О гражданственности, становлении гражданственности в нашем обществе речь идет уже давно. Что это такое, я решил разобраться.
Я выяснил, что гражданственность рассматривалась у старшеклассников с позиции ее воспитания в этом возрасте (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, И.С. Кон и др.).
Другие психологи рассматривали гражданственность как интегральное качество личности, в которое входят гуманность, толерантность, патриотизм, социальная ответственность и др.
Также гражданственность рассматривается как одна из характеристик субъектности личности. То есть готовы ли молодые люди взять на себя ответственность за свою жизнь, как относятся к себе и другим людям, насколько осознанно и самостоятельно принимают решения, терпимы к другим людям [4].
Р.А. Дормидонтов выделил критерии и показатели гражданственности старшеклассника: исторические и правовые знания в совокупности с критическим мышлением; знание Конституции, прав и свобод; знание истории страны; социальная ответственность и гражданская активность; ценностное отношение к окружающему миру (людям, обществу, родине), способность ее защищать [1]. Эти же критерии можно отнести и к студенческому возрасту.
О гражданственности, как качестве, присутствующем в структуре личности писала И.С. Еремина. Она полагает, что гражданственность проявляется на четырех уровнях: уровень развития политической сознательности и культуры, уровень усвоения комплекса правовых знаний и обязанностей, уровень личностного присвоения гражданских ценностей, уровень включения личности в систему ответственной зависимости [2].
Исследований гражданственности немного. Так, исследование гражданской ответственности учащихся профессионального лицея № 41 г. Краснодара показало, что гражданственность молодежи необходимо воспитывать. Для этого в учебном заведении должна быть разработана система по воспитанию гражданственности. В лицее разработанный и внедренный цикл мероприятий по формированию гражданской ответственности, включал в себя эрудит-марафон «Мой любимый город», коллективное творческое дело, проведенное в форме мозгового штурма, лекцию «Гражданская ответственность», классный час «Государственные символы России. Было доказано, что у учащихся наблюдается тенденция к повышению уровня знаний и пониманию гражданской ответственности. Выросло количество желающих повысить самообразование в вопросах гражданской ответственности: политическую и правовую культуру, нравственные качества гражданина как будущего специалиста. Возросло количество учащихся, считающих, что гражданская ответственность – это защита Родины, соблюдение законов, участие в политической жизни страны, ответственность за последствия своих поступков [3].
Формированию гражданственности способствует воспитание таких качеств, как коллективизм, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность, трудовая активность, развитое чувство долга. Так, в КубГТУ воспитательная работа во много направлена на воспитание гражданственности студентов. Проводятся различные коллективные мероприятия, организуемые в самом вузе, Департаментом по молодежной политике края, организуются конкурсы студенческих научных работ, посвященных различным аспектам гражданственности. В любом случае, без целенаправленной, активной работы общества воспитание гражданственности невозможно.
Литература
1.Дормидонтов Р.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода: Дис… канд.пед. наук. – Липецк, 2006. URL.: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-grazhdan stvennosti-starsheklassnikov-na-osnove-kulturol (дата обращения: 17.01.2015 г.)
2.Еремина И.С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности /Современные исследования социальных проблем. – 2012. - № 9 (17). URL.: http:// cyberleninka.ru/article/n/suschnost-proyavleniya-fenomena-grazhdanstvennosti-v-strukture-hichnosti (дата обращения: 05.11.2014 г.)
3.Миллер С.В., Крутых Е.В. Особенности формирования гражданской ответственности учащейся молодёжи /Современные наукоёмкие технологии. – 2013. – № 7 –2. – С.185–187.
4.Крутых Е.В. Формирование субъектности студентов в различной образовательной среде /Трансформация подходов к образованию в России и странах СНГ, Reiss K.Stuttgart, 2013. С. 66–77.