Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее самостоятельная работа студентов) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [4].
Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Можно сделать вывод: для развития творческих и креативных навыков среди студентов, необходимы определенные условия – готовность к выполнению самостоятельной работы, что предполагает мотивированность к получению знаний, систему контроля качества выполненной работы, консультационную помощь преподавателя [3] .
Среди методов организации самостоятельной работы студентов для направлений обучения, связанных с дизайном и рекламой распространены: работа с графическими редакторами; создание web-страниц; просмотр учебного видеоматериала; взаимодействие с инструментами, развивающими креативное мышление и творческие способности; организация студенческой выставочной деятельности; участие в тренингах и вебинарах.
Выставки-конференции, выставки, предполагающие обратную связь через возможность комментариев, голосования и прочих способов получить ответную реакцию в профессиональной среде способствуют заинтересованности участников. «Это объясняется тем, что профессиональному сообществу необходимо, чтобы в одном месте концентрировалось все, чтобы здесь можно было получить самую последнюю информацию» [1]. Интересным могут быть варианты участия в выставках смешанной аудитории: студенты – педагоги. Такой подход представляется целесообразным для формирования профессиональной среды, насыщенной примерами различных уровней подготовки и стимулирующим желание профессионального самосовершенствования. Немаловажным для формирования коммуникативного пространства профессионального сообщества в стенах вуза является систематичность такого рода мероприятий, они не должны носить единичный характер. В качестве первого шага нами был разработан проект творческой выставки студенческих работ «Моя картина мира». Название выставки было выбрано исходя из главной концепции проекта – участники отражают в своих работах своё личное представление, свою модель существующей действительности. Кроме того, название тесно связано с техникой исполнения, применяемой в работах – это фотоработы, живопись, электронная живопись, коллажи и прочее. Такой подход не только подчеркнул разноплановость восприятия мира участниками, но и позволил привлечь к участию студентов разных направлений подготовки, даже тех, кто не относил себя ранее к креативной элите. Немалое значение имело анонсирование выставки среди целевой аудитории. Исходя из тематики, для анонса был спроектирован плакат, на котором визуальный ряд был намеренно оформлен в примитивной форме, относящей нас к древним представлениям о мироздании (рис. 1). Внеаудиторным пространством для самостоятельной работы является не только стены вуза, но и Интернет-пространство, поэтому анонс выставки проходил как при помощи полиграфических плакатов в стенах учебного заведения, так и в Интернет среде (в виде веб баннера) и в студенческой газете, где анонсу посвящена отдельная статья.
Рисунок 1 «Афиша выставки»
Внедрение такого вида самостоятельной внеаудиторной работы, как участие студентов в выставочной деятельности, позволяет учащимся специальностей дизайна и рекламы совершенствовать свои навыки, формирует коммуникационную среду профессионального сообщества студентов и педагогов, где возможна обратная связь, позволяющая получить профессиональную и эмоциональную оценку своих творений. Такие подходы к определению тематики выставок, как наш пример, позволяют выразить студентам собственную гражданскую позицию, проявить креативность мышления и почувствовать единство коллектива и поддержку, развивает толерантность восприятия действительности, позволяет накапливать необходимый практический опыт для дальнейшего профессионального становления, а также помогает оценивать свои навыки на конкурентной основе, что является стимулом к повышению профессионального уровня.
Список литературы:
Бычков В. «Сделаем выставку?» Лаборатория рекламы, 2003, №1- С.9
Краснова Т.В., Власова А.А. Реклама как культурная функция образовательного процесса Успехи современного естествознания 2014. № 8. -С.175
Щербакова Е. В. Технологические аспекты организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педагогического вуза в условиях взаимодействия со школой [Текст] / Е. В. Щербакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 173-175.
Электронный ресурс: http://gigabaza.ru/doc/42618.html /дата обращения: 15.01.2015