ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ПРОЦЕССУ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ПРОЦЕССУ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вараксина В.В. 1
1Уральский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос об адаптации студентов к обучению в вузе не теряет своей актуальности. Каждый первокурсник, в том числе, и на факультете психологии, проходит через закономерные этапы включения в процесс обучения, освоения первоначальных, научно-теоретических основ профессии и испытывает вполне прогнозируемые чувств и состояния, которые еще в 1990-х гг. на факультете психологии МГУ обозначили как «кризис ожиданий» [4, 5]. Последствия этого кризиса, связанные с тем, что первоначальные представления о профессии подвергаются серьезному пересмотру и трансформации, что нередко сопровождается негативными переживаниями, подавленным состоянием, разочарованием, вплоть до отказа от продолжения обучения [2, 3]. Предупреждение и купирование столь отрицательных последствий, связанных с недостаточно осознанным выбором будущей профессии и нормативными с точки рения возрастной психологии завышенными ожиданиями, характерными для юношеского возраста – важная задача, решению которой каждое структурное подразделение ежегодно уделяет особое внимание [1].

Институт психологии также проводит работу по адаптации первокурсников, что включает в себя целый ряд мероприятий. В данном сообщении предполагается обсудить промежуточные результаты проекта, выполняемого студентами 3 курса в рамках учебного предмета «Психодиагностика». Как показывает анализ специализированной литературы [1, 3, 4], для студентов-психологов характерна выраженная мотивация к самопознанию, рефлексии и саморазвитию. Представляемый проект направлен на содействие первокурсникам-психологам в процессе самопознания и раскрытия своего личностного потенциала, осознания своих сильных сторон, профессионально важных качеств, необходимых для успешной самореализации в будущей профессии.

На первом этапе реализации проекта был проведен анализ специализированной литературы и осуществлена работа фокус-группы. В результате был выделен ряд факторов, существенно влияющих на успешность адаптации первокурсников-психологов к процессу обучения. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Новый терминологический аппарат – первокурсникам-психологам, отчасти знакомым с психологией по тренингам и работе школьного психолога, приходится переходить с уровня житейской психологии на уровень теоретического и методологического осмысления различных проблем.

  2. Стереотипные представления о деятельности психолога – серьезное препятствие для полного восприятия новой информации, связанной с этическими требованиями к работе психолога, законодательной базой, обеспечивающей оказание психологических услуг, направлениями и аспектами работы психолога-практика.

  3. Максимальная включенность в учебную деятельность – необходимое условие, предполагающее проживание учебного материала, усвоение его не только на уровне запоминания, а постоянное наложение теорий и подходов на примеры из жизни и практической деятельности, предлагаемые преподавателями.

  4. Конфликт между ожиданиями и содержанием учебной деятельности – закономерный и прогнозируемый вариант развития событий. Каждый первокурсник-психолог идет обучаться профессии, ожидая, что с самого начала будет много тренингов, что его сразу начнут учить, «как помогать людям», «как оказывать влияние», «как изменить свою жизнь». А учебный план, особенно на первом курсе, наполнен общеобразовательными предметами, а курсы по психологии нередко имеют общетеоретический характер.

  5. Чрезмерная рефлексия, самокопание, вторичная травматизация – характерные явления, сопровождающие процесс обучения. Примеры различных травматических событий, анализ сложных случаев, описания глубинных состояний и переживаний – неотъемлемая часть профессионального обучения студента-психолога. Во многом ему, еще совсем юному и только делающему первые шаги в профессии, приходится в рамках учебных курсов сталкиваться с очень болезненными и небезопасными явлениями. В этом отношении первичная профессионализация студентов-психологов и студентов-медиков очень близка – нередко складывается впечатление, что «все больны».

  6. Неумение сформулировать мысль – вызывает большие трудности, так как нередко авторитет и грамотность речи преподавателя, владение большим объемом теоретического материала и обширный практический опыт – действуют подавляюще на первокурсников, они затрудняются задавать вопросы, формулировать ответы на необходимом уровне. Происходит отказ от житейского описания психологических явлений, но нехватка наработанной профессиональной лексики блокирует многие попытки высказаться, принять участие в диалоге с преподавателем.

  7. Новый режим обучения – вполне закономерно, что смена режима, вызванная необходимостью ежедневно добираться до университета, преодолевая транспортные проблемы, работать не по 40 минут, как это было в школе, а целую пару, при этом преподаватель задает больший темп, чем на уроках и в меньшей степени включает активизирующие моменты, если это лекционное занятие – все это вызывает физиологический и информационный стресс и провоцирует негативные чувства и состояния, вызванные перестройкой организма, включением в новый формат функционирования.

  8. Страх быть отчисленным – этот фактор нередко звучит в результатах опроса первокурсников и студентов более старших курсов. Во многом он сопровождается повышенной рефлексивностью и тревожностью, завышенными требованиями к себе, характерными для тех, кто страдает «комплексом отличника».

  9. Недостаточный контакт со старшекурсниками – установлено, что студенты, проживающие в общежитии и активно общающиеся со старшекурсниками, легче адаптируются к обучению, так как получают необходимую поддержку и в виде информации о том, к какому предмету нужно готовиться усиленно, и в виде эмоциональной поддержки и сочувствия. Также сам факт присутствия в ближайшем окружении людей, которые справились с трудностями вхождения в новую социальную реальность существенно влияет на представления первокурсников о самой возможности выстоять и совладать с ситуацией адаптации.

  10. Снижение заинтересованности в учебе – во многом связан с п.4 и п.7 – длительный учебный процесс (семестровые курсы), необходимость самостоятельно самоорганизовываться, контролировать свой процесс продвижения в профессиональном обучении – эти задачи довольно сложны для созревающей личности. Большое количество теоретического материала и необходимость разбираться в нем – сильно снижают первоначальную мотивацию к овладению профессией.

  11. Сомнения в правильности выбора профессии – характерны и закономерны для первокурсников, когда их знакомят с изнанкой деятельности психолога, в которой, как и во всякой работе, много рутинных моментов – примеряя на себя эти процедуры, первокурсник начинает сомневаться в том, получится ли у него выполнять этот вид деятельности на высоком уровне, сможет ли он получать удовольствие от этой работы, сможет ли он обеспечить себе благополучное будущее.

Таким образом, в результате работы фокус-группы удалось определить ряд существенных факторов, негативно влияющих на адаптацию первокурсников-психологов. В рамках представляемого проекта для оценки и контроля влияния этих факторов была сформирована тестовая батарея, включающая опросные методики и анкеты. Была реализована диагностика первокурсников – психологов на предмет выраженности всех перечисленных дезадаптивных характеристик. Предполагается, что запланированные в рамках проекта ознакомление первокурсников-психологов с результатами их диагностики, индивидуальное обсуждение степени выраженности того или иного фактора, препятствующего адаптации, выявление сильных сторон и ресурсов личности, позволят преодолеть трудности включения в учебный процесс.

Список литературы:

1. Белова Д.Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. -Екатеринбург, 2004. - 26 с.

2. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопр. психологии. -1999. - № 2. - С. 42-49.

3. Иванова Е.С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций. // Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. психол. наук. – Екатеринбург, 2007. – 26 с.

4. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения // Вестн. Моск. ун-та. -Сер.14. Психология. -2000. -№ 1. - С. 48-56.

5. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов // Вестн. Моск. гос. ун-та. - Сер.14. Психология. - 2005. -№ 2. - С. 7-17.

Научный руководитель: Иванова Е.С., к.пс.н., доцент, кафедра общей психологии Института психологии УрГПУ.

Просмотров работы: 1366