих подростков // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 67 – 72.

2. Конюхова Е.Ю. Использование инноваций в социальной реабилитации учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей // Педагогическое образование в России. – 2014. - № 1. – С. 76 – 79.

3. Малкова Т.П. Факторы социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2008. - № 4. – С. 106 – 108.

5. Назарова Н. М.. Специальная педагогика. – М.: Изд-во АСАDEMА, 2000. – 519 с.

5. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.

6. Феоктистова В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения. - С-Петербург: «Образование», 1995. - 147 с.

Просмотров работы: 3957