«БЕЛОЕ ПРОСТРАНСТВО» В ПРОИЗВЕДЕНИИ Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ «ГДЕ Я БЫЛА» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«БЕЛОЕ ПРОСТРАНСТВО» В ПРОИЗВЕДЕНИИ Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ «ГДЕ Я БЫЛА»

Цыплухина Н.В. 1
1Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одна из характерных черт рассказа Петрушевской Л. С. «Где я была» состоит в акцентировании внимания читателя на белом пространстве – большой территории, дающей свободу действия и движения – месте, в которое «проваливаются, словно переходя куда-то», как случилось это с Юлей, главной героиней.

Неоднократное упоминание белого цвета в общем, и белого пространства в частности (всего девять случаев), подчеркивает мистический уклон произведения.

В противоположность белому, черный цвет (тяжелый, печальный1), в рассказе упоминается только три раза. Мы читаем, что во дворе «везде был черный бурьян», на улице «загремели черные скелеты деревьев»2. Черноволоса девочка Маринка – внучка Бабани.

Петрушевская никак не обыгрывает черный, это ни «тьма», и ни «конец». Черный здесь не сопоставляется и не противопоставляется белому, но что характерно - уныние, болезненное состояние приходит именно с белым цветом.

Известно, что смысловое наполнение символики белого цвета, как такового, различно в зависимости от выбора категории рассмотрения. Так, с позиции социального общества, белый цвет считается символом чистоты, мира, благородства и высшей власти3.С позиции человеческих взаимоотношений белый цвет олицетворяет собой невинность и правду. Эти позитивные отождествления хорошо известны многим; менее известна трактовка белого цвета как символа неизвестности, неизведанности4. Еще реже упоминание белого цвета встречается в связи с тем, что он культуре загробного мира.

На Востоке белый цвет окружает человека после смерти, помогая ему видеть вокруг себя. По этой же причине на похороны одевают белые наряды – только так душа умершего не потонет во мгле. Отсюда следует, что белый - это и свет, и жизнь после жизни.

В религиозной символике духи, души из другого мира, выглядят как белые фигуры.В Библии сказано «Вид его был как молния, и одежда его бела как снег» - так описывает в своем Евангелии Св. Матфей ангела Господня откатившего камень от входа в могилу Христову (Мф. 28:3)5.

Впервые мы видим белый цвет подходя вместе с Юлей к дому Бабани. «Тоска, простор, белые небеса, счастье прошлых лет». Небеса белого цвета были поставлены в один ряд с тоской и давно утекшем счастьем.

Видя кругом белый свет, Юля сама сравнивает его с уходом - «Белый свет сверкал сквозь сумерки, белые пространства обморока».

Белое пространство окружало Юлю, становясь для нее предвестником обморока, неким переходом в другую жизненную грань – забытье, пусть и кратковременное -«Тут закружилась голова, и кругом все стало отчетливо, ослепительно белым - но только на мгновение».

Белое пространство буквально преследует ее «опять какое-то далекое белое пространство (бред, но он быстро прошел)». Петрушевская пишет «какое-то» и читатель видит всю неопределенность этого состояния, чувствует внутреннюю борьбу героини, которая сама себе говорит, что это «бред».

В конце концов Юля предвидит очередное появление белого пространства, сравнивает его со снежным покровом - «Опять открылось (вот оно!) бескрайнее белое пространство, как снега кругом».

В следующий раз белый цвет застает Юлю в больнице. «Юля лежала в огромной темной комнате с белыми стенами», «Рядом стояла еще кровать с какой-то неподвижной грудой белого», «Груда белого на соседней кровати зашевелилась».

Комната – одновременно темная и с белыми стенами – огромна. Она само пространство, о котором упоминалось ранее. Юля будто тонет в нем, но вот рядом виден другой предмет – и он тоже белый!

Юля видела как «Вошла заспанная медсестра в белом халате». Белый – основной цвет медицинской спецодежды, хотя сейчас персонал больниц часто можно встретить в светло-розовой или светло-голубой форме. Однако, думается, что подчеркивание цвета халата – не случайно. Ведь призраки во многих культурах изображаются в виде белых (прозрачных) фигур, как нечто противоположное тени.

На русском Севере в образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Известен фразеологизм «белая смерть», в некоторых заговорах больной называется белым, а здоровый красным6.

Читатель оставляет Юлю вместе с диагнозами, вполне совместимыми с жизнью – переломами. Так что медсестра, как женщина в белых одеждах, может и не быть прямым обличьем смерти. Но несомненно, что Петрушевская умело использовала белый, чтобы придать рассказу настроение загадочности и драматичности.

В заключение рассмотрения специфики цветоупотребления в рассказе Петрушевской Л. С. «Где я была» можно сделать следующий вывод. Читатель встречается с поэтикой белого цвета и пространства на протяжении всего произведения. Делая акцент на белом, Петрушевская, подобно художникам-экспрессионистам усиливает и усложняет эмоциональный фон рассказа, вызываю у читателя ассоциацию «белый - белое пространство – забытье - граница с потусторонним миром».

1 Дорофеева Э.Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. //Психические заболевания. Л., 1970.

2 Петрушевская Л. Где я была: Рассказы из иной реальности. — М.: Вагриус, 2002.

3 Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950

4 Герои сказок стремятся увидеть «белый свет», то есть неизвестный им мир. См., например: «Стальное колечко» К. Паустовского, «Пес спешит на помощь» К. Нестлингер и другие.

5 Библия, русский синодальный перевод. Мф. 28:3 Режим доступа http://xlib.narod.ru/rst/index.htm. Дата обращения 15.01.2015

6 Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, Советская энциклопедия, 1991

Просмотров работы: 882